Получи документы

Адаптированная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Светофорчик» для детей 5–7 лет

Ольга Чемакина
Адаптированная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Светофорчик» для детей 5–7 лет

Пояснительная записка

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастают и будут прогрессировать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения становиться все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.

Публикация «Адаптированная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма „Светофорчик“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего дошкольного возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.

В ходе дидактической игры «Путешествие дорожных знаков» и беседы с детьми 5лет, отмечается незнание элементарных правил поведения на дорогах, стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности.

Анкетирование родителей показывает, что недостаточно уделяют внимание детям по обучению правил поведения на дорогах.

Поэтому требуется проведение дополнительной комплексной работы по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.

В связи с этим была составлена адаптированная программа кружка

«Светофорчик».

Актуальность адаптированной программы «Светофорчик» :

• Данная программа основывается на том, что мы живем в эпоху интенсивного автомобильного движения, где транспорт является неизменным атрибутом нашего поселка, отвоевывая зачастую позиции у нас, пешеходов. В связи с этим большое значение имеет безопасность наших детей на улицах.

Обучение детей основам безопасного поведения, профилактика правонарушений на дорогах, предупреждение дорожного детского травматизма – определяющие приоритеты дошкольного образовательного учреждения.

Занятия в кружке «Светофорчик» помогает детям в системе осваивать правила дорожного движения, самореализовываться, удовлетворять свои потребности, развивать познавательную сферу.

Цель: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма,

развитие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, улучшение адаптации детей к транспортной среде в местах постоянного жительства.

Задачи:

1. Формирование у детей умения ориентироваться на дорогах, улицах, в автомобильном транспорте.

2. Знать о правилах поведения пешеходов на улице, движении транспорта, о

труде шофера.

3. Познакомить детей со знаками дорожного движения; познакомить детей со

знаками, обозначающими пешеходные переходы.

4. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил

дорожного движения.

5. Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость,

отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Формы и методы:

Игры, наблюдения, экскурсии, чтение художественной и популярной литературы, просмотр видеофильмов, беседы, выполнение индивидуальных заданий, художественно – продуктивная деятельность.

Адаптированная программа «Светофорчик» создана на основе программы «Обеспечения безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста», разработанной специалистами Министерства общего и профессионального образования РФ и Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Эта программа рассчитана для детей 5 лет, два занятия в месяц, на один год обучения.

Правила дорожного движения рассматриваются в ней как неотъемлемая часть общего образования. Она ориентирует на системный подход в образовании дошкольников правилам поведения на дороге. Все разделы связаны друг с другом.

Решение задач безопасности детей на дороге возможна лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из создавшихся ситуаций, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Разделы программы рассчитаны на весь учебный год. Учитывается опыт детей в взаимодействии с окружающей средой (поселковая местность). Содержание обучение выстраивается последовательно. Основные разделы программы должны стать достоянием родителей. При планировании учитывать индивидуальный подход к детям.

Этапы реализации программы, их обоснование и взаимосвязь

I этап – подготовительный

- Разработка программы, ознакомление с основными идеями педагогов, воспитателей, дошкольников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров.

- Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения

- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.

II этап – основной

- Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

- Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на профилактику ДДТТ.

- Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

- Апробация мероприятий по ПДД.

- Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.

- Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.

- Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

III этап – заключительный

- Осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, дошкольников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

- Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

- Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.

учебного года.

Ожидаемые результаты освоения программы

Главным результатом реализации программы является усвоение знаний о ПДД, переходящих в навык правильного поведения. Замечательно, если у ребенка появилась потребность узнать, как нужно вести себя на дороге и действовать в определенной ситуации и применить полученные знания в реальной жизни.

Воспитанник будет уметь:

• Применять на практике знания ПДД;

• Правильно ориентироваться в окружающем пространстве;

• Применять пространственную терминологию;

• Правильно и безопасно вести себя в условиях дорожного движения.

Воспитанник сможет решать следующие практические задачи:

• Владеть нормами и правилами поведения на дороге;

• Владеть правилами поведения пешеходов.

Воспитанник будет способен проявлять следующие отношения:

• Проявлять интерес к обсуждению своих творческих работ и работ своих товарищей по тематике;

• Эмоционально откликаться на поступки людей при обсуждении различных ситуаций, чтении художественных произведений, рассматривании иллюстраций.

• Слушать собеседника и высказывать свою точку зрения.

Практическая значимость

Представленные мероприятия могут использоваться в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов с детьми подготовительной к школе группы.

Основные разделы программы «Светофорчик» :

1. Устройство проезжей части.

2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

3. Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

4. Правила езды на велосипеде

5. О работе ГИБДД

6. Милиционер-регулировщик

7. Правила поведения в транспорте.

8. Если ребенок потерялся на улице.

Содержание разделов программы :

1. Устройство проезжей части.

Педагог знакомит детей с правилами

поведения на улицах, рассказывает о правилах дорожного движения, объясняет, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах. Он беседует с детьми о том, часто ли они бывают на улицах, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Для иллюстрации используются рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов. Например, можно рассказать о том, как дети ранней весной играли на тротуаре в «классики», а пешеходам приходилось их обходить по талому снегу и лужам. Так можно промочить ноги и простудиться. Или можно привести другой случай о том, как однажды зимой дети катались на санках с горки, а один мальчик выехал на проезжую часть. В это время проезжала машина и, не успев затормозить, наехала на него. Мальчика увезли в больницу с травмой ноги, ему было очень больно.

Педагог предлагает детям привести похожие примеры и разыгрывать ситуации правильного и неправильного поведения на улице. Можно также предложить детям ситуации – загадки: педагог описывает какую-либо ситуацию, дети ее оценивают и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения. При этом педагогу не следует торопиться с собственной оценкой, лучше, если он ненавязчиво направит обсуждение детей в нужное русло, задавая вопросы, например: «А если в этот момент из-за угла появится машина, что тогда?»

2. «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов.

Педагог рассказывает детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок

безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, показывает его изображение, знакомит с сигналами.

Младших детей следует учить различать и называть цвета светофора

(красный, желтый, зеленый, а также тому, что они обозначают.

Педагог объясняет, что светофор устанавливается на перекрестках,

пешеходных переходах и в других местах оживленного транспортного

движения. Подчиняясь сигналам светофора, пешеходы переходят

улицы, не мешая, друг другу и не рискуя попасть под машину; а

водителям сигналы светофора помогают избегать столкновений с

другими машинами и прочих несчастных случаев.

Закреплять представления детей о предназначении светофора и его

Сигналах можно в игровой форме, используя цветные картонные

Кружки, макет светофора, макет улицы с домами, перекрестком,

Игрушечные автомобили, куклы пешеходы.

3 Дорожные знаки для водителей и пешеходов.

Детей дошкольного возраста необходимо научить различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, их знакомят:

• с предупреждающими знаками («Дети», «Пешеходный переход»);

• с запрещающими («Въезд запрещен», «Подача звукового сигнала запрещена»);

• с предписывающими («Движение прямо», «Движение направо»);

• с информационно-указательными («Место остановки автобуса», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).

• Объясняют, что означает каждый знак, разыгрывают ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами.

• Список дорожных знаков, с которыми знакомят детей, может быть шире или уже – в зависимости от личного опыта детей.

4 Правила езды на велосипеде.

Необходимо познакомить детей с правилами передвижения на велосипеде, можно только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах); маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.

Детям следует предложить рассмотреть различные ситуации, изображенные на картинках, рассказать о случаях, которые происходили с ними, их знакомыми, друзьями. Полезно разыграть игровые сюжеты на тему «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».

5 О работе ГИБДД.

Педагог знакомит детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) : «Инспекторы ГИБДД стоят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не повышали скорость движения, соблюдали правила; чтобы движение транспорта и пешеходов было безопасным».

Детям демонстрируются картинки с изображениями патрульной машины ГИБДД, вертолета, постов ГИБДД. Целесообразно организовать игры на сюжеты, отражающие работу ГИБДД (в зависимости от возраста детей).

6 Милиционер-регулировщик.

Педагог рассказывает детям о работе милиционеров-регулировщиков, которые следят за порядком на тех перекрестках, где нет светофоров. Они падают жезлом (палочкой, окрашенной в черно-белые полоски) команды, кому стоять, кому идти или ехать. Вечером внутри жезла загорается лампочка, и он хорошо виден. Регулировщик поднимает правую руку с жезлом вверх – это соответствует желтому сигналу светофора. Регулировщик стоит лицом или спиной к движению – это соответствует красному сигналу. Повернулся боком – можно идти, как на зеленый свет светофора.

Желательно показать детям настоящий жезл или его изображение на картинке, прочитать соответствующие художественные произведения («Дядя Степа - милиционер»).

7 Правила поведения в транспорте. Педагог знакомит детей с правилами поведения в общественном транспорте. Объясняет, что:

• Входить в автобус, трамвай, троллейбус следует через заднюю дверь, а выходить – через переднюю;

• Маленькие дети и пожилые люди могут входить и через переднюю дверь;

• Маленьким детям без родителей нельзя ездить в транспорте;

• Разговаривать надо так, чтобы не мешать другим;

• Нельзя стоять у дверей – это мешает входу и выходу пассажиров;

• Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна;

• Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми, инвалидам.

Педагог проводит с детьми беседу о том, куда они ездили с родителями, на каком транспорте, как они себя вели, почему нельзя ездить без взрослых. Можно организовать игру «Поедем на автобусе». Дети вместе с педагогом с помощью стульчиков, подушек, модулей оборудуют салон автобуса (трамвая, троллейбуса) и обыгрывают различные ситуации, распределяя роли: водитель ведет автобус, объявляет остановки; контролер проверяет билеты; пассажиры стоят на остановке, входят в салон и выходят из него с детьми (куклами, вежливо обращаются друг к другу («Вы выходите на следующей остановке?», «Разрешите пройти») уступают место малышам и пожилым людям.

Возможны также следующие ситуации, которые можно разыграть с детьми: «Как поступить, если ты с мамой вошел в автобус и увидел друга?», «Ты с другом громко смеялся в автобусе. Один из пассажиров сделал тебе замечание. Что ты сделаешь?»; «Ты с бабушкой вошел в трамвай. Свободное место только одно. Как ты поступишь?».

9. Если ребенок потерялся на улице.

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они потерялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к женщине, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в сберкассе) и сказать о том, что он потерялся, называть свой адрес и номер телефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свое имя и фамилию. Для того чтобы закрепить эти навыки можно привести различные жизненные ситуации, специально подобранные литературные сюжеты, в которых действующими лицами являются дети, сказочные персонажи, животные (например «У меня пропал щенок.», разыграть тематические сценки (друг с другом, с игрушками, куклами).

Предполагаемый результат:

У детей сформируется умение, ориентироваться на дорогах, улицах, в автомобильном транспорте.

Дети научатся применять на практике правила поведения пешеходов на улице, движении транспорта, иметь представление о труде шофера.

Знать и различать знаки дорожного движения и знаки, обозначающие пешеходные переходы.

Осознавать, к чему приведет нарушение правил дорожного движения.

Публикации по теме:

Консультация по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога… Это целая жизнь»Консультация по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Дорога… Это целая жизнь» Сейчас наступает теплое время года для детей, и они будут проводить все свое свободное время на улице. Все дошкольные учреждения ведут с.

Фотоотчёт «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»Фотоотчёт «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» У нас в саду прошло общее родительское собрание на тему "Профилактика дорожно-транспортного травматизма".Наряду с концертом, который показали.

Фотоотчёт «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»Фотоотчёт «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» Сохранение жизни и здоровья детей — это главная цель нашего общества. Работу по воспитанию и обучению Правилам дорожного движения в детском.

Конспект занятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей второй младшей группыКонспект занятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей второй младшей группы Тема: "Осторожно, машины!"Цель: Закрепить навыки сформировавшихся основ безопасного поведения на улице и дороге. Задачи: 1) Закрепление.

Консультация для родителей «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» Проблема детского дорожно-транспортного травматизма стоит в современном обществе остро. Увеличение количества дорожно-транспортных происшествий.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Обучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизмаОбучение детей правилам дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма .

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Программа «Светофорчик» (профилактика детского дорожно-транспортного травматизма) ПРОГРАММА «СВЕТОФОРЧИК» (ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА) Пояснительная записка. Ежегодно на дорогах России.

Фотоотчет о работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма в детском садуФотоотчет о работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма в детском саду В целях активизации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма и обеспечения безопасности несовершеннолетних в зимний период,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптированная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Светофорчик» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 27 декабря 2021 в 10:51
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД