Приложение МААМ

Аналитическая беседа по произведению В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» в старшем дошкольном возрасте

Елена Кулиева
Аналитическая беседа по произведению В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Аналитическая беседа по произведению В. Ю. Драгунского

«Тайное становится явным» в старшем дошкольном возрасте. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили придавали большое значение юмору. По их мнению, юмор обладает положительным эффектом, ослабляющим стресс, укрепляющим здоровье человека и социальные связи, позволяющим оптимистично воспринимать возникающие проблемы. Они призывали взрослых создавать установку на веселье, радость, развивать чувство юмора, использовать юмор в воспитании и обучении как ценное педагогическое средство. Призывали поощрять удачные шутки, проявление находчивости, научить ребёнка смотреть на мир с улыбкой, а здоровой улыбке надо учить с детства.

Публикация «Аналитическая беседа по произведению В, Ю, Драгунского „Тайное становится явным“ в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

В литературе для читателей младшего возраста широкое хождение, наряду с другими видами комических произведений (небылицы, перевертыши, веселые стихи и т. д.) имеет юмористический рассказ.

Общепризнанными мастерами юмористического рассказа являются Носов Н. Н. и Драгунский В. Ю., которые, как писатели – юмористы, стоят в одном ряду с К. Чуковским, С. Михалковым, А. Барто, Д. Хармсом, Е. Шварцем, В. Голявкиным, Э. Успенским и многими другими.

Талантливые рассказы и сказки Н. Н. Носова, замечательные рассказы В. Ю. Драгунского заслуженно входят в круг детского чтения и неизменно вызывают эмоциональный отклик, пользуются любовью уже нескольких поколений детей. Эти произведения вводят ребенка в сложную многогранную сегодняшнюю жизнь, приобщают к проблемам, волнующим и взрослых, и детей. Ведь в центре внимания этих писателей внутренний мир взрослого и ребенка, мир переживаний, разнообразных чувств и отношений.

Конспект занятия

Подготовительная беседа :

Через несколько дней после размещения материала по творчеству В. Ю. Драгунского в книжном уголке группы, вскоре после завтрака, собираю детей на занятие. Дети расставляют стулья в форме подковы, как всегда во время общения с книгой, и усаживаются каждый на свой стул.

В. : Дети, вы знаете, кто изображен на этом портрете? – демонстрирую портрет В Драгунского.

Д. : Не-е-ет!

Вика К., Полина С. :

- Зна-а-ем! Это…это… писатель (мучительно пытаются вспомнить фамилию писателя, услышанную ранее)

Слышны выкрикивания других детей:

- Это Пушкин. Нет, это не Пушкин. Это Чуковский.

В. : Вглядитесь, пожалуйста, внимательно в этот портрет. Как вы думаете, кто он по профессии?

Слава Р. и Саша П. первыми выкрикивают:

- Это писатель! (их мнение подхватывают и другие дети)

В. : Слава, скажи, пожалуйста, а почему ты решил, что это писатель?

Слава С. : Потому что! У него умные глаза!

На мой вопросительный взгляд (задать какой-либо вопрос не успеваю) поясняет дальше:

- Только умные люди могут писать книжки! Вы знаете, как трудно писать книжки? – вопрошает он со знанием дела. У ребят имеется опыт «написания» книжки: после прочтения произведения В. Бианки «Мышонок Пик», дети передавали наиболее запомнившиеся, полюбившиеся моменты в рисунках, по просьбе педагога описывали (текст книги записан со слов детей) то, что они изобразили. Все работы воспитатель подшила и оформила обложку.

В. : Да, дети, вы правы, это Виктор Юзефович Драгунский – детский писатель, которого знают и любят не только дети, но и взрослые.

Виктор Юзефович Драгунский родился давно. («Как Пушкин?» – спрашивают дети) Нет, не так давно, как Александр Сергеевич Пушкин, но тоже давно.

Он родился тогда, когда ваши прабабушки и прадедушки были маленькими. Телевизоров тогда еще не было, но электричеством люди уже пользовались. Мальчик Витя родился в Америке, а потом его семья переехала в Россию. Вскоре от болезни умер отец мальчика, и у Вити началась сложная жизнь. Он рано пошел работать, трудился и лодочником, и слесарем на заводе. Даже какое-то время был цирковым артистом, работал клоуном. (Восхищенные и удивленные возгласы детей. Илюша С. : «Я тоже, когда вырасту большим, стану клоуном «И я!», «И я!» - раздается с разных сторон)

Когда Виктор Драгунский стал совсем взрослым, он встретил хорошую девушку и женился на ней. Вскоре у них родился сын, которого они назвали Денисом. Денис оказался очень хорошим, смышленым мальчиком и Виктору Драгунскому захотелось написать про него книгу. (Демонстрирую фотографию, где писатель изображен с сыном Денисом)

Дети добродушно соглашаются:

- Да! Сразу видно, что Денис – хороший мальчик!

В. : Так появилась книжка «Денискины рассказы», и многие другие книжки, где Виктор Юзефович Драгунский описывал интересные истории из жизни Дениски и его друга Мишки. А когда у Дениса появилась сестренка Ксюша, то писатель и про нее написал рассказы.

Илюша С. хвастливо вставляет:

- А мой папа тоже написал рассказ про меня!

Д. : А покажите фотографию, где Драгунский с дочкой Ксюшей!

В. : Я постараюсь найти такую фотографию и показать вам.

Умер Виктор Драгунский еще совсем не старым человеком, но люди помнят и любят его, как любят его книжки.

Д. : Как жалко его! А он что, болел? А вы нам прочитаете его книжки?

В. : Да, к сожалению, Виктор Драгунский заболел и умер. И не успел написать еще много других замечательных рассказов о Дениске и его друзьях.

- Дети, а кто-нибудь из вас знаком с книгами Виктора Драгунского, знает его рассказы?

Д. : Нет!

В. : А ведь мы с вами читали его рассказы в старшей группе : «Друг детства», «Заколдованная буква», «Сверху вниз, наискосок», помните? Они вам очень нравились! (Ребята шумно вспоминают перечисленные произведения : «А-а-а, помним! Как они говорили: «Сыски!» «Не сыски, а фыфки!» - хохочут дети…» «А еще девочку покрасили из шланга! Краской!»«Ага! И нога у нее стала блестящая, как кегля!»«Мы просто не знали, что это Драгунский написал)

Аналитическая беседа :

В. : Дети, а сейчас послушайте, пожалуйста, один из рассказов Виктора Драгунского о Дениске. Рассказ называется «Тайное становится явным». («А как это?» «Вот сейчас и узнаете, что это такое и как это понимать. Только надо слушать внимательно, постараться представить себе то, о чем говорится в рассказе и тогда, я надеюсь, вам все будет понятно!»)

Чтение рассказа «Тайное становится явным»…Дети внимательно слушают, даже Дима П., которого интересуют только машины, стал прислушиваться, от усердия склонив голову на бок. Назлы С. переводит внимательный взгляд сливовых глаз с воспитателя на детей и, на всякий случай, улыбается.

…«Мама посмотрела мне в глаза. Она смотрела долго-долго и потом спросила:

- Ты это запомнил на всю жизнь?

И я ответил:

- Да»

Этими словами воспитатель заканчивает чтение рассказа и дает время детям на осмысление услышанного. Устанавливается тишина, дети выжидательно смотрят на педагога, явно ожидая продолжения. Тишину нарушает Вероника Т. :

- И это всё?

В. : Да, так заканчивается рассказ.

Вероника Т. : И это всё! А почему же мама не наказала Дениса? Она что, не рассердилась на сына?

Слава Р. тут же вскидывается:

- Ты что, не слышала? У нее глаза стали зеленые, как крыжовник!

Вероника Т. : Ну и что?

Слава Р. : А то! Значит, она рассердилась! Ты что, не слушала? Она когда сердится, у нее всегда глаза становятся, как крыжовник!

Вероника Т. : Слушала! Если бы я вылила кашу на голову, мама наказала бы меня! Она всегда меня наказывает!

- И меня тоже наказывает! И меня! – раздаются голоса ребят.

Илюша С. : А вы знаете, я тоже один раз не хотел есть кашу, и вылил ее в окно! И попал на тетю! Она тоже шла фотографироваться! И мама меня наказала за это, она поставила меня в угол!

В. : Наказывать можно по-разному! Дети, а вы как думаете, - обращается педагог к остальным детям – Дениску наказали за его поступок?

Дети: Да!

В. : Как, каким образом наказали мальчика?

Пауза, дети обдумывают свой ответ…

Даниил К. : К ним в квартиру пришел милиционер! И сказал: «Как вам не стыдно!»

Полина С. и Саша Т. почти одновременно радостно делятся своей догадкой:

- Его теперь не возьмут на экскурсию! В Кремль!

В. (аналитическая беседа изначально развивается не совсем так, как спланировал педагог и ему приходится на ходу корректировать ее) :

- Чем же так сильно провинился Дениска, что его не возьмут на обещанную экскурсию?

Д. разом отвечают:

- Он кашу вылил в окно! И запачкал дядю, который шел фотографироваться!

Саша Т. : Он обманул маму! Она думала, что он съел всю кашу, и похвалила его, а он не съел ничего!

В. : Почему же мальчик так поступил?

Саша Т. : Он думал, что если он выльет кашу в окно, мама не узнает, что он ничего не съел! Он ужасно не любил манную кашу, но очень хотел пойти с мамой на экскурсию в Кремль! Поэтому он и вылил ее в окно!

В. : Дети, вы помните, какие мамины слова нечаянно услышал Дениска?

Д. : Да!

Полина С. : Он услышал, что тайное становится явным.

В. : Понял ли он тогда эти слова? Что тайное становится явным?

- Да!- доносится нестройный хор голосов.

- Нет! – поправляет Вика. - Он спросил у мамы, и она объяснила ему!- успевает раньше других ответить Вика К. – Это он потом понял, когда мама спросила его!

В. : Дети, как вы думаете, почему Виктор Драгунский так назвал свой рассказ?

Полина С. и Саша П. отвечают почти одновременно:

- Потому, что нельзя никогда обманывать взрослых! Потому, что они все равно об этом узнают! И накажут!

- Ребята, мне очень хотелось бы, чтобы и вы на всю жизнь запомнили эти слова, прежде чем совершить что-нибудь постыдное, плохое! Помните, пожалуйста, что тайное всё равно станет явным! – подводит итог педагог.

Заключение:

Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка. Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности. Именно потому, что период дошкольного детства есть период такого фактического складывания психологических механизмов личности, он так важен.

В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя регуляция поведения. И если в раннем возрасте поведение ребёнка побуждается и направляется извне – взрослым или воспринимаемой ситуацией, то в дошкольном возрасте ребёнок сам начинает определять собственное поведение.

В старшем дошкольном возрасте, по мере личностного развития ребёнка в связи с расширением круга конкретных представлений, обогащением жизненного опыта, знаний, у детей постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими. Именно поэтому в этом возрасте детям рекомендуется читать юмористические произведения.

Список использованной литературы:

1. Гриценко З. А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению. – М. : Академия, - 2007. – 320 с.

2. Гриценко З. А. «Пришли мне чтения доброго…». – М. : Просвещение,- 2004. – 95 с.

3. Гурович Л. М. и др. Ребё нок и книга: Кн. для воспитателя дет. сада. –М. : Просвещение,1992. – 64 с.

4. Детская литература: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ под ред. Е. Е. Зубаревой. – М. : Просвещение, 1989. – 399 с.

5. Драгунский В. Ю. Денискины рассказы. – М. : Самовар, 2008.

6. Драгунский В. Ю. Где это видано, где это слыхано. – М. : Самовар,

2010. – 128 с

7. Сивоконь С. Веселые ваши друзья. – М. : Дет. лит., 1986.

8. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах : Под ред. Д. И. Фильдштейна. – М. : Ин-т практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1995. – 416 с.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровом образе жизни в старшем дошкольном возрасте 1.1. Сущность понятий «здоровье»,.

Формирование культуры речи детей 3–4 лет Задачи: 1. Учить детей отвечать на вопрос воспитателя, готовить к обучению рассказыванию, согласовывать слова в роде, числе, падеже; употреблять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитическая беседа по произведению В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 31 мая 2014 в 13:38
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Аналитическая беседа по произведению В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным» в старшем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кулиева (УИ 15789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД