Получи документы

Активизация словаря детей с ТНР в сюжетно-ролевой игре «Экскурсионное бюро «Волжаночка»

Татьяна Талапанова
Активизация словаря детей с ТНР в сюжетно-ролевой игре «Экскурсионное бюро «Волжаночка»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Активизация словаря детей с ТНР в сюжетно-ролевой игре «Экскурсионное бюро «Волжаночка».

1слайд:

Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Публикация «Активизация словаря детей с ТНР в сюжетно-ролевой игре „Экскурсионное бюро „Волжаночка“» размещена в разделах

Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции речи. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе сюжетно – ролевой игры. Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. Она имеет большое значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

2 слайд

Дошкольный возраст - это время динамичного освоения ребенком разговорного языка, формирование и рост всех аспектов речи.

Игра – это очень разностороннее понятие. Она содержит в себе занятие, забаву, отдых, соревнование, тренинг, развлечение, упражнение в процессе которых воспитываются требования взрослых к детям, требования детей к самим себе. Игра – это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

Но организовать игру с дошкольниками, которые имеют тяжёлые нарушения речи намного сложнее. Такие дети требуют намного большего включения взрослых в их игровой процесс. Нежели их сверстники с нормой в развитии. Они не умеют уступать, исходя из этого не получается и коллективной игры, постоянного влечения и интереса к игровой деятельности у них нет. Следовательно, формируя речевые навыки, нужно улучшать и развивать и игровые навыки детей.

Дети с ТНР не соблюдают очередность игровых действий, пропускают их основные части. Для них свойственно непостоянство внимания, уменьшение вербальной памяти и продуктивности запоминания, запаздывание в развитии абстрактно - логического мышления. Таким детям требуется больше времени для вовлечения в игру. В течение игровой деятельности наблюдаются паузы, отмечается истощаемость действий. У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально - волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со сверстниками. Все это затрудняет включение этих детей в коллективную игру.

При проведении занятий по знакомству детей с родным городом я выявила ряд проблем:

• У детей не достаточно знаний об истории родного города, знания носят эпизодический, разрозненный характер.

• Дети не понимают значение слова «достопримечательность» и, соответственно, не могут назвать интересные знаменательные и исторические места родного города Сызрань.

• Дети не знают знаменитых людей города, и чем они прославились.

По итогам анкетирования родителей выяснилось, что родители мало уделяют внимания данной проблеме, считая ее неважной. Часто родители путешествуют и показывают своим детям другие страны, забывая и не интересуясь историей своего родного города. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине. Данную проблему я считаю актуальной, поэтому разработала сюжетно-ролевую игру – Экскурсионное бюро «Волжаночка» для детей подготовительной группы.

Слайд № 4 – фото НОД «Мой любимый город!»

Знакомство по ознакомлению детей с родным городом Сызрань я проводила планомерно. начиная с младшего возраста. На этом этапе ставила следующие задачи:

формировать у детей понятие «город», «улица». Закреплять название улицы, где проживает ребёнок и на которой находится детский сад. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения, знаками светофора. И обогащать словарный запас детей словами : город Сызрань, улица Октябрьская, дома – высокие, многоэтажные, низкие – одноэтажные, машины – грузовые, легковые. Упражнять в чтении отрывков из стихотворений, отгадывании загадок по теме.

Итоговым стало занятие – «Мой любимый город!»

Слайд №5 – фото сюжетно-ролевой игры «Благоустройство города Сызрань»

Дальше в старшей группе я проводила сюжетно-ролевую игру «Благоустройство города Сызрань», в которой продолжала знакомить детей с родным городом. Здесь я усложнила задачи по ознакомлению детей с малой родиной :

формировать у детей понятия - «город», «благоустройство города». Расширять знания об охране природы города, желание сделать его лучше. Расширять и систематизировать представления детей о профессиях - озеленитель, строитель, дорожный рабочий, водитель, механик, кладовщик, продавец-кассир, воспитывать чувство любви и гордости за свой город. Речевые и игровые задачи так же расширялись: упражнять детей в умении вести диалог, используя в речи вежливые слова.

Активизировать словарь детей словами : планета Земля, Россия, город Сызрань, названиями профессий людей: дворник, дорожный рабочий, озеленитель, дизайнер по ландшафту, строитель, водитель, механик. Закреплять названия спецмашин: грузовик, подъёмный кран, асфальтовый каток, бетономешалка, мусоровоз, снегоуборочная машина, поливальная машина, названиями плоских и объёмных геометрических фигур (куб, конус, цилиндр, пластина, брусок, прямоугольник, квадрат, трапеция, ромб, многоугольник, круг, овал).

Слайд №7

В подготовительной группе, когда было собрано достаточно материала, а у детей было достаточно знаний по теме «Мой родной город», я решила продолжить эту работу, разработала и провела с детьми сюжетно-ролевую игру - Экскурсионное бюро «Волжаночка».

Перед игрой проводилась подготовительная работа.

Слайд№ 7, 8, 9- фото

Содержание предварительной работы с детьми:

1. Рассказ об истории родного города.

2. Беседа на тему: «Мой родной город».

3. Знакомство с памятниками города по фотографиям.

4. Чтение и заучивание стихотворений, пословиц о родном городе, о Родине.

5. Знакомство с картой Родины и родного города: Сызрань.

6. Символы нашего города (герб, флаг).

7. «Когда и кем были построены старинные дома нашего города» Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов. Д/и «Отгадай и покажи».

8. Составление творческих рассказов на тему: «Мой город», «Моя улица», «Где я люблю отдыхать в нашем городе», «За что я люблю свой город».

9. Беседы: «Великие люди нашего города», «Что значит быть гражданином. Права и обязанности гражданина России».

10. Чтение познавательных рассказов о родном городе.

11. Заучивание стихотворений наизусть о Родине, о Сызрани.

10. Выполнение творческой работы совместно с родителями: «Моя маленькая Родина – моя семья».

12. Рисование самостоятельное и совместное: «Мой город», «Моя семья».

13. Конструирование на тему «Мой город».

14. Прослушивание песен о городе Сызрань, о реке Волга; разучивание песни «Есть на волге реке, городок небольшой…»; прослушивание гимна города Сызрань.

15. Решение проблемных ситуаций: «Какие реки протекают через город Сызрань?», «Как очистить город от мусора?»

16. «Национальные костюмы народов Поволжья» - рассматривание фотографий и иллюстраций костюмов, посуды, быта народов Среднего Поволжья; знакомство с их музыкальными инструментами.

Экскурсии с родителями по родному городу, с целью ознакомления с достопримечательностями.

Содержание работы с родителями:

1. Размещение информационного материала в родительском уголке: «Достопримечательности города Сызрани», «Мой город - Сызрань», «Старая Сызрань».

2. Домашнее изготовление поделок: «Мой город»; рисунки: «Моя Сызрань».

3. Экскурсии родителей с детьми по выбранным достопримечательностям города.

4. Составление дома рассказов: «Мой город», «Моя семья».

Образовательная деятельность:

1.«Сызрань - город нашей мечты!

2. «Быт народов нашего края»

3. «Русская народная праздничная одежда»; «Народные праздники»; «Народные игры.

4.«Творчество писателей и поэтов города Сызрань»; «Сызранские живописцы»;

5.«Волга – великая русская река!»

Слайд №10

В игре «Экскурсионное бюро «Волжаночка" были поставлены следующие задачи:

Закреплять знания детей о городе Сызрани, его достопримечательностях; воспитывать любовь к своей малой Родине, бережное отношение к ее наследию. Вызвать чувство восхищения, гордости своим городом.

Развивать интерес к игре, стремление играть вместе со взрослыми и сверстниками, выполняя действия в соответствии со взятой на себя ролью. Поощрять самостоятельность детей, умение договариваться о последовательности совместных действий.

Расширять знания детей о профессии работников экскурсионного бюро (турагент,экскурсовод,упражнять детей в умении ориентироваться на ограниченной плоскости (карта города) с помощью знаков и символов.

Воспитывать интерес к посещению музея, театра стремление к бережному отношению к музейным экспонатам, культуру поведения в общественных местах. Закрепить знания об историческом прошлом своего народа (предметы быта, одежда, промысел, традиции).

Слайд №11

Развивать диалогическую речь, навыки коллективного общения, упражнять в умении выражать свои мысли понятно для окружающих, используя в речи простые и развёрнутые фразы.

Активизировать речь детей словами : Экскурсия, экскурсионное бюро,достопримечательности, Дворец творчества, Выставочный зал, Краеведческий музей, мемориал, Вечный огонь, реки – Волга, Крымза, Сызранка, Драматический театр А. Толстого, площадь Ленина.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературного текста).

Пополнить знания детей пословицами, поговорками о родном городе, Родине.

Формировать умение эстетически оценивать архитектурные строения, высказывать оценочные суждения, обосновывать свое мнение.

Слайд№12

В игре главные роли я распределила между активными детьми. Сама взяла на себя роль организатора группы туристов. Пользуясь этой ролью, я могла следить за ходом игры, помогать детям в разных ситуациях. В начале игры мы договариваемся с детьми о распределении ролей. В игре будут –турагент, экскурсоводы, артисты, водитель автобуса. Другие дети были туристами, они могли вступать в диалог и задавать дополнительные вопросы. Поэтому многие из детей могли высказаться и показать свои знания о родном городе.

Слайд №12

Что означает слово достопримечательность, дети запомнили с помощью стихотворения:

По городу едем

И их наблюдаем.

Места, что нам ценность

Собой представляют.

То могут быть парки,

Музеи культуры,

А может быть памятник архитектуры.

Как называется, знаешь ли ты,

Такие места неземной красоты? (достопримечательности).

Одновременно было закрепление вежливых слов, культуры поведения в транспорте.

Слайд ы: 13,14 –фото экскурсоводов

В игре дети познакомились с профессией и выполнением работы турагента, экскурсовода и достаточно хорошо выполнили эти роли. Экскурсоводов было несколько, и каждый из них рассказывал о своём объекте. Это были такие достопримечательности, как железнодорожный вокзал города Сызрань, Дворец творчества, Выставочный зал, краеведческий музей, мемориал «Вечный огонь», набережная реки Волга, Сызранский Кремль, площадь имени Ленина, Сызранский драматический театр. Закреплялись не только названия достопримечательностей города, но и назначение, применение, историческая ценность этих зданий.

Дети наизусть прочитали стихи о Родине и о малой родине - своём родном городе, о реке Волга. Ребята продемонстрировали знание пословиц и поговорок о реке Волга («Не видел Волги – полстраны не видел», «Без Волги и России не поймешь», «Волга – матушка – она работает без выходных: возит нас, кормит, поит, воспитывает, учит наслаждаться природой, чувствовать ее красоту», а также о силе, смелости и отваге воинов («Кто смел, тот на коня сел», «Смелость города берет», «Родину – мать умей защищать», «Волков бояться – в лес не ходить», «От смелого смерть бежит – враг перед смелым дрожит», «И один в поле воин – коль по-русски скроен»).

Слайд №15, 16

В музее дети вспомнили русский быт, русские национальные костюмы, русские музыкальные инструменты. Закрепили названия слов : ухват, кочерга, печка, чугунок, крынка, самовар, прялка, гармонь, балалайка, домра, свирель, свистулька, ложки, трещотка.

Когда экскурсия подошла к зданию театра, то туристы смогли увидеть артистов с инсценировкой стихотворения «Лиса и Волк». Дети, выполняя свои роли, были артистичны выразительны. Зрители остались довольны представлением

В ходе игры дети выполняли задание на подбор прилагательных к словам : Россия (какая) - огромная, богатая, щедрая, гостеприимная, родная и т. д.

Давали определение нашему городу по первым буквам: «Какой он, наш город?»

Г - гордый, героический.

О - отличный, отзывчивый, обворожительный.

Р - родной, радостный, радушный.

О - огромный, образцовый.

Д - добрый, деловой, душевный, дружный.

Результаты моей работы свидетельствуют об эффективности использования сюжетно – ролевой игры в развитии связной речи детей. Наполняется словарный запас, рассказывание детей становится самостоятельным и целенаправленным, развиваются все формы речи, которая носит активный и ролевой характер.

Публикации по теме:

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Чаепитие»Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Чаепитие» Хочу поделиться нашим мастерством. С 8 по 12 февраля у нас в МАДОУ прошла неделя педагогического мастерства. Каждая группа готовила атрибуты.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Больница» Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница» Задачи: Образовательные: Учить создавать игровую обстановку,.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Дом моды»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Дом моды» Программное содержание: - Закрепить знания о профессиях: модельер, стилист, визажист, портной, модель. - Развивать у детей творческие.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Мы — пешеходы»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Мы — пешеходы» Фотоотчёт по сюжетно - ролевой игре «Мы - пешеходы» Цель: - Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Закрепить знания детей.

Атрибуты «Десерт» к сюжетно-ролевой игре «Угощение»Атрибуты «Десерт» к сюжетно-ролевой игре «Угощение» Приветствую коллег и гостей странички! Всем хорошего настроения в этот прекрасный весенний день! Сегодня я хочу завершить тему изготовления.

Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе»Фотоотчёт о сюжетно-ролевой игре «Кафе» За столик любой можно смело присесть, Хотите отдельно? VIP зал тоже есть! Развитие детей любого возраста должно быть гармоничным и затрагивать.

Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Модное ателье»Фотоотчет о сюжетно-ролевой игре «Модное ателье» "Через игру ребенок познает самого себя и свои возможности" В. А. Сухомлинский Цель:Формировать умение делиться на подгруппы в соответствии.

Опросник для детей по сюжетно-ролевой игреОпросник для детей по сюжетно-ролевой игре Опросник для детей по сюжетно-ролевой игре Информационная грамотность современных детей растет, с одной стороны это хорошо, но с другой.

Организация сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий»Организация сюжетно-ролевой игры «Бюро путешествий» Здравствуйте, уважаемые коллеги! В рамках реализации годовой задачи нашего сада "Создание условий для организации сюжетно-ролевой игры".

Дидактическое пособие к сюжетно — ролевой игре «Пожарные» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическое пособие к сюжетно — ролевой игре «Пожарные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие у воспитанников способности согласовывать свой замысел с замыслом сверстников. Образовательные задачи: дать детям понятие.

Автор публикации:
Активизация словаря детей с ТНР в сюжетно-ролевой игре «Экскурсионное бюро «Волжаночка»
Опубликовано: 15 марта 2023 в 09:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активизация словаря детей с ТНР в сюжетно-ролевой игре «Экскурсионное бюро «Волжаночка»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Талапанова (УИ 287164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД