Получи документы

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц» (8 фото)

Виктория Петялина
Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»

Ранний дошкольный возраст – это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир. Многие возрастные особенности связаны с началом познавательной деятельности. Появляются вопросы, интересы, проявляется характер, ребенок начинает активно познавать окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации.

В первую очередь, важно сказать, что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память (это могут быть как зрительные, как и слуховые, обонятельные и другие образы восприятия). При этом информация запоминается малышами, в основном, механически, непроизвольно. То есть ребенок запоминает то, что ему интересно или то, что производит на него сильное впечатление. Поэтому очень важна необычная и яркая форма подачи. С развитием речи у детей увеличивается способность воспринимать слова: дошкольник может заучивать стихи, он легко запоминает сюжеты сказок и мультфильмов. Однако, согласно психологическим и педагогическим исследованиям, детям гораздо легче дается воспроизведение информации, если в процессе этого они могут опираться на наглядные схемы.

Публикация «Обобщение педагогического опыта воспитателя „Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц“» размещена в разделах

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения, вершина познавательных процессов, и они никак, по-моему мнению, не отделимы друг от друга.

Познавательно-речевая активность ребенка, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, развитии речи, изобразительной деятельности не будут заметны, если у ребенка скудные знания и речь. Сегодняшний день отличается активным ростом новых нетрадиционных, инновационных методов, средств, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ

Цель моего педагогического опыта - активизация познавательно-речевой деятельности детей раннего дошкольного возраста посредством нетрадиционных методов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

• Провести анализ методической литературы по данной теме.

• Создать развивающую среду в группе.

• Развивать познавательно-речевую сферу детей посредством использования нетрадиционных методов

• Обогащать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с нетрадиционными методами развития

• Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

• Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов

• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, основы вежливого обращения.

Одним из средств развития познавательно-речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста являются мнемотаблицы

Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»

Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря ним ребенок может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Чаще всего мнемотаблицы используются для заучивания стихотворений, обучения пересказу, составления рассказов, а также для запоминания правил и различных последовательностей. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.

С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:

Запоминание сказок. Мнемотаблицы можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. Дети дошкольного возраста хоть и имеют довольно обширный словарный запас, зачастую испытывают трудности при составлении рассказов. Малыши легко отвлекаются, путаются, теряют логику мыслей. Мнемотаблицы помогают детям планировать рассказ и воспроизводить события сюжета в правильном порядке. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.

Фото «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»
Обобщение педагогического опыта воспитателя - фото
Фото №1 Ранний дошкольный возраст это когда ребенок стал более самостоятельным и уже пора исследовать мир

Запоминание стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ сохраняется у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Запоминание признаков времен года. Условные систематические изображение признаков сезона помогают сформировать у ребенка обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе, способствуют развитию связной речи, зрительной и слуховой памяти, развитию внимания, ассоциативного мышления.

Фото №2 Многие возрастные особенности связаны с началом познавательной деятельности

Составление рассказов, которые описывают предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, отвечающие на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.

Фото №3 Появляются вопросы интересы проявляется характер ребенок начинает активно познавать окружающий мир его закономерности взаимодействие объектов устройство предметов способы коммуникации

Разучивание общих правил, например, как правильно одеваться. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.

Фото №4 В первую очередь важно сказать что у большинства детей дошкольного возраста преобладает образная память это могут быть как зрительные как и слуховые обонятельные и другие образы восприятия Фото №5 При этом информация запоминается малышами в основном механически непроизвольно

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:

• расширяется круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Публикации по теме:

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Обобщение педагогического опыта «Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников» Обобщение педагогического опыта по теме самообразования "Арт-терапия как способ самовыражения дошкольников". Арт-терапия имеет широкий спектр.

Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников". В своей работе использую примерную основную общеобразовательную программу дошкольного.

Обобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУОбобщение педагогического опыта по организации развивающей предметно-пространственной среды на участке ДОУ Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством.

Обобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группеОбобщение педагогического опыта по созданию коллекции часов в группе Актуальность педагогического опыта: Работая в саду с детьми своей группы, я стараюсь создать условия для полноценного и своевременного.

Обобщение педагогического опыта «Взаимодействие ДОУ с семьей по воспитанию дошкольника как читателя» Обобщение педагогического опыта по теме: «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей по воспитанию дошкольника как.

Обобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возрастаОбобщение педагогического опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста Михаил Ломоносов сказал: "Человек не знающий своего прошлого, не имеет права на будущее". И задача воспитателя с раннего возраста прививать.

Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР»Обобщение педагогического опыта в рамках проекта «Технологии формирования фонематических процессов у дошкольников с ОНР» 20 мая 2016 года на базе МБДОУ «Детский сад No38 «Золотой петушок» было проведено городское методическое объединение учителей-логопедов.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта воспитателя «Активизация познавательно-речевой деятельности детей посредством мнемотаблиц»
Опубликовано: 6 июня 2021 в 11:19
+236Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД