МААМ-картинки

Адаптационная педагогическая программа развивающих занятий «Лаборатория профессора Ума»

Наталья Желтова
Адаптационная педагогическая программа развивающих занятий «Лаборатория профессора Ума»

ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ «ЛАБОРАТОРИЯ ПРОФЕССОРА УМА»

Актуальность

В настоящее время, как показывает опыт и многочисленные исследования, полноценного развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) можно достичь только в том случае, когда наиболее полно учитываются имеющиеся у них отклонения и особенности развития и в соответствии с этим создаются адекватные условия обучения и воспитания.

Публикация «Адаптационная педагогическая программа развивающих занятий „Лаборатория профессора Ума“» размещена в разделах

На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих задержку психического развития постоянно увеличивается, на что указывают исследования М. С. Певзнер, В. И. Лубовского, Ю. Дауленскене, Л. Тарнпол и других; во-вторых, в связи с тем, что успехи теории и практики дифференциальной диагностики позволяют всё более точно и во всё более широких масштабах обнаруживать детей с данной аномалией.

В настоящее время разработан и вступил в действие ФГОС дошкольного образования, одной из задач которого является: «обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья)», а также идёт процесс концептуальной переориентации системы мирового и отечественного образования на максимальную интеграцию детей с неглубокими аномалиями различного характера в сообщество нормально развивающихся детей. Отсюда возникает острая необходимость создания программ коррекции и развития детей с задержкой психического развития в обычных дошкольных образовательных учреждениях. Особенно заметен этот дефицит адаптивных программ в процессе подготовки старших дошкольников с ЗПР к школе. Между тем, исследования Т. А. Власовой, Т. В. Егоровой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной, У. В. Ульенковой и других учёных и исследователей, показывают, что без специального коррекционно-развивающего воздействия школьная готовность детей данной группы крайне низкая. Так, для детей с задержкой психического развития характерны : отставание в развитии мышления, причём отмечается недоразвитие практически всех мыслительных процессов; поведение детей импульсивно и зависит от их настроения в данный момент; дети или не хотят идти в школу или хотят, но не понимают правильно смысл своего пребывания в ней; дети с ЗПР не умеют, а зачастую и не хотят общаться с взрослыми и сверстниками.

В системе подготовки дошкольников к обучению в школе очень актуальной является организация педагогом-психологом коррекционно-развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно-значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе. Именно с этой целью нами используется данная программа, состоящая из 17 занятий. Программа является адаптированной, созданной на основе одноименной программы авторов Григорьевой М. Р., Калининой Т. В.

Новизна

Особенностью данной программы является то, что она адаптирована для дошкольников с задержкой психического развития.

Отличительными особенностями являются:

-сокращение объема занятий;

-упрощение заданий;

- вместо «капелек знаний», дети получают или рисуют синий круг.

Цель

Целью предложенных занятий является оказание старшим дошкольникам с задержкой психического развития помощи в развития школьно-значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности, предотвратить возможные трудности в общении с другими детьми.

Поставленная цель требует решения следующих задач:

• Привить ребенку умение подчинять свою работу (деятельность) на различных занятиях массе обязательных для всех правил. Так как подчинение правилам формирует у дошкольника умение регулировать свое поведение и тем самым формы произвольного управления им.

• Оказать помощь в развитии у детей школьно-значимых навыков и умений, а также таких психических функций, как мышление, речь, концентрация и переключение внимания, память, воображение, восприятие детьми задания на слух. Кроме того, программа занятий направлена на развитие у дошкольника самостоятельности, мелкой моторики рук, творческого мышления, чувства цвета.

• Оказать учащимся помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления трудностей адаптационного периода, помочь в приобретении ими навыков общения со сверстниками.

• Привить дошкольникам морально-нравственные представления об организации общения друг с другом.

Каждое занятие в рамках курса «Лаборатория профессора Ума» является самостоятельной единицей, но сохраняет общую логику проведения занятий и реализует задачи, поставленные перед всем курсом. Предложенная программа состоит из 17 занятий.

Предполагаемый результат:

Сформированная интеллектуальная готовность к школе: развита любознательность, желание узнавать новое, достаточно высокий уровень сенсорного развития, а также развиты образные представления, память, речь, мышление, воображение, т. е. все психические процессы.

Сформировано произвольное поведение:

- Умение понимать и принимать задание и предложения взрослого.

- Умение принимать решение и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

- Умение организовать рабочее место.

- Умение доводить начатое дело до конца и добиваться результатов.

Сформированы морально-нравственные представления об организации общения друг с другом:

- своевременное употребление слов благодарности;

- умение понимать настроение окружающих;

- умение слушать собеседника.

В основе курса лежат следующие принципы:

• Принцип многократного повторения материала для формирования у ребенка не просто умения, но и навыка.

• Принцип положительного подкрепления.

• Принцип доверия (откровенности) - мы доверяем друг другу, не боимся переспросить, если что-то непонятно, не боимся быть смешными.

• Принцип уважительного отношения друг к другу.

Материалы, используемые в программе : ксерокопии бланков приложений, тетрадь в клеточку с заданием на каждого учащегося, знаки «Как вести себя в школе», карточки с названиями лабораторий.

Оборудование: классная доска, мел, губка, цветные карандаши или фломастеры, белые листы бумаги формата А4, клей, ножницы, мяч, колокольчик.

Контроль результатов подготовки: беседа с родителями, контрольные самостоятельные задания, диагностика по тесту Векслера, диагностической программе Семаго.

Прикреплённые файлы:

vystuplenie_p9db3.ppt | 4757 Кб
 
Публикации по теме:

«Игры на логопедических занятиях» Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптационная педагогическая программа развивающих занятий «Лаборатория профессора Ума»
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 13:39
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД