Марина Газизова
Алгоритм взаимодействия специалистов и механизмы обеспечения интеграции в процессе коррекционной работы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Осознание основной миссии ДОУ - глобальной цели, реализация
которой составляет основной смысл деятельности ДОУ, его кредо.
Наша миссия – создать условия для комплексного воспитания,
обучения и развития полноценной личности, обладающей физическим и психическим здоровьем, собственной индивидуальностью, способной к самопознанию, оптимальному саморазвитию, самореализации, готовой к успешному взаимодействию с социумом.
Наше кредо – «Мы вместе», образный смысл которого вбирает в себя взаимодействие всех участников образовательного процесса: детей,
родителей, педагогов, администрации.
Публикация «Алгоритм взаимодействия специалистов и механизмы обеспечения интеграции в процессе коррекционной работы» размещена в разделах
Интеграция деятельности специалистов рассматривается как единый процесс взаимодействия, обеспечивающий взаимовлияние,
взаимопроникновение и взаимосвязь всех звеньев образовательной работы для осуществления миссии ДОУ, его кредо.
2. Проведение первичной психолого-педагогической диагностики
состояния развития ребенка в различных сферах (познавательной,
личностной, эмоционально – волевой) и направлениях развития
(физическом, речевом, математическом и др., а так же в изобразительной, игровой, музыкальной и других видах деятельности.
Каждый специалист и педагоги, используя критерии своего
мониторинга, интерпретирует собственные результаты диагностики, интегрируя их с другими данными на психолого–медико-педагогическом консилиуме (ПМПк).
3. Совместное определение индивидуальных проблем развития каждого ребенка на ПМПк.
Каждый специалист в силу своей квалификации и компетентности
определяет конкретные индивидуальные проблемы ребенка, подлежащие коррекции средствами его деятельности и деятельности коллег на
содержании своих занятий.
Проблемная интеграция обеспечивает взаимодействие специалистов для решения индивидуальных проблем ребенка и служит основой для разработки индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов
развития и индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
4. Выявление детей «группы риска», развитие которых по результатам первичной психолого-педагогической диагностики не соответствует
возрастной норме в разных сферах и видах деятельности.
5. Составление заключения специалистов или коллегиального
заключения ПМПк о состоянии актуального развития детей «группы риска».
6. Определение конкретных рекомендаций каждым специалистом и педагогами для последующей коррекционно-развивающей работы с
целью обеспечения комплексного воздействия на решение индивидуальных проблем развития ребенка.
Каждый специалист, давая рекомендации, озвучивает лишь
проблемную зону в знаниях, умениях и навыках ребенка, предоставляя право и ответственность своим коллегам самостоятельно решать на
материале каких своих занятий, на каком содержании и какими средствами, методами и приемами, они будут выполнять рекомендации своих
коллег и свои собственные, решая индивидуальные проблемы развития
ребенка.
Такой подход к взаимодействию, на наш взгляд, дает возможность обоюдного соблюдения коллегами профессиональных интересов друг друга, где каждый специалист не просто содействует развитию детей, но именно в этом находит смысл для собственного профессионального и личностного развития. Кроме того, устанавливая такое взаимодействие, мы обеспечиваем, друг другу взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимосвязь, избегая навязчивого диктата, мелочной опеки, догматического выполнения рекомендаций коллег по использованию «чужеродных» игр и упражнений, которые очень часто «шиты белыми нитками» и не вписываются в ткань конкретного занятия.
7. Заполнение карт индивидуального развития ребенка, разработка индивидуальных коррекционно-образовательных маршрутов развития детей «группы риска» или индивидуальных коррекционно-развивающих программ.
8. Планирование коррекционнно-развивающих занятий с детьми на основе межпредметной взаимосвязи с учетом данных рекомендаций.
Каждый специалист выстраивает приоритетные линии взаимодействия с другими специалистами в рамках своей коррекционно-развивающей работы, согласовывает свои действия с коллегами для достижения общей цели и решения индивидуальных проблем ребенка. Все специалисты планируют перспективное развитие ребенка в рамках зон его актуального и ближайшего развития.
9. Проведение коррекционно–развивающих занятий с детьми.
Каждый специалист выполняет не только цели и задачи своей деятельности, но и гармонично включает в содержание своих занятий конкретные задания, игры, упражнения, выполняя ожидание своих коллег средствами своей деятельности.
10. Заполнение журнала коррекционной работы, тетради взаимодействия специалистов.
11. Взаимосвязь с родителями.
Важно привлечь родителей к сотрудничеству, актуализировать их ответственность, подвести к осознанию, что не выжидательная, а активная созидательная позиция и соучастие в образовательном процессе ДОУ поможет оптимизировать воспитание, обучение и развитие ребенка.
Наиболее эффективными формами работы специалистов с родителями являются: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, Дни открытых дверей, выступления специалистов на общих и групповых родительских собраниях, оформление информационных стендов «Диалог с родителями», «Почта для родителей»; Библиотека для родителей; совместное проведение занятий; изучение продуктов детской деятельности; психолого-просветительский журнал для родителей «Мы вместе»; персональные выставки детей и родителей; презентация опыта семейного воспитания; оформление папок-передвижек и фотостендов, картотек игр и упражнений для домашних занятий и др.
12. Проведение промежуточной диагностики и определение динамики развития детей «группы риска» на ПМПк.
13. Корректировка индивидуальных маршрутов развития, данных ранее заключений и рекомендаций.
14. Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми с учетом новых рекомендаций.
15. Итоговая психолого-педагогическая диагностика. Определение динамики развития детей «группы риска».
16. Заключение и рекомендации специалистов по результатам итоговой диагностики на ПМПк.
17. Анализ эффективности проведенной работы.
Критерии оценки эффективности:
- положительная динамика уровня развития познавательной сферы детей и других направлений развития;
- проявления у родителей заинтересованного отношения к процессу воспитания, обучения и развития ребенка, осознание своей роли в образовательном процессе ДОУ.
- высокий уровень развития взаимодействия специалистов во всех звеньях образовательной работы ДОУ.
18. Принятие управленческих решений о механизмах обеспечения интеграции, дополнительных средствах мотивации стимулирования процесса взаимодействия специалистов, консолидации усилий всех участников образовательного процесса.
Таким образом, технология взаимодействия (интеграции и координации) специалистов в ДОУ должна найти место в новой образовательной ситуации и осуществляться на всех этапах коррекционно-развивающей работы с детьми. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности предполагает активизацию внимания к личности ребенка, культивирование его индивидуальности, уникальности, «самости», что невозможно без интеграции и координации усилий всех участников образовательного процесса.