Ковальчук Айше Сейдалиевна
Формы участия работодателей в подготовке и реализации основной профессиональной образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В данной статье рассмотрены сущность основной профессиональной образовательной программы, главные подходы к разработке ОПОП. Рассмотрены формы участия работодателей в подготовке и реализации ОПОП.
Ключевые слова: ОПОП, программа, рынок труда, профессиональное образование.
Публикация «Формы участия работодателей в подготовке и реализации основной профессиональной образовательной программы» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Профессиональное педагогическое образование, студенты
- Темочки
Цель статьи - определить формы участия работодателей в подготовке, осуществлении ОПОП.
Задачи статьи:
- рассмотреть сущность основной профессиональной образовательной программы;
- проанализировать главные подходы к разработке ОПОП;
- изучить формы участия работодателей в подготовке и реализации ОПОП.
Изложение основного материала исследования. Составление основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) выступает важным этапом подготовки высококвалифицированных специалистов [1].
Разработка ОПОП осуществляется на основании таких подходов [3, с. 45] :
- компетентностный подход нацелен на усовершенствование взаимодействия с рынком труда, усиление конкурентоспособности работников;
- модульный подход включает логически завершенную единицу учебной программы, методическое руководство, которое обеспечивает реализацию намеченных целей.
Суть ОПОП регулируется, контролируется государством. В соответствии с Федеральным законом России «О внесении изменений в некоторые законодательные акты России для оказания объединениям работодателей права принимать участие в формировании, осуществлении политики государства в сфере профессионального образования», закреплено, что необходимым условием считается учет требований работодателей при формировании федерального государственного образовательного стандарта [2].
Предусматривается, что ОПОП, которые разработаны на базе данного стандарта, обязаны учесть требования работодателей к профессиональной квалификации сотрудников.
При формировании ОПОП данные требования важно сообщить, уточнить, в зависимости от направления программ, состояния регионального рынка труда.
При составлении программ профессиональной подготовки, дополнительных программ следует учесть требования работодателей через рассмотрение требований стандартов, характеристик, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов, служащих, Едином тарифно-квалификационном справочнике работ, профессий работников.
Такие справочники предназначены для урегулирования трудовых отношений, обеспечения результативной системы управления кадрами в организациях разных отраслей экономики.
Разработчики указанного справочника не предполагал его применение при составлении программ профессионального образования. На основании чего сведения, которые приведены в них, достаточно обобщенные, носят формальный характер требования к уровню квалификации [1].
Единый тарифно-квалификационный справочник предназначается для разрешения проблем, связанных с трудовой сферой, разработки программ по подготовке, повышению квалификации работников в системе профессионально-технического образования, в производственном процессе.
При этом тарифно-квалификационные характеристики не обладают нужной конкретизацией, не показывают состояние нынешнего производства.
По этой причине в России разрабатываются профессиональные стандарты, позволяющие учреждениям образования учесть требования работодателей.
Профессиональные стандарты, в качестве документов нового типа, представляют полные, актуальные сведения о требованиях к квалификации, которые нужны для исполнения определенных разновидностей трудовой работы [5].
Профессиональный стандарт предназначается для [4] :
- оценивания квалификации, сертификации сотрудников;
- разработки государственных образовательных программ, стандартов;
- составления учебно-методических материалов к указанным программам;
- разрешения обширного круга задач в сфере управления кадрами;
- подбора, аттестации кадров, планирования карьеры;
- осуществления процедур унификации, стандартизации в пределах разновидностей экономической работы.
В случае отсутствия таких стандартов, осуществляются опросы работодателей для сбора сведений, нужных для формирования определенных разделов документов.
Опрос работодателей осуществляется разными способами, их выбор зависит от разных факторов [1] :
- число организаций в соответственной сфере профессиональной работы, их территориальная разбросанность;
- производственная специфика;
- технологическое разнообразие.
Можно применять два главных метода: интервьюирование, анкетирование, либо применять их комбинирование.
Работодателям рекомендуется формировать соответственные мобильные экспертные группы для результативного участия в формировании государственной политики в сфере профессионального образования.
Образовательным заведениям рекомендуется формировать рабочие группы по составлению образовательных программ сообща с представителями работодателей.
На данный момент на практике система взаимодействия работодателей и представителей образовательной сферы не эффективна.
Существуют организации, стремящиеся наладить взаимодействие с организациями образования, инвестируя существенные средств в процесс образования, но их не много.
Следует отметить, что нынешняя законодательная база не позволяет бизнесу принимать участие в разработке образовательных программ.
На сегодняшний день организации осуществляют образовательную работу только на базе личных договоренностей с руководителями системы профессионального образования.
В случае отсутствия таких договоренностей, организации организуют личные учебные центры [1].
Таким образом, сохраняется традиционная форма участия работодателей в осуществлении ОПОП. Они применяют преддипломную, производственную, иную практику на базе организации-работодателя, которая используется учреждениями образования.
Руководители практики назначаются со стороны учебного учреждения и предприятия-работодателя из числа высококвалифицированных сотрудников.
Рассмотрение результатов прохождения учениками практики осуществляется учреждениями образования сообща с предприятиями-работодателями.
По итогам рассмотрения принимаются решения об изменении организационной, содержательной составляющих практики.
Итоги рассмотрения результатов применяются для внесения изменений в учебный план, рабочие программы, иные составляющие ОПОП.
Рассмотрение материалов демонстрирует, что представители предприятий-работодателей берут энергичное участие в составлении учащимися ВКР, как консультанты, руководители.
В качестве главной формы внутреннего оценивания качества осуществления ОПОП, которое применяется учреждениями образования, выступает мониторинг, в процессе которого происходит сбор информации.
Существенным элементов такого мониторинга выступает исследование и рассмотрение удовлетворения качеством подготовки учеников, предприятий-работодателей [2].
Сбор информации в границах мониторинга осуществляется с помощью метода анкетирования. Полученные сведения группируются, обрабатываются, рассматриваются учреждениями образования, с привлечением представителей предприятий-работодателей.
На основании итогов рассмотрения собранных сведений принимаются решения по оптимизации процессов на протяжении всего процесса ОПОП.
Выводы. В результате изучения форм участия работодателей в подготовке, осуществлении ОПОП важно отметить, что сохраняется традиционная форма участия работодателей в осуществлении ОПОП. Они применяют преддипломную, производственную, иную практику на базе организации-работодателя, которая используется учреждениями образования.
Литература
1. Зарипова М. М., Сапожникова И. А., Усова Т. И., Методические рекомендации «Подходы к формированию профессиональных образовательных программ на основе требований работодателей : опыт, проблема, пути решения» / Зарипова М. М., Сапожникова И. А., Усова Т. И., 2011. — 23 с. / [Электронный ресурс] / URL — режим доступа: https://pandia.ru/text/78/207/20599.php [дата посещения 08.11.2017 г].
2. Коваленко А. С. Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО // Педагогика высшей школы. - 2016. - №3. - С. 60-63.
3. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения : Дис. д-ра пед. наук. - Вильнюс, 1990.- 70 с.
4. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов / ЗАО «Кодекс»/ № 8 март 2015 / [Электронный ресурс] / URL — режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420264612 [дата посещения 08.11.2017 г].
5. Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ / И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, П. Н. Новиков, О. Д. Прянишникова — М. : Национальное агентство развития квалификаций, 2010.- 61 с. / Электронный ресурс] / URL — режим доступа: https://www.kpsu.ru/files/5732090f869b0.pdf [дата посещения 08.11.2017 г].