Аксиологические приоритеты воспитания в школах разных эпох: школа-колония «Красные Зори» (1919) и ВцдоиТ «Огонёк» (2016 …)

Нина Симонова
Аксиологические приоритеты воспитания в школах разных эпох: школа-колония «Красные Зори» (1919) и ВцдоиТ «Огонёк» (2016 …)

Важнейшая цель современного образования в нашей стране – это воспитание достойного подрастающего поколения россиян, всесторонне развитых и создание для них материальных, духовных, комфортных условий. Аналогичные цели преследовало и молодое советское государство в послереволюционные годы, создавая повсеместно школы для детей, как «Красные Зори»; делая ставку на трудовое и нравственное воспитание молодежи. Основные задачи деятельности детских трудовых колоний звучали: «…создав благоприятные условия для физического, нравственного, умственного и общественного развития ребенка, вооружить его разнообразными навыками в области производительного труда и возбудить у него неуклонное стремление к трудовому укладу жизни». И помимо общих и основных вопросов школьной работы планировалось: «…сделать юного гражданина политически-воспитанным и гармонически-развитым…»[5,с. 14]. «Красные зори» – это трудовая школа-колония, созданная в 1919 году педагогом-новатором Игнатием Вячеславовичем Иониным (1893-1937) на территории бывшего великокняжеского поместья «Михайловская дача» под Петергофом. Это было уникальное детское учреждение, а в основе его педагогической программы лежит труд, сплачивающий детей в коллектив и воспитывающий гармонично развитую личность. «Задуманная для летнего отдыха школьников колония под руководством Ионина стала крупным учебно-воспитательным учреждением для детей от 3 до 16 лет… Ионин видел путь, обеспечивающий связь школы с производством, и одновременно средство всестороннего развития личности школьников, рассматривал как единство педагогического и детского коллективов, взаимодействующих на основе сотрудничества и самоуправления учащихся»[4,с. 376]. Все учителя одновременно были воспитателями, эта система сегодня успешно работает и в «Огоньке». Таким образом, стираются грани между воспитанием и обучением. Немалую роль играло объединение краснозорьцев в сводные отряды, что являлось тогда крупным педагогическим новшеством. В школе большое внимание уделялось гуманитарному воспитанию. Работал драматический кружок. Имелись духовой оркестр, симфонический, струнный, проводились занятия в кружке художественного чтения. Жизнь юных краснозорьцев складывалась из учебы, физического труда, игр, занятий искусством, спортом, общественной деятельностью. Обучение органически сливалось с продуманной и четко организованной системой трудовой деятельности. Труд и его результаты содействовали не только процветанию колонии, достатку, но и воспитанию социальной активности учащихся, пониманию ими моральных и духовных ценностей.

Аксиологические приоритеты воспитания в школах «Красные Зори» (1919 г.) и ВЦДОиТ «Огонёк»(2016 г.) во многом существенно схожи, несмотря на разницу почти в сто лет. «Аксиология – это философское учение о природе, характере и закономерностях формирования жизненных ценностей человека. Ценности рассматриваются как идеалы, нормы деятельности и мотивация поступков.»[1,с. 31]. Сегодня, как и в 70-е годы в педагогической практике актуальна теория В. А. Сухомлинского – воспитание всесторонне развитой личности. Отсюда приоритетными направлениями воспитания школы «Огонька», является воспитание духовной и физически здоровой личности. Воспитание настоящего гражданина и патриота, человека творческого и, конечно же, трудолюбивого. Только ключевым понятием в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». «Духовность – это высочайшее свойство человеческой личности…Это способность поступать по нравственным законам, умение жить высокими целями…Чувства в духовности выражают человеческое достоинство…В структуре человеческой жизнедеятельности духовность является той творческой силой, что пронизывает ее всю и определяет новое качество жизни, закладывает основы мировоззрения»[1,с. 68]. В Законе РФ «Об образовании» духовно-нравственное воспитание ставится в приоритете государственной образовательной политики, которое целенаправленно формирует общие духовные и нравственные основы гражданского самосознания личности. Эти перспективные политические идеи сегодня заложены в основу Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения.

Особенности духовно-нравственного воспитания в СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонёк» (далее «Огонек») актуальны в воспитании и обучении молодежи в школе с медицинским профилем, ведь «Санкт-Петербургское Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Восстановительный Центр детской ортопедии и травматологии «Огонёк» – это необычная школа. «Огонёк» – это современный оздоровительно-образовательный комплекс, предназначенный для обучения и оздоровления детей в возрасте от 4 до 17 лет, имеющих заболевания опорно-двигательного аппарата с полным пансионом. «Огонек» - это еще и уникальное медицинское, образовательное учреждение…Дети лечатся по самым новым методикам и при этом получают хорошее образование, соответствующее Государственным стандартам РФ»[3,с. 67]. Педагогическая политика «Огонька» сегодня направлена на эффективное осуществление процесса воспитания и развития у детей в контексте общей системы нравственного воспитания гуманистических взаимоотношений коллективизма, культуры поведения, усвоение детьми правил поведения, чувства долга, патриотизма, дружбы и товарищества. Такие ценности как милосердие, терпение, мужество, трудолюбие поставлены в центр образования. Трудовое воспитание в нашем Центре имеет давние традиции - это одно из средств не только физического развития, но и психологического и духовного состояния ребенка. Например, спорт, без сомнения, - это упорный труд, в особенности для наших детей-пациентов, это порой непосильная ноша, а для некоторых вообще - «миссия невыполнима». Труд – коллективный, созидательный, многогранный, как видно на практике, приносящий плоды и способствующий здоровьесбережению наших пациентов. Дети, которым Центр временно на полтора месяца становится домом, а новые друзья – семьёй, самое главное, испытывают гордость от результатов своего труда, радуются эффективным медицинским показателям, успехам в школе и творческим победам в конкурсах и мероприятиях. «Творческая работа – это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд – это благороднейший исцелитель от всех недугов»,- в свое время писал Н. А. Островский. Как актуальны его слова и для воспитанников школ «Красные Зори» и «Огонек» с разницей в целый век. Трудовые десанты, проходящие на всех отделениях – это тоже добрая традиция, с помощью которой с детских лет ребенок приучается к труду, к самообслуживанию – ребята вместе с воспитателями наводят порядок в палатах, игровых комнатах, классах; учатся самостоятельно заправлять кровати. Ведь ребенок, оставшись без родительской поддержки в трудную минуту, легко теряется. Современные дети не знают, что делать со свалившейся на них самостоятельностью; их пугают простые бытовые вопросы: заправить кровать, убрать вещи, навести порядок в своей тумбочке, не опоздать на процедуру или урок. «Краснозорьцы» же с малых лет были самостоятельны, у них просто не было родителей, которые заботились бы о них, а отлаженная воспитательская работа помогала направить детскую самостоятельность в нужное русло, сделать их ответственными, внимательными, честными и трудолюбивыми. Для трудолюбия важны волевые усилия, дисциплина, настойчивость, организованность. «Трудолюбие всегда было главным народным идеалом, определяющим жизнеспособность народа. Трудолюбие было и есть качество, характеризующее духовно-нравственный идеал русского человека»[1,с. 148]. Краснозорьцы все, как один утверждают и гордятся, что их «смыслом жизни был труд!». Вот откуда у них «коренное сознание силы коллективного труда на общую пользу, чувство рачительного хозяина своей земли»[2,с. 10]. «Трудовое воспитание – это часть опыта поколений по созданию материальных и духовных ценностей, которая передается в системе образования и воспитания подрастающему поколению. Сущность этого направления восприятия состоит в воспитании человека-труженика, сознательно направляющего свою деятельность на улучшение жизни, созидание и охрану ее ценностей…Трудовое воспитание в системе образования на Руси всегда опиралось на трудовой характер жизни в семье, на производстве, на образ жизни идеального трудолюбивого человека»[1,с. 278]. Краснозорьская школа кипела жизнью! Школа цвела радостной дружбой, взаимной любовью и уважением всех ко всем. Хозяевами всего были дети. «У нас была полная чаша жизни!» – утверждают краснозорьцы. «Так исподволь шел процесс укоренения впечатлений ребенка в почву родной культуры, пробуждалась любовь к своей школе, к родной земле, к Родине. Где бы ни несли в дальнейшем свою трудовую вахту питомцы школы, они везде проявляли себя настоящими гражданами своей страны, прекрасными профессионалами, людьми долга и чести»[2,с. 9]. В школе «Огонька» акцент также делается на ценностный (аксиологический) подход в воспитании личности. Ежегодно планируются декады самоуправления, детей учат самостоятельности и ответственности. Помогают с выбором будущей профессии, раскрывают индивидуальные творческие качества и талант, учат быть настоящими патриотами своей страны.

Бесспорно, в становлении духовно-творческой личности, её культурных идеалов и ценностей усиливается роль образовательной сферы: необходимо аксиологическое просвещение молодых педагогов, применение аксиологического подхода в воспитании личности, утверждение приоритета духовно-творческих ценностей самой личности. Следовательно, современному образованию крайне необходим аксиологический подход, для того чтобы определить и закрепить приоритетные ценности в образовании, воспитании и саморазвитии человека, как всесторонне развитой личности.

Список использованной литературы:

1. Безрукова В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000. – 937 с.

2. Белянова О. А. Школа, побеждающая время: к 85-летию школы «Красные Зори»// В кн. Благодатная педагогика. Национально значимая модель школы: Вып. 1. Покровские образовательно-просветительские листки. – СПб.: НЕСТОР, 2006. – С. 5 – 16.

3. Герасимова, А. В. Построение целостного лечебно-образовательного пространства в СПб ГБУЗ ВЦДОиТ «Огонек» на основе концепции «Школы пациента»: магистерская диссертация Кафедры управления образованием/А. В. Герасимова. – СПб., 2013. – 96с. (не опубликовано).

4. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.

5. Школа-колония (коммуна): педагогический сборник по сельскохозяйственному уклону в трудовой школе/ ред. Н. А. Кузнецова; сост. при участии И. В. Ионина, Н. А. Кузнецова, В. В. Мешковского. – Ленинград: Издательство Книжного Сектора Губоно, 1924. – 94 с.

Публикации по теме:

«Красные шапочки». Аппликация из кружков в средней группе«Красные шапочки». Аппликация из кружков в средней группе .

«Школа мяча»: приёмы работы с мячом в разных возрастных группах Цели: 1. Развитие координации движений, крупной, средней и мелкой моторики. 2. Развитие координации зрения, моторики и речи. 3. Создание.

Анализ программ и учебников русского языка по УМК «Школа России» и «Начальная школа 21 века» .

Детский мастер-класс «Красные маки». II частьДетский мастер-класс «Красные маки». II часть Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Сегодня хочу представить Вашему вниманию детский мастер - класс «Красные маки» В нашем.

Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Птицы синие и красные» в старшей группе Программные задачи: Формировать умение воспитанников передавать в рисунке поэтический образ, подбирать соответствующую цветовую гамму, красиво.

Мастер-класс «Красные гвоздики ко Дню Победы»Мастер-класс «Красные гвоздики ко Дню Победы» На праздник в День Победы ветеранам принято в знак безграничной благодарности за их великий подвиг во благо мирной жизни на земле дарить.

Песни «Красные ягодки», «Летите, мои журавлики», «Огородный рэп» КРАСНЫЕ ЯГОДКИ сл. Т. Вервейко муз. Л. Горцуевой Погуляем осенью в парке золотом И рябины ягодки дружно соберем. А потом на ниточку бусинок.

Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г.Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016 г. Новогодний утренник в группе семейного воспитания 2016г. В зал входит ведущая. Ведущая: Как приятно, что сегодня Гости к нам сюда пришли.

Танец «Красные сапожки» для мальчиков второй младшей группы На первую часть вступления, мальчики выстраиваются в линию, во второй части вступления выполняются движения "тарелочки". 1К. Как надену.

Библиотека изображений:
  • Пожарная безопасность
  • Изучаем цвета
  • ПДД
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Аксиологические приоритеты воспитания в школах разных эпох: школа-колония «Красные Зори» (1919) и ВцдоиТ «Огонёк» (2016 …)
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 23:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экскурсия в медицинский кабинет в детском саду
Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала в детском саду. Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к профессии врача. 2. Развивать внимание,...
Познавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе Пояснительная записка. Познавательная активность у детей младшего дошкольного...
Занятие по рисованию «Танки на параде» с детьми младшего возраста с использованием...
Цель: рисование картинки "Танк на параде" в подарок папе. Задачи: * учить детей рисовать танк, используя нетрадиционные инструменты для рисования; *...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для детей 3–4 лет...
Задачи: Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения. Обозначать результат сравнения словами: больше-меньше, столько-сколько....
Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда
бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к ним огромный...