Папки-передвижки

Формы участия работодателей в подготовке и реализации основной профессиональной образовательной программы

Ковальчук Айше Сейдалиевна
Формы участия работодателей в подготовке и реализации основной профессиональной образовательной программы

Аннотация. В данной статье рассмотрены сущность основной профессиональной образовательной программы, главные подходы к разработке ОПОП. Рассмотрены формы участия работодателей в подготовке и реализации ОПОП.

Ключевые слова: ОПОП, программа, рынок труда, профессиональное образование.

Публикация «Формы участия работодателей в подготовке и реализации основной профессиональной образовательной программы» размещена в разделах

Цель статьи - определить формы участия работодателей в подготовке, осуществлении ОПОП.

Задачи статьи:

- рассмотреть сущность основной профессиональной образовательной программы;

- проанализировать главные подходы к разработке ОПОП;

- изучить формы участия работодателей в подготовке и реализации ОПОП.

Изложение основного материала исследования. Составление основной профессиональной образовательной программы (далее – ОПОП) выступает важным этапом подготовки высококвалифицированных специалистов [1].

Разработка ОПОП осуществляется на основании таких подходов [3, с. 45] :

- компетентностный подход нацелен на усовершенствование взаимодействия с рынком труда, усиление конкурентоспособности работников;

- модульный подход включает логически завершенную единицу учебной программы, методическое руководство, которое обеспечивает реализацию намеченных целей.

Суть ОПОП регулируется, контролируется государством. В соответствии с Федеральным законом России «О внесении изменений в некоторые законодательные акты России для оказания объединениям работодателей права принимать участие в формировании, осуществлении политики государства в сфере профессионального образования», закреплено, что необходимым условием считается учет требований работодателей при формировании федерального государственного образовательного стандарта [2].

Предусматривается, что ОПОП, которые разработаны на базе данного стандарта, обязаны учесть требования работодателей к профессиональной квалификации сотрудников.

При формировании ОПОП данные требования важно сообщить, уточнить, в зависимости от направления программ, состояния регионального рынка труда.

При составлении программ профессиональной подготовки, дополнительных программ следует учесть требования работодателей через рассмотрение требований стандартов, характеристик, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов, служащих, Едином тарифно-квалификационном справочнике работ, профессий работников.

Такие справочники предназначены для урегулирования трудовых отношений, обеспечения результативной системы управления кадрами в организациях разных отраслей экономики.

Разработчики указанного справочника не предполагал его применение при составлении программ профессионального образования. На основании чего сведения, которые приведены в них, достаточно обобщенные, носят формальный характер требования к уровню квалификации [1].

Единый тарифно-квалификационный справочник предназначается для разрешения проблем, связанных с трудовой сферой, разработки программ по подготовке, повышению квалификации работников в системе профессионально-технического образования, в производственном процессе.

При этом тарифно-квалификационные характеристики не обладают нужной конкретизацией, не показывают состояние нынешнего производства.

По этой причине в России разрабатываются профессиональные стандарты, позволяющие учреждениям образования учесть требования работодателей.

Профессиональные стандарты, в качестве документов нового типа, представляют полные, актуальные сведения о требованиях к квалификации, которые нужны для исполнения определенных разновидностей трудовой работы [5].

Профессиональный стандарт предназначается для [4] :

- оценивания квалификации, сертификации сотрудников;

- разработки государственных образовательных программ, стандартов;

- составления учебно-методических материалов к указанным программам;

- разрешения обширного круга задач в сфере управления кадрами;

- подбора, аттестации кадров, планирования карьеры;

- осуществления процедур унификации, стандартизации в пределах разновидностей экономической работы.

В случае отсутствия таких стандартов, осуществляются опросы работодателей для сбора сведений, нужных для формирования определенных разделов документов.

Опрос работодателей осуществляется разными способами, их выбор зависит от разных факторов [1] :

- число организаций в соответственной сфере профессиональной работы, их территориальная разбросанность;

- производственная специфика;

- технологическое разнообразие.

Можно применять два главных метода: интервьюирование, анкетирование, либо применять их комбинирование.

Работодателям рекомендуется формировать соответственные мобильные экспертные группы для результативного участия в формировании государственной политики в сфере профессионального образования.

Образовательным заведениям рекомендуется формировать рабочие группы по составлению образовательных программ сообща с представителями работодателей.

На данный момент на практике система взаимодействия работодателей и представителей образовательной сферы не эффективна.

Существуют организации, стремящиеся наладить взаимодействие с организациями образования, инвестируя существенные средств в процесс образования, но их не много.

Следует отметить, что нынешняя законодательная база не позволяет бизнесу принимать участие в разработке образовательных программ.

На сегодняшний день организации осуществляют образовательную работу только на базе личных договоренностей с руководителями системы профессионального образования.

В случае отсутствия таких договоренностей, организации организуют личные учебные центры [1].

Таким образом, сохраняется традиционная форма участия работодателей в осуществлении ОПОП. Они применяют преддипломную, производственную, иную практику на базе организации-работодателя, которая используется учреждениями образования.

Руководители практики назначаются со стороны учебного учреждения и предприятия-работодателя из числа высококвалифицированных сотрудников.

Рассмотрение результатов прохождения учениками практики осуществляется учреждениями образования сообща с предприятиями-работодателями.

По итогам рассмотрения принимаются решения об изменении организационной, содержательной составляющих практики.

Итоги рассмотрения результатов применяются для внесения изменений в учебный план, рабочие программы, иные составляющие ОПОП.

Рассмотрение материалов демонстрирует, что представители предприятий-работодателей берут энергичное участие в составлении учащимися ВКР, как консультанты, руководители.

В качестве главной формы внутреннего оценивания качества осуществления ОПОП, которое применяется учреждениями образования, выступает мониторинг, в процессе которого происходит сбор информации.

Существенным элементов такого мониторинга выступает исследование и рассмотрение удовлетворения качеством подготовки учеников, предприятий-работодателей [2].

Сбор информации в границах мониторинга осуществляется с помощью метода анкетирования. Полученные сведения группируются, обрабатываются, рассматриваются учреждениями образования, с привлечением представителей предприятий-работодателей.

На основании итогов рассмотрения собранных сведений принимаются решения по оптимизации процессов на протяжении всего процесса ОПОП.

Выводы. В результате изучения форм участия работодателей в подготовке, осуществлении ОПОП важно отметить, что сохраняется традиционная форма участия работодателей в осуществлении ОПОП. Они применяют преддипломную, производственную, иную практику на базе организации-работодателя, которая используется учреждениями образования.

Литература

1. Зарипова М. М., Сапожникова И. А., Усова Т. И., Методические рекомендации «Подходы к формированию профессиональных образовательных программ на основе требований работодателей : опыт, проблема, пути решения» / Зарипова М. М., Сапожникова И. А., Усова Т. И., 2011. — 23 с. / [Электронный ресурс] / URL — режим доступа: https://pandia.ru/text/78/207/20599.php [дата посещения 08.11.2017 г].

2. Коваленко А. С. Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО // Педагогика высшей школы. - 2016. - №3. - С. 60-63.

3. Юцявичене П. А. Теоретические основы модульного обучения : Дис. д-ра пед. наук. - Вильнюс, 1990.- 70 с.

4. Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов / ЗАО «Кодекс»/ № 8 март 2015 / [Электронный ресурс] / URL — режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420264612 [дата посещения 08.11.2017 г].

5. Рекомендации по учету требований работодателей к профессиональным квалификациям работников при разработке профессиональных образовательных программ / И. А. Волошина, Е. Ю. Есенина, П. Н. Новиков, О. Д. Прянишникова — М. : Национальное агентство развития квалификаций, 2010.- 61 с. / Электронный ресурс] / URL — режим доступа: https://www.kpsu.ru/files/5732090f869b0.pdf [дата посещения 08.11.2017 г].

Публикации по теме:

Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Участие в семинаре «Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации ФГОС» Уважаемые коллеги! Рада поделиться с Вами очередной публикацией "Участие в семинаре "Инновационные формы работы с семьей в условиях реализации.

Отчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 летОтчет о реализации рабочей программы фольклорного кружка для детей 3–4 лет Назарова Т. А. Рабочая программа фольклорного кружка «Волшебный сундучок» разработана для детей 3-4 лет, является основной частью программы.

Конспект основной образовательной деятельности в группе раннего возраста «Зёрнышки для птичек» Цель: Формирование интереса к изобразительной деятельности. Задачи: 1. Учить пользоваться изобразительным материалом (краской, применять.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Особенности основной образовательной программы ДОУ компенсирующего вида В соответствии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 1 Краткая характеристика группы Возраст пяти лет – это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 2 Взаимодействие с родителями Вся работа в группе проводится в тесном контакте с родителями. Мы используем различные способы вовлечения.

Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3Отчет о реализации основной образовательной программы за 2018–2019 учебный год. Часть 3 Взаимодействие с педагогами учреждения За отчетный период совместно с музыкальным руководителем и педагогами детского сада подготовили.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы участия работодателей в подготовке и реализации основной профессиональной образовательной программы
Опубликовано: 1 апреля 2020 в 22:41
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД