Лучший педагог года

Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

Марина Новицкая
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

В современном мире актуальность данной проблемы состоит в том, что происходит снижение возраста детей при поступлении в детский сад. Если раньше родители отдавали своего ребенка в дошкольную организацию в возрасте 3 лет, то сейчас в связи с экономической и социальной ситуацией в мире в детский сад стали принимать малышей с 1,5 лет. Мамы стремятся побыстрее выйти на работу, построить карьеру, быть не зависимыми в финансовом плане от мужа. Из-за этих и других факторов, часто родители стремятся к тому, чтобы оставить ребенка в первое же время в детском саду на весь день. Они не понимают, что этим они могут навредить своему ребенку, могут усложнить привыкание к детскому саду. Если родители отдали своего малыша в возрасте 1,5 лет в дошкольную организацию, то адаптация для этого ребенка тоже имеет свои особенности и правила которым необходимо следовать.

Публикация «Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации» размещена в разделах

Конечно, несмотря на данную проблему, адаптация детей в возрасте 3 лет проходит намного лучше, потому что:

- на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами;

- словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов, что позволяет лучше понять ребенка, если он что-то хочет сказать;

- на третьем году жизни ребенок углубляет свои знания в предметной деятельности, а ведущей деятельностью становится – игровая (через игру, ребенок учится моделям поведения в разных ситуациях, учится обследовать мир, запоминает цвета и формы);

- у детей к трем годам появляется интерес к сверстникам;

- ребенок в 3 года привязан к матери, но не так сильно как в 1,5 года.

Но также и в возрасте трех лет, бывает и сложная адаптация у ребенка :

- нарушение настроения;

- нарушение сна;

- нарушение аппетита;

- нарушение иммунитета: вследствие стресса у малыша страдает иммунная система. Они начинают часто болеть ОРВИ, легко заражаются друг от друга;

- нарушение поведения.

Изучая данную проблему, можно выделить работы таких авторов как:

1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста.

2. Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник : обучение и развитие. Воспитателям и родителям.

3. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения в семье

4. Костяк, Т. В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду.

5. Соколовская, Н. В., Адаптация ребенка к условиям детского сада. Управление процессом, диагностика, рекомендации.

Теоретическое изучение данных работ позволило выделить понятие адаптации, от которого мы отталкиваемся в своей работе и, исходя из этого, мы выделили особенности адаптации детей к условиям ДОО в возрасте 3 лет и особенности адаптации детей раннего возраста.

Выделяют три фазы адаптации детей 3 лет к условиям дошкольной организации :

1. Острая фаза – в это время у ребёнка могут наблюдаться частые заболевания, нарушение сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад. Изменяется поведение: могут проявляться упрямство, грубость и даже регресс в речевом развитии.

2. Собственно адаптация – в этот период ребёнок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.

3. Фаза компенсации – дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психологических процессов.

Внутренний мир ребенка 3 лет начинает наполняться противоречиями:

- стремится к самостоятельности но в тоже время не может справиться без взрослого;

- ребенок любит близких, но он не может, не злится из-за ограничения его свободы.

В 3 года ребенок переживает мощный возрастной кризис.

Особенностями адаптации детей в возрасте 1, 5 лет, к условиям дошкольной образовательной организации являются :

1. Легкая адаптация – поведение ребенка раннего возраста нормализуется в течение 1-2 месяцев: незначительное снижение аппетита, взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.

2. Адаптация средней тяжести – все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, происходит снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней.

3. Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью от 2 до 6 и более месяцев и тяжестью ее проявлений. Тяжелая адаптация подразделяется на два вида:

- повторные заболевания, которые неблагоприятно отражаются на состоянии организма ребенка, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития;

- длительность и тяжесть проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита, нарушение сна – чуткий, укороченный, снижена ориентировочная активность. Упорно избегают контактов со сверстниками, проявляет агрессию или уединяется. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние нарушено. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно.

На основании изучения научных работ Баркан А. И. и Бондаревской Е. В. нами были выделены, следующие показатели успешной адаптации :

- отсутствие отрицательных и наличие положительных эмоций;

- отсутствие реакций страха;

- наличие познавательного интереса (к совместной деятельности, к игре, к окружающим, к изобразительной деятельности);

- сформированность коммуникативной деятельности (легко вступает в контакт, приглашает играть);

- отсутствие отказа от двигательной деятельности, отсутствие излишней возбудимости;

- сон (спокойный, глубокий);

- аппетит (хороший).

Исходя из этого, мы поставили задачу:

- Изучить опыт взаимодействия современного детского сада и родителей в период адаптации ребенка раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

После изучения документации и наблюдения за педагогами групп раннего возраста, мы выявили, что в целом проблемой адаптации детей раннего возраста в детских сада не занимаются.

Изучая научные работы, были выделены формы, методы и педагогические условия адаптации.

Этапы адаптации по Соколовской Н. В. :

1 этап. Подготовитeльный (апрель-май).

2 этап. Нaблюдение (июнь-август).

3 этап. Анaлиз и выводы (сентябрь-октябрь).

Осoбенностями первого этапа выступают работа с родителями и организация медико-психолого-педагогической службы в период адаптации ребенка.

Цели и задачи второго этапа:

- поэтапный прием детей в группу;

- постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;

- нaблюдение за детьми в период адаптации;

- организация консультаций для родителей;

- разработка индивидуального режима для каждого ребенка;

- оформление листoв адаптации, оценка уровня нервно-психического развития детей.

Цели и задачи третьего этапа:

- обрa ботка результатов: анализ адаптационных листов, анализ индивидуальных карт развития;

- выявление детей с тяжелой степенью адаптации;

- индивидуальная работа с детьми;

- рекомендации рoдителям и педагогам по проведению коррекционно-развивающих занятий (игр) с детьми;

- внесение изменений в сущeствующую модель работы.

В процессе адаптации ребенка в ДОО также используют такие формы и способы адаптации детей как :

1. Элементы телесной терапии (обнять, погладить).

2. Исполнение колыбельных песен перед сном - колыбельные - первые уроки родного языка для ребенка.

3. Релаксационные игры (песок, вода) - релаксация - это снятие напряжения, расслабление, отдых.

4. Сказкотерапия.

5. Музыкальные занятия и развитие движений.

6. Игровые методы взаимодействия с ребенком.

Педагогические условия адаптации детей раннего возраста :

- приближение домашнего режима дня к режиму детского сада;

- приучение ребенка к процедурам питания, использованные детским садом;

- активное участие родителей в адаптационном процессе;

- полная осведомленность о ребенке и его семье;

- взаимодействие: родители – педагог - ребенок;

- учет индивидуальных психологических особенностей;

- совместная игровая деятельность;

- приучать ребенка к новым условиям детского сада постепенно;

- использование интерактивных форм взаимодействия с родителями;

- осуществление адресного педагогического просвещения (на основе индивидуальных запросов и потребностей).

При изучении данной проблемы были проведены исследования в ДОО № г. Новокузнецка и в ДОО № поселка Краснобродского.

При исследовании адаптационного процесса детей в детском саду № г. Новокузнецк, были выявлены положительные стороны как:

- организация консультаций и родительских собраний по теме «Адаптация к условиям детского сада» также в группах оборудован родительский уголок по данной теме, в котором родители могут найти полезную информацию для себя и своего ребенка;

- использование такой документации как: протоколы родительских собраний, перспективный план с указанием проведения различных консультаций с родителями воспитанников и планируемых занятиях с детьми, «Табель посещаемости», «Карантинный журнал», листы адаптации;

- наличие информационного ресурса, где имеется блог для общения родителей, информация о ДОО и полезные ссылки для родителей и педагогов в сфере обучения и воспитания.

Отрицательные стороны процесса адаптации в ДОО № :

- отсутствие какой либо информации о адаптации к условиям детского сада в сети интернет;

- во время приема детей не используются художественные слова, вовлечение в игру либо других средств, для облегчения привыкания детей к условиям группы;

- в данной группе во время приема детей были использованы, лишь уговоры, брали детей на руки, показывали игрушки, либо усаживали за стол и давали книжки или настольные игры, такие методы часто приводили к тому, что ребенок начинал плакать, звать маму или отказывался играть.

Положительные стороны процесса адаптации в ДОО № поселка Краснобродского:

- использование разнообразной документации : листы адаптации, журнал «Протоколы родительских собраний», перспективное планирование, «Тетрадь посещения семьи», журнал «Работа с неблагополучными семьями», «Карта стула или карантинный журнал», тетрадь «Утро радостных встреч», «План воспитательно-образовательной работы с детьми», «Тетрадь движения», «Табель посещаемости»;

- знакомство воспитателя группы с ребенком еще до посещения группы, путем посещения семьи ребенка детского сада;

- в группе где проходит адаптация детей оборудован в приемной комнате уголок для родителей, где освещаются разнообразные темы воспитания детей, в том числе и процесс адаптации к условиям детского сада;

- организация консультаций и родительских собраний по различным темам;

- адресное решение проблем родителей, воспитатель вправе советоваться с заведующим детским садом, старшим воспитателем либо психологом как помочь в той или иной проблеме родителям воспитанников своей группы;

- наличие информационного ресурса в сети интернет, с разнообразной информацией по поводу процесса адаптации детей к ДОО, также присутствует форум для общения родителей, имеются фотографии групп;

- использование художественных слов, личного поручения ребенку, метода вовлечение в игру во время приема детей в группу, тем самым облегчая привыкание воспитанников к условиям детского сада.

Изучив и сравнив, условия организации адаптации в представленных дошкольных образовательных организациях, нами была разработана некая модель создания условий в период адаптации к ДОО :

1. Разработать личную страничку на сайте детского сада для каждого воспитанника в период адаптации к дошкольной организации. На данной странице должно быть: фото ребенка, фото воспитателей, фото, как ребенок провел день (обновляется каждый день, информация о ребенке, появившиеся проблемы в период адаптации, способы решения этих проблем, полезные статьи для родителей.

На личную страницу ребенка с целью конфиденциальности информации и защите прав, родителям дается уникальный код, с помощью которого только они могут зайти на страницу своего ребенка. При утере личного кода, родители должны сообщить это воспитателю группы.

2. Установить в приемной группы электронную фото рамку, для показа фотографий детей, как прошел день. Фотографии должны быть строго отобраны, с учетом разрешения родителей на показ фото своего ребенка.

3. Рекомендовать детскому саду № изучение опыта взаимодействия родителей и дошкольной организации в период адаптации ребенка раннего возраста к условиям ДОО №.

4. Детскому саду № следует ввести такую форму работы как, посещение семьи и работа с неблагополучными семьями и пополнить свою документацию: «Тетрадь посещения семьи», «Работа с неблагополучными семьями».

Методические рекомендации для воспитателей групп раннего возраста

1. Пополнить документацию в сфере адаптационного процесса : «Утро радостных встреч», рекомендованный документ может называться по-другому, но в нем должно подробно описываться как вести себя, и что делать с ребенком во время принятие его в группу, как вести себя, если ребенок плачет. В данном журнале, записываются все применяемые игры и художественные слова в адаптационный период.

2. Наполнить информацией «Уголок для родителей», касающейся адаптационного периода в приемной группы детского сада № и № .

3. Педагогам группы обоих детских садов, стараться осуществлять адресное решение вопросов поступающих от родителей в небольшой период времени.

4. Детскому саду № следует осуществлять работу с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

5. Необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе, это поможет ребенку быстрее и без особых усилий адаптироваться к условиям группы.

6. Каждодневное пополнение информации на сайте дошкольной организации, в разделе свей группы.

7. Регулярно организовывать различные мастер классы, круглые столы, родительские собрания, клубы по интересам для родителей.

Методические рекомендации для родителей

1. Домашний режим дня, должен быть схож с режимом дня в детском саду, это ускорит привыкание к условиям дошкольной организации.

2. Стараться обращать внимания на информацию, предоставленную в приемной группы в «Уголке для родителей».

3. Следует ежедневно разговаривать с ребенком о детском саде, о том, что он может там делать, что увидит или увидел, что воспитатели в группе ему всегда помогут, если что-то понадобиться; напоминать, что мама его обязательно заберет домой. Такие разговоры с ребенком формируют у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад.

4. По каждому интересующему вопросу необходимо обращаться к воспитателю, не оставлять вопрос не решенным.

5. Стараться прислушиваться и выполнять советы воспитателя.

6. Стараться посещать все организуемые мероприятия для родителей, это поможет понять специфику дошкольной организации, поможет в решении возникающих проблем, данные мероприятия направлены на информирование родителей об успехах его ребенка, также для педагогической помощи в сфере общения с ребенком, понимания его страхов и капризов.

Публикации по теме:

Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации «Современные подходы к формированию у детей основ здорового образа жизни в условиях дошкольной образовательной организации» Задача раннего.

ФГОС. Особенности построения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации Бусловская т. в. :ФГОС ДО1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,.

Игровая ситуация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации» Адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом.

Методическая разработка «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации» Дошкольная образовательная организация (ДОО) является одним из основных институтов социализации детей дошкольного возраста. С поступлением.

Рабочая программа педагога дошкольной образовательной организации [«Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию.

Консультация для родителей «Фольклор как средство нравственного воспитания детей в дошкольной образовательной организации» Ранний возраст – время, когда закладываются основы физического, психического развития человека. Это период интенсивного развития речи, который.

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования).

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации В ФГОС ДО особое внимание уделяется организации предметно-пространственной развивающей среды. В соответствии с ФГОС ДО программа должна.

Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи как условие реализации ФГОС Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда закладывается основа основ его личности. Это тот период, когда маленький.

Значение проектной деятельности в дошкольной образовательной организации Значение проективной деятельности в дошкольной образовательной организации В связи с введением ФГОС необходимо создание основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
Опубликовано: 18 мая 2016 в 04:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД