Активизация речевой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением речи посредством развития мелкой моторики

Татьяна Стодоля
Активизация речевой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением речи посредством развития мелкой моторики

Ученые - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь. Поэтому значительное внимание уделяю развитию мелкой моторики у детей с нарушением речи, которая ведется мною со старшей группы.

Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной,следую ряду требований:

-работа должна быть систематичной и постоянной;

-работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребенка;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Для развития мелкой моторикирук и координации движений использую разные методы и приемы работы:

- Массаж кистей и пальцев рук (Су - Джок терапия, работа с эластичным кольцом.)

- Работа с различными по фактуре материалами (самомассаж кистей и пальцев рук, с помощью грецкого ореха, каштана, шишки, карандаша, растирание в руках мешочков с горохом и фасолью.)

- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

- Пальчиковый театр

- Использование элементов ТРИЗ

- Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

- Развитие графической моторики (рисование по трафаретам, штриховка);

- Дидактические игры (шнуровка М. Монтессори, игры с мелкими предметами, паззлы, мозаика);

- Оригами.

Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными.

В кабинете, где провожу занятия, есть все необходимое, чтобы вызвать у ребенка желание заниматься. Дети с удовольствием идут на контакт, так как принимаю их такими, какие есть с их достоинствами и недостатками. Каждый ребенок индивидуален и к каждому свой ключик. Работу строю строго на доверии, во взаимоотношениях использую демократический стиль общения. К негативным моментам стараюсь относиться с юмором.

. Оцениваю деятельность ребенка не только по конечному результату, но и процессу его достижения. Очень трудно научить ребенка чему-то, что не вызывает у него интерес.Стараюсь не употреблять слова: надо, обязательно,заменив их на: давай поиграем. Стараюсь создать ситуацию успеха, отмечаю малейшие продвижения ребенка, тем самым стимулирую его желание двигаться дальше. Все это вместе взятое создает положительную мотивацию у ребенка в отношении к занятиям.

Одним из важных направлений своей деятельности, считаю тесное взаимодействие с семьями детей. Необходимо систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детейположительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи и готовить к овладению навыками письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

В конце учебного года проводила контрольную диагностику моторики кистей и пальцев рук. Результаты явно отражают положительное влияние комплексной работы на развитие мелкой моторики детей.

Результаты речевого обследования детей группы в конце учебного года так же дают основания сделать вывод об огромном влиянии развития мелкой моторики на речь детей с нарушением речи.

Список использованной литературы

1.Логопедия: учебник. /Под ред. Л. С. Волковой. – М.: 2008. – 703 с.

2. Шанина С. А., Гаврилова А. С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008. – 251 с.

3. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: 1991. – 205 с.

Публикации по теме:

Влияние лепки из глины на развитие мелкой моторики рук и развитие речи детей дошкольного возраста Учёные нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, доказали связь между мелкой.

Пособие для развития мелкой моторики «Чудо-Осень»Пособие для развития мелкой моторики «Чудо-Осень» Ученые, психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между развитием речевой.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Обучение грамоте
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Активизация речевой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушением речи посредством развития мелкой моторики
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 09:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. День голубя мира на МААМ

Голуби – это птицы, самые известные горожанам. Они совсем не боятся людей и очень часто берут корм с ладони человека. В старину люди приучали их доставлять почту, а в наше время белые голуби стали...

7 мая. День Вечного огня и военных памятников на МААМ

Вечному огню, символу памяти павших, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы рассказать детям о Великой Отечественной войне и передать память о подвиге...


Горячие темочки