Светлана Котельникова
Аналитическая справка педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка педагога - психолога
Руководствуясь годовым планом педагога-психолога на 2014 — 2015 г. г. согласованного с перспективным планом работы специалистов и годовым планом деятельности МБДОУ детский сад № 18 в текущем году работа по всем направлениям деятельности психолога осуществлялась в соответствии с новым Законом "Об образовании в Российской Федерации", который предусматривает внедрение Федерального государственного стандарта дошкольного образования в ДОУ.
Публикация «Аналитическая справка педагога-психолога» размещена в разделах
В соответствие с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №655 от 23.11.2009г. совместно со специалистами осуществлялась работа согласно основной общеобразовательной программе, в соответствии с современным программно-методическим обеспечением образовательных областей.
В 2014 - 2015 году значительные трудности в работе были вызваны отсутствием опыта работы детским психологом, а так же тем, что в связи с переходом с ФГТ на ФГОС вызвало изменения требований к программно-методическому обеспечению:
- не было четкого представления об организации мониторинга (критерии, обработка результатов, дальнейшее планирование).
Поэтому в течение года в составе творческой группы велась работа по доработке основной образовательной программы по разделу мониторинг:
В соответствие с положением в детском саду
- Организована психолого-педагогическая диагностическая работа;
- Определены методики диагностики готовности детей к школе;
- Проведен входной и итоговый мониторинг образовательного процесса по образовательным областям и интегративным качествам дошкольников.
Сбор информации основан на использовании множества частных методик: систематические наблюдения, организация специальной игровой деятельности, получение ответов на поставленные задачи через педагогические ситуации, анализ продуктов детской деятельности, беседы с родителями.
В деятельность психолога вошли следующие разделы диагностики:
- диагностика воспитанников по подготовке к школе (подготовительная группа);
- обследование детей при поступлении в детский сад: наблюдение, анкетирование.
Так же были проведены обследования с родителями и педагогами по следующим направлениям:
- диагностика уровня взаимодействия специалистов и воспитателей;
- выявление уровня удовлетворенности родителей работой МБДОУ;
. Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам.
В 2014-2015 году подготовлено к школе 30 выпускников.
Анализ полученных данных обследования на начало учебного года позволил сделать предварительные выводы: у основной массы детей уровень психического развития соответствует возрастным нормам. Но на данном этапе существуют проблемы в эмоционально-волевой, мотивационной сфере.
Основной целью коррекционной работы стала адаптация детей к предстоящим изменениям их социального статуса и одновременно адаптация к специфике и нуждам развития любого дошкольника. Подготовка детей к школе строилась адекватно их индивидуально- типологическим особенностям и потребностям развития.
Для реализации намеченной цели были поставлены следующие задачи:
1. повышение компетентности воспитателей и родителей в вопросах подготовки детей к школе
2. создание развивающей предметной среды в д\с в обстановке доверительного, ориентированного на диалогическую форму общения с детьми
3. максимальное обеспечение двигательной активности детей. закрепление любой новой информации движением, ибо неподвижный ребенок не обучается.
В рамках п/ п деятельности определили следующие направления работы:
- п/п диагностика детей к школе на начало и конец года
- консультативная и психологопросветительская работа с воспитателями и родителями по подготовке детей к школе
- развивающая работа с детьми была ориентирована на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной форм, развития произвольности поведенияи саморегуляции, снижение уровня тревожных переживаний, развитие навыков общения, на поддержку благоприятного психологического климата.
- работа в направлении повышения педагогических знаний по подготовке детей к школе, повысила степень заинтересованности родителей, педагогов и специалистов в качественном образовании ребенка и вовлечения их в педпроцесс.
- комплексные коррекционно – развивающие занятия с детьми, включающие в себя элементы логоритмики, психогимнастики, упражнений на развитие моторики и познавательных процессов способствовали повышению уровня готовности детей к школьному обучению (на конец года).
Перспективы работы:
- продолжать работу по совершенствованию ПРС и созданию положительной психологической атмосферы в группе
- провести пропедевтическую работу по взаимодействию педагогов с детьми с отклонениями в поведении (агрессивными, тревожными, гиперактивными)
- совершенствовать технологическое оснащение групп и кабинета
- совершенствовать диагностическую и развивающую работу через овладение педагогами, развивающими методиками по подготовке детей к школе.
Коррекционно-развивающая работа включила в себя:
- коррекционно-развивающие занятия по подготовке детей к школе (подготовительная группа)
-занятия с детьми в период адаптации из программы А. С. Роньжиной
- психогимнастика с детьми младшего возраста с целью облегчения адаптационного периода детей в детском саду;
Профилактика:
В этом направлении проводились следующие мероприятия:
- выступления на родительских собраниях: «Вредные привычки у ребенка и их профилактика», «Профилактика компьютерной зависимости у дошкольников», «Предупреждение социальной дезадаптации ребенка при поступлении в школу». Оформлена наглядная стендовая информация по различным темам для родителей и педагогов.
Использование инновационных методов в образовательной деятельности способствовал обеспечению возможности организации разнообразных видов детской деятельности по интересам.
Профессиональная организация психолого- медико-педагогической деятельности позволили повысить показатели адаптации детей к детскому саду: отсутствовали дети с тяжелой степенью адаптации; с легкой степенью адаптировались 44% детей; 56 % - со средней тяжестью.
На основании Закона «Об образовании», ДОУ продолжило стратегию учреждения в работе с семьей, позиционирующую родителей первыми педагогами своих детей. В систему вошло проведение проблемно-ориентированного анализа сотрудничества дошкольного учреждения и семьи.
В обследование включили следующие вопросы:
С педагогами :
Изучение сформированности у педагогов системы знаний о семье, ее воспитательном потенциале, особенностях семейного воспитания, методов изучения семьи.
С родителями:
1. Составление социального паспорта МДОУ:
-изучение семей по типу,
-по образовательному уровню,
-социальному уровню,
2. Изучение запросов семьи:
- Анкетирование по теме «Выявление степени удовлетворенности родителей работой дошкольного учреждения»;
- Анкетирование при поступлении в д/с «Будем знакомы»
На основе полученных данных был разработан перспективный план работы с родителями.
Совместная работа со специалистами:
На протяжении года активно велось взаимодействие со специалистами на всех этапах коррекционно-педагогического процесса : был организован профессиональный контроль над жизнедеятельностью детей через совместное планирование интеграции работы специалистов:
-учитывались тенденции социальных преобразований (статус родителей, их запросы)
Выводы:
- Работа в направлении повышения педагогических знаний и умений повысили степень заинтересованности родителей в качественном образовании ребенка и вовлечения их в педпроцесс. Большинство родителей осознали необходимость систематического контроля над ходом психического развития детей.
- Комплексные коррекционно – развивающие занятия с детьми, включающие в себя элементы психогимнастики, упражнений на развитие моторики и познавательных процессов способствовали повышению уровня готовности детей к школьному обучению (на конец года).
- Занятия способствовали снижению эмоционального напряжения, развитию психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, органов чувств, вестибулярного аппарата и коррекции личностных особенностей, а так же релаксации.
- Воспитательно-образовательный процесс, выстроенный совместно с педагогами и специалистами ДОУ, использование в работе инновационного психолого-педагогического опыта оказывало положительное влияние на психофизическое и психоэмоциональное развитие дошкольников.
Результатом развивающей работы стали успехи воспитанников в обучении, улучшение межличностных отношений, уменьшение тревожности и агрессивности.
Большая работа проводилась с родителями через консультации, беседы, выступления на родительских собраниях.
На основании проведенного анализа работу педагога – психолога считаю удовлетворительной.
Перспективы работы:
- Продолжить использование метода проектирования как инновационного в образовательной деятельности МКДОУ;
- совершенствовать диагностическую и развивающую работу через овладение педагогами инновационными развивающими методиками воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
- совершенствовать технологическое оснащение групп и кабинета- Совершенствовать содержание, формы и методы сотрудничества с семьей в воспитании детей с учетом имеющихся на данный момент условий взаимодействия, образовательной программы и запросов семей.
Педагог-психолог МБДОУ д/с № 18
Котельникова С. Ю.