Трифаненкова Татьяна
Консультация «Альтернативная коммуникация»
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Коммуникация включает в себя обмен информацией и является составной частью практически всех видов деятельности. Основной целью обмена информацией - обеспечить взаимопонимание участвующих в нем людей.
Альтернативная коммуникация (дополнительная, аугментативная, вспомогательная, тотальная) – это способы коммуникации, дополняющие или заменяющие вербальную речь людям, которые не могут с её помощью удовлетворительно общаться.
Публикация «Консультация „Альтернативная коммуникация“» размещена в разделах
В последнее десятилетие в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети с ТМНР – это дети с выраженными физическими, психическими, эмоциональными нарушениями в развитии или с сочетанием таких нарушений, имеющие особые образовательные потребности и нуждающиеся в особых образовательных, социальных, психологических услугах. При этом у детей с ТМНР можно отметить разный уровень сформированности речи: отсутствие речи, звукокомплексы, поток бессмысленных штампованных фраз с сохранением ранее услышанных интонаций, высказывание на уровне отдельных слов, фраз. Степень нарушения речи находится во взаимосвязи с уровнем общего психического недоразвития.
Учащийся с умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия). Эти особенности и вызывают потребность использования АДК в образовательном процессе и в досуговой деятельности детей. Активное введение в коррекционную работу средств альтернативной коммуникации, позволяет повысить результативность коррекционного воздействия в образовательном процессе.
Цель дополняющей альтернативной коммуникации - улучшение коммуникативных возможностей детей, речь которых очень тяжело понять или у которых речь совсем отсутствует. Альтернативная коммуникация может быть необходима постоянно; может применяться ситуативно; может рассматриваться как помощь в овладении устной речью. В своей работе я использую следующие средства альтернативной коммуникации :
Язык жестов;
Графическая коммуникация (картинки, пиктограммы, фотография, цветная картинка, черно-белая, напечатанное слово);
Вспомогательные технические средства.