МААМ-картинки

Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр и игровых упражнений

татьяна курилова
Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр и игровых упражнений

В развитии ребенка 3 года жизни двигательная деятельность занимает особое место. Основными ориентирами физического воспитания ребенка на этой возрастной ступени становятся:

- гармоничное физическое развитие;

- приобретение двигательного опыта;

- стимулирование психических процессов при освоении двигательных действий;

- развитие физических качеств;

- оптимизация двигательной активности;

- формирование стиля здорового поведения.

И, самое главное - охрана жизни и укрепление здоровья ребенка.

Анализ физического развития детей показал :

Публикация «Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр и игровых упражнений» размещена в разделах

что большинство детей 68% имеют 2 группу здоровья

с I группой здоровья - 16%детей

со II группой здоровья - 68%

с III группой здоровья – 6 %

Общеизвестно, что систематические занятия физическими упражнениями в режиме дня способствуют улучшению функционального состояния центральной нервной системы, снижению напряженности сердечно — сосудистой и дыхательной систем, укреплению двигательного аппарата и повышают уровень физической подготовленности детей. Слабая двигательная активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья.

У детей третьего года жизни «двигательная активность» включает в себя сумму движений, выполняемых ими в процессе его жизнедеятельности и состоит из трё х частей: в процессе непосредственной образовательной деятельности, в процессе обучения в виде полезной и трудовой деятельности, как свободная двигательная активность.

Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня (8 тыс. шагов, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

Основной формой для развития двигательной активности детей двух — трёх лет является подвижная игра, основанная на разных видах движений и связанная с обязательными для всех правилами игры.

В начале учебного года в I младшей группе мы используем простые подвижные игры без правил. Особенно большую роль они играют в процессе адаптационного периода. Данные игры не имеют определённой сюжетной линии, но они включают комплекс движений, которые должен освоить ребёнок. Дети постепенно их осваивают, выполняя каждое движение в своём темпе. В качестве развития двигательной активности можно использовать такие задания как: «Перешагни через палку», «Пройди по дорожке», «Пройди по мостику», «Доползи до погремушки», «Проползи под воротики», «Будь осторожен», «Найди игрушку» и т. д., а потом можно предложить новые. С начала данные задания лучше провести индивидуально с ребёнком, чтобы он усвоил правильность выполнения каждого движения. Потом можно их использовать с группой детей, включая как в занятие, так и предлагая для самостоятельной деятельности. Игровые упражнения на третьем году жизни дети выполняют поточно (друг за другом) или фронтально (все одновременно). Например, «Пройди по тропинке» (ширина 25 см) : они идут друг за другом; задание «Перешагни через палку» выполняют сразу всей подгруппой; причем переступая несколько палок; «Целься вернее» — каждый метает в свою цель (обруч) или все в одну корзину (сетку, ящик). Такая организация позволяет создать многократность повторения движений, что способствуют лучшему усвоению задания, повышению двигательной активности. Постепенно игры можно усложнять.

На третьем году жизни у малышей появляются устойчивые игровые интересы, они уже могут соблюдать простые правила, играя вначале небольшим коллективом, а затем уже всей группой. Содержания игр детей данного возраста обогащается, им становятся доступны игры, требующие выдержки, смены видов движений, сравнительно быстрой реакции на сигнал. Л. Н. Волошина отмечает: для того, чтобы обогатить игру ребенка разнообразными движениями необходимо пользоваться игровым материалом, который должен соответствовать основным положениям возрастной психологии, дошкольной педагогики, теории и методики физического воспитания детей раннего возраста, требованиям ФГОС ДО. Он должен быть ярким, лёгким, чтобы вызывать у детей желание включить его в свою деятельность.

Детям 2–3 лет доступны такие физкультурные пособия как мячи, обручи, игрушки, природный материал. Они могут выполнять с ними простые действия: прокатить, подкинуть, бросить и поймать и т. д. Постепенно физкультурное оборудование будет усложняться: будут задействоваться небольшие скамейки, лестницы, кубы ящики и др. Имея небольшой запас выполняемых действий нужно придумать максимальное количество упражнений на развитие движения с одним предметом, но при этом они должны быть просты и понятны. Инструктор должен увидеть, что новое движение понял каждый ребёнок, обратить внимание как его выполняют робкие дети, приободрить их, повторить с ними материал индивидуально.

Содержание занятий по физическому развитию строится с учётом интеграции детских видов деятельности. Ансамбль деятельностей объединяет двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, музыкальную

В этом возрасте будут доступны физкультурные занятия с использованием танцевальных движений и музыкального сопровождения. Действия в этих играх элементарны и не продолжительны: дети старательно маршируют, а педагог подает команды; инструктор прихлопывает руками, напевая «ля-ля-ля», а дети танцуют. Иногда они берутся за руки и пытаются повторить какое-нибудь одно (реже два) упражнения из комплекса гимнастики, организовать хоровод и даже подвижную игру. В таких играх дети особенно радуются общению, умению выполнять действия совместно. При выполнении любой деятельности у детей 2–3 лет наблюдается быстрая утомляемость, поэтому в подвижных играх необходимо использовать частую смену движений, обеспечивая их чередование с кратковременным отдыхом. В процессе подвижных игр дети данного возраста выступают в одинаковых условиях. Все дополнительные роли, такие как кошка в игре «Кошка и мыши», сторож в игре «Куры в огороде» и т. д., выполняет сам воспитатель. После освоения игры данная роль передаётся ребёнку, но при этом контроль за ходом игры воспитатель сохраняет. Он напоминает детям, куда нужно двигаться, показывает движения. Например, в игре «Воробышки и автомобиль» воспитатель сначала показывает действия воробышек, вместе с малышами бегает, расставив руки в стороны, — «воробышки летают», присаживается, стучит по коленям пальцами — «воробышки клюют зернышки» и т. д., а потом подсказывает детям, что воробышки должны убегать, когда едет машина, и изображает езду на машине. В начале игры воспитателю необходимо объяснить правила игры. Обратить внимание детей, что в игре будут использованы специальные сигналы, которые помогут ориентироваться в игре и позволят вовремя менять или прекращать свои действия. Это могут быть зрительные сигналы, в качестве которых выступают разноцветные флажки или ленточки; слуховые — свисток, удар в бубен, хлопок в ладоши и т. д. Для привлечения и заинтересованности детей 2–3 лет к двигательной активности необходимо использовать подвижные игры с речитативами. Например, подвижная игра «Лохматый пес» учит детей раннего возраста бегать по сигналу в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Среди детей выбирается пес, который сидит в сторонке. Дети приближаются к будке, сопровождая свои действия словами: «Вот сидит лохматый пес. В лапы свой уткнувши нос, подойдём к нему, разбудим. И посмотрим, что же будет. Произнеся последнее слово, пес начинает ловить детей. Ребёнок, которого он поймает, занимает его место. В подвижной игре «Ножки» дети учатся выполнять движения в соответствии с текстом. Воспитатель с детьми произносит: Ножки, ножки, Бежали по дорожке, Бежали лесочком, Прыгали по кочкам, Прыг-скок, прыг-скок, Прибегали на лужок, Потеряли сапожок. У детей 2–3 лет должна быть развита разная моторная деятельность, поэтому необходимо использовать разнообразные по содержанию, организации, по сложности согласования движений подвижные игры. В работе с малышами целесообразно использовать игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Зайка беленький сидит», «По ровной дорожке», «Поезд» и др.). Игровые образы должны быть понятны и интересны детям (кот, птички). Движения персонажей игр доступны для исполнения маленькими детьми.

При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача — приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умения сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу. Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их.

Одним из важнейших условий при этом является общение детей со взрослым и между собой. Дети очень любят, когда взрослые участвуют в игре, но не просто ведущим, а непосредственным участником (птичкой, зайкой и т. п) Педагог должен бегать, прыгать, ловить детей, показывая пример правильного выполнения движений. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают. Большую роль на этапе предварительной работы с детьми играет объяснение правил. Необходимо рассказать, какие персонажи будут задействованы, какой характер имеет каждый герой (например, лиса — хитрая, медведь — неуклюжий и т. д., при этом показать, каким голосом должен ребёнок озвучивать персонажа (медведя грубым голосом, лису — звонким. При этом лиса должна хитро зазывать детей.). Важным условием, вызывающим у малышей интерес к игре, является непосредственное участие воспитателя в игре, проявление его заинтересованности. Малышей не смущает то обстоятельство, что педагог, будучи, например, медведем, делает им замечания по выполнению движений, напоминает правила игры. Они охотно подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры.

Дети 2–3 лет стараются подражать педагогу в выполнении движений. В процессе подвижной игры взрослый должен указывать на недостатки выполнения действий детьми, но делать это ненавязчиво, чтобы не отбить желания у ребёнка участвовать в процессе игровой деятельности. Если ребёнок плохо усвоил правила игры, лучше ещё раз напомнить ему. При этом никогда нельзя критиковать ребёнка и повышать на него голос. Дети 2–3 лет обычно обижаются на такие замечания, и у них пропадает желание участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре «Мой веселый звонкий мяч» воспитатель предлагает детям подпрыгивать повыше, как мячики, может показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягко приземлиться, поощряет малышей, хорошо выполняющих движение. В процессе подвижной игры инструктор следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность. Непременным условием правильного руководства деятельностью детей является индивидуальный подход к каждому ребёнку во время игр. Сюжеты, правила и организация предложенных игр несложны, к тому же они вполне допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями каждого ребенка. Он с удовольствием выполняет действия, которые показывает ему взрослый, следует определённому сюжету и правилам, а со временем у него повышается качество выполняемых им движений.

Таким образом, игра — это исключительно ценный способ вовлечения ребенка в двигательную деятельность,что является необходимым условием познания мира, развития воли и мотивов, создания позитивного эмоционального состояния, формирования основных структур и функций организма,. Учёные утверждают, если двигательный анализатор находится в неблагоприятных условиях, задержится развитие высшей нервной деятельности. По мнению выдающегося отечественного физиолога И. Н. Сеченова «Работа мышц, есть работа мозга».

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Активизация самостоятельной познавательной деятельности дошкольников средствами экспериментирования В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы,.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Картотека игровых упражнений на прогулке для детей 5–7 лет Игровые упражнения для детей 5- 7 лет. 1. «Ловкие ребята». Играющие распределяются на тройки и встают треугольником (расстояние между детьми.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Одежда» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Мы собираемся гулять» Лексика: I. Одежда, брюки, рубашка, шорты, платье, куртка, шапка, шарф, носки, колготки, обувь,.

Картотека игровых упражнений по лексической теме «Животные Севера» для детей 4–7 лет Утренняя гимнастика: «Кто живет на Севере» Лексика: I. Белый медведь, олень, пингвин, морж, Север, снег. Плавать, охотиться, бегать. Холодно.

Картотека загадок, пальчиковой гимнастики, игровых упражнений к сказкам «Колобок», «Теремок» для детей младшего возраста Загадки: 1. Жёлтый круглый пирожок Под названием. (Колобок) 2. Формой он похож на мяч, был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол,.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством песка» В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие.

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активизация двигательной деятельности детей 2–3 лет средствами подвижных игр и игровых упражнений
Опубликовано: 14 августа 2022 в 19:54
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД