Получи документы

Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Неля Терентьева
Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Введение

Актуальность темы заключается в том, что первые годы жизни ребенка являются периодом наиболее интенсивного развития, когда потенциальные возможности ребенка чрезвычайно велики, когда закладывается фундамент физического и психического здоровья. От того, в каких условиях будет протекать раннее развитие ребенка, во многом зависит его будущее.

Модернизация системы образования во многом обусловливает необходимость и возрастающую потребность в обеспечении доступности, расширении вариативности и повышении качества дошкольного образования.

Публикация «Аналитический отчет „Здоровьесберегающие технологии в ДОУ“» размещена в разделах

В реализации данной приоритетной задачи большое значение имеют «здоровьесберегающие технологии», главное назначение которых – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Очень важно применять здоровьесберегающие технологии в работе с первых дней пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении. Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывают у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь семье. В этом отношении активную помощь могли бы предоставить педагоги дошкольного образовательного учреждения, поскольку обладают определёнными потенциальными возможностями.

Проблема заключается в том, что поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

Все дети в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению испытывают стресс; состояние нервной системы, в свою очередь, оказывает воздействие на другие функциональные системы организма, потому в именно период адаптации наблюдается повышенный уровень заболеваемости. В настоящее время педагогическая наука располагает целым арсеналом современных технологий, методов и приемов адаптации, которые, при условии их комплексного использования, позволяют сделать процесс адаптации к дошкольному образовательному учреждению как можно менее длительным и болезненным.

Проблема заключается в необходимости разработки комплексной системы адаптационных мероприятий на основе здоровьесберегающих технологий для группы раннего возраста и первой младшей группы Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко».

В связи с этим целью работы - создать условия для адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению на основе здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого - педагогическую и методическую литературу по адаптации детей в дошкольном образовательном учреждении. Проанализировать свою работу с точки зрения сохранения здоровья дошкольников в период адаптации.

2. Внедрить современные технологии, методы и приёмы адаптации, и здоровьесберегающие технологии : (гимнастика для глаз, точечный массаж, «сухой дождь», пальчиковые игры, рассасывание замороженной клюквы).

3. Создать предметно - развивающую среду с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Аналитическая часть

1.1. Анализ условий организации адаптации детей к дошкольному учреждению

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу моей работы.

Во время адаптационного периода решала следующие задачи: преодоление стрессовых состояний у детей и формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года, эту работу проводила не только в первые два-три месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовыми средствами работы служили разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

В своей работе с детьми раннего возраста (1,5 - 2 лет) я использовала здоровьесберегающие технологии, цель которых - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Цель применения здоровьесберегающих технологий в группе раннего возраста и в первой младшей группе - сделать адаптационный период как можно менее длительным и болезненным.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

В группе раннего возраста и первой младшей группе я работала по программе «Кроха».

Это адаптационная программа к условиям детского сада для детей 1,5-3 лет, учитывающая психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста, и представляющая собой модель взаимодействия детского сада и семьи в этот непростой для ребенка период.

Цель программы: - создать благоприятные условия социальной адаптации ребенка в условиях дошкольного учреждения, способствующие повышению его адаптационных возможностей, необходимых для дальнейшего развития.

Задачи программы:

1. Прогноз вероятной степени адаптации ребенка.

2. Разработка схемы введения ребенка в группу детского сада.

3. Консультирование родителей.

4. Консультирование персонала.

При изучении психолого-педагогической и методической литературы по проблеме адаптации детей к детскому саду, я пришла к выводу, что здоровьесберегаюшие технологии, направленные на укрепление здоровья детей и формирование бережного отношения к собственному здоровью, являются оптимальными для работы с детьми в период адаптации к ДОУ, когда они испытывают состоянии стресс и подвержены высокому риску заболеваемости.

Приоритетным направлением программы «Кроха», основанной на применении здоровьесберегающих технологий, является адаптация детей к условиям ДОУ, что позволило мне успешно использовать эту программу в работе с детьми раннего возраста, с самых первых дней их пребывания в детском саду.

Приступая к организации адаптационного периода, большое внимание уделила соблюдению режима дня. Режим помогает поддерживать у ребёнка состояние оптимальной возбудимости центральной нервной системы и создаёт нормальные условия для его нормального развития. Каждому родителю предложила оптимальный режим дня, который следует соблюдать в домашних условиях как в рабочие дни, так и в выходные.

Следующим условием адаптации являлась постепенность. Для исключения возможных негативных реакций (как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей) был найден компромиссный вариант, который включает в себя различное время прихода детей.

В этот период особое внимание обращала на время пребывания детей раннего возраста в ДОУ. В первой половине дня оно могло быть сокращено в связи с индивидуальными особенностями ребёнка и социальным заказом родителей.

Многообразие игр и игровых упражнений помогали создать комфортную для детей обстановку, обеспечить состояние внутреннего спокойствия и защищённости ребёнка в начале его пребывания.

1.2. Анализ предметно-развивающей среды в группе детей раннего возраста

Известно, что предметная развивающая среда способствует социализации, своевременному физическому, сенсорному и познавательному развитию, удовлетворению потребности в общении у детей раннего возраста.

Прежде всего, учитывала принципы построения развивающей среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

- Насыщенность среды;

- Трансформируемость пространства;

- Полифункциональность материалов;

-Вариативность;

- Доступность среды;

В соответствии с требованием открытости, групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Есть уголок уединения, где можно поиграть с любимой игрушкой, рассматривать книжку.

Групповое пространство я разделила на семь зон.

Размещение игрушек и дидактических материалов в этих зонах я произвела в соответствии с принципом насыщенности.

В первой - игровой зоне – я разместила игрушки для мальчиков и девочек: куклы, кубики, крупный конструктор, большие машины, и т. д. При размещении игрушек я учла принцип доступности: полки расположены на уровне роста детей, дети свободно могут подойти к полке, взять нужную игрушку, сесть на коврик и поиграть с ней.

Во второй зоне - также игровой - расположены уголки для игр в магазин, в парикмахерскую, в больницу.

В третьей – музыкальной зоне – размещены детские музыкальные инструменты; в любой момент ребенок может подойти и поэкспериментировать с этими инструментами, попытаться извлечь звуки из них;

Четвертая – зона отдыха, или релаксации. Сидя в креслах или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.

Пятая – зона продуктивной деятельности. В ней расставлены столы, за которыми воспитанники учатся разукрашивать, клеить, изучают цвет, форму и т. д.

В шестой зоне – «Наряжай-ка»– имеются различные наряды для детей.

Каждая зона - полифункциональна. Например, в период адаптации к детскому саду эти зоны служат не столько для решения образовательных задач, сколько для отвлечения детей от отрицательных эмоций, для установления эмоционального контакта между педагогом и ребенком, для создания заинтересованности. В зоне уединения успешно провожу индивидуальную работу с детьми (игровая деятельность, предметная деятельность, чтение художественной литературы).

В соответствии с принципом вариативности, я периодически меняю игровой материал: убираю одни игрушки и дидактические материалы, добавляю другие. Игровое пространство меняется в зависимости от дней недели: в понедельник предпочтение отдавалось играм со строительным материалом; во вторник развивались предпосылки к сюжетно-ролевым играм; в среду проводились сенсорные игры и упражнения; в четверг – ознакомление с художественной литературой и игры на развитие предпосылок к театрализованной деятельности; пятница посвящена режиссёрским играм.

При организации группового пространства я руководствовалась принципом безопасности: игрушки и дидактические материалы не содержат мелких деталей; среди них исключены острые предметы; все игрушки сделаны из легко моющихся материалов.

И последняя, седьмая, зона призвана обеспечить взаимодействие с родителями. Актуальную информацию они могут получить благодаря витринам, на которых выставляются поделки детей. О жизнедеятельности воспитанников в ДОУ можно судить по фотоальбому, на снимках которого изображены дети во время самостоятельной игровой, организованной образовательной деятельности и различных мероприятий.

Постепенно мной ведётся работа по дальнейшему усовершенствованию предметно - развивающей среды. Периодически меняю игровой материал, стимулирующий игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. В центре «Наряжай-ка»- имеются различные наряды для детей; в музыкальном уголке изготовлены музыкальные инструменты, из бросового материала: шумелки, деревянные ложки; в центре двигательной активности - массажные коврики, сделанные своими руками, маски для проведения подвижных игр, альбом с видами спорта; в уголке театрализованной деятельности - ширма в виде домика с окошком, плоскостной театр, пальчиковый театр. Сшиты атрибуты одежды для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница». Наша развивающая среда вызывает у детей чувство радости, побуждает к активной творческой деятельности.

Таким образом, при организации предметно-развивающей среды я постаралась учесть практически все принципы, установленные ФГОС дошкольного образования. Я считаю, что насыщенная, доступная, безопасная среда способствует гармоничному развитию детей, благоприятному эмоциональному фону, включению детей во все виды детской деятельности, что положительно сказывается на процессе адаптации к ДОУ. Такие принципы, как безопасность, насыщенность, полифункциональность среды способствуют реализации здоровьесберегающих технологий. К сожалению, в группе пока не оборудован спортивный уголок, что не может в полной мере реализовать принцип насыщенности предметно-развивающей среды, а также не позволяет в полной мере реализовать потребность детей в двигательной активности. Итак, моя задача по построению предметно-развивающей среды в соответствии с требованиями ФГОС частично решена; но, вместе с тем, оборудование зоны двигательной активности (спортивного уголка в группе) необходимо для окончательного ее завершения; без этой зоны невозможно полноценное внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

По результатам проведенной диагностики, у 50 % воспитанников была выявлена

За основу моей педагогической работы я взяла методику Т. В. Островской «Детский сад понарошку».

Основываясь на методике Т. В. Островской, я провела серию игр, направленных на адаптацию воспитанников к детскому саду.

1. Сюжетные игры в детский сад:

- «Строим детский сад из кубиков»;

- «Куклы в детском саду» ( варианты игровых ситуаций: «Куклы идут в детский сад», «Куклы обедают», «Куклы на прогулке», «Куклы ложатся спать»).

- «Детский сад для зверей».

2. Дидактические игры «Что умеет делать?» «Животный мир», «Найди общее», «Чудесный мешочек» и др.

4. Пальчиковые игры «Пальчики здороваются», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Этот пальчик дедушка», «Фигурки из пальчиков» («Коза», «Зайчик» и т. д.

5. Подвижные игры «Зайка шел», «Раздувайся, пузырь», «Хоровод», «Самолеты», «Догони меня», «Прокати мяч» и др.

Игры не только способствуют снятию негативных эмоций в период адаптации к детскому саду, но и развитию памяти, внимания, мышления, речевому развитию детей, формированию у них коммуникативных навыков.

Важная задача в период адаптации - добиться того, чтобы ребенок освоился в пространстве группы детского сада.

В первые дни пребывания в детском саду мы «знакомимся» со шкафчиком, с группой, со своей кроваткой в спальне, со спортивным уголком, с уголком для игрушек, с умывальной комнатой. На прогулке происходит знакомство с участком.

Когда я вижу, что дети освоились в пространстве группы, мы с ними идем на «экскурсии» - в музыкальный зал, в спортивный зал, по разным кабинетам.

Каждое «знакомство» происходит в игровой форме, с использованием сюрпризных моментов. На участке и в спортивном зале мы осваиваем первые подвижные игры; в музыкальном зале музыкальный работник поет детям короткие песенки и дает поиграть на детских музыкальных инструментах; «знакомство» с игрушками происходит в форме театрализованной игры.

Для оздоровления и профилактики простудных заболеваний детей в группе проводятся следующие мероприятия:

- чесночные медальоны; в группе раскладываются тарелочки с нарезанным чесноком и луком;

- организация полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание аудиозаписей «Звуки природы» и сказок;

- использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ (гимнастика в постели после дневного сна ; дыхательная гимнастика; босохождение по массажным коврикам; физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика для глаз) ;

- прогулки на свежем воздухе два раза в день в любое время года и любую погоду;

- утренний приём детей на улице в соответствии с температурой воздуха (зимой до -10 градусов);

- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;

- подвижные игры на прогулке;

-использование оксолиновой мази как профилактического средства;

-рассасывание замороженной клюквы в холодное время года перед выходом на улицу;

закаливание организма, которое является эффективным средством укрепления здоровья, снижения заболеваемости и повышения работоспособности детей. В своей работе я применяю различные формы закаливания.

Также была организована целенаправленная работа по профилактике заболеваний опорно-двигательной системы:

- профилактика плоскостопия: хождение босиком в группе по мостику с рифленой поверхностью, по дорожке ощущений, резиновому коврику с выступающей поверхностью в виде иголочек в середине; упражнения: перекаты с пятки на носок и обратно, хождение на внешней и внутренней стороне стопы; самомассаж – катание ногами массажных шариков; собирание с пола пальцами ног небольших предметов (игрушек от киндер-сюрприза). С родителями проводился мини - практикум по профилактике плоскостопия у детей, так же были разработаны рекомендации по подбору обуви для детей-дошкольников;

- профилактика нарушения осанки у детей: подбор мебели в соответствии с ростом детей, контроль за правильной осанкой во время непосредственно образовательной деятельности, приема пищи, свободной деятельности детей; обязательное проведение физкультурных минуток в непосредственно образовательной деятельности; утренняя гимнастика; контроль за двигательной активностью детей во время прогулок, достаточная физическая нагрузка, соответствующая возрасту; по возможности проведение занятий не за столами, а сидя на ковре, стоя; выполнение упражнений на расслабление-напряжение мышц спины.

В группе активно проводится работа по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

С самых первых дней адаптации я обучаю детей:

- Самостоятельно одеваться и раздеваться;

- Проситься на горшок.

- Складывать свою одежду в шкафчик, развешивать ее на спинку стульчика перед дневным сном;

- умываться, мыть руки с мылом, пользоваться полотенцем;

- самостоятельно есть, благодарить за еду.

Многие дети приходят в детский сад, не владея этими элементарными навыками, поэтому привить их ребенку стоит большого труда, требует терпения.

Я стараюсь, чтобы самостоятельное одевание, умывание, прием пищи доставляли ребенку радость, а не служили причиной слез. Для этой цели широко используются малые фольклорные жанры (потешки).

Для формирования у детей полезных привычек, способствующих хорошему самочувствию, бодрому настроению и усвоению основ здорового образа жизни, разработала кратковременный проект: «В гостях у феи Чистоты». Для активизации взаимодействия с родителями и повышения сопротивляемости организма к болезням был проведё н ряд мероприятий: «Мама, папа, я - спортивная семья», консультации для родителей на темы: «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», «Здоровье на тарелке».

Составила картотеку подвижных игр, физкультминуток, пальчиковых игр, что позволило увеличить посещаемость детей. Проводила фотовыставки работ родителей совместно с детьми на тему: «В здоровом теле - здоровый дух».

Я разработала систему работы с родителями на период адаптации детей к детскому коллективу, куда вошли следующие мероприятия:

1. Анкетирование родителей по знакомству с семьёй будущего воспитанника «Готов ли Ваш ребёнок к поступлению в детский сад».

2. Круглый стол «Адаптация ребёнка к условиям дошкольного образовательного учреждения»;

3. Консультации для родителей на темы:

- «Развивающие и обучающие игры с детьми раннего возраста»;

- «Идём в детский сад, как облегчить адаптацию?»

4. Родительское собрание, на котором были подведены итоги адаптационного периода.

На информационном стенде, который регулярно обновляется, родители всегда могут найти полезную для себя информацию о том, как готовить ребенка к детскому саду; как закаливать ребенка, какие другие меры профилактики заболеваемости в адаптационный период можно принимать в домашних условиях; что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад.

Но самое главное, на мой взгляд, - это доброе, внимательное отношение и к детям, и к родителям. Каждый день я встречаю детей в детском саду с улыбкой; показываю, что я рада каждому из них. В общении с родителями проявляю тактичность, в работе с детьми - доброту и терпение; широко применяю такой педагогический прием, как похвала. И результаты не заставляют себя ждать: уже на третью- четвертую неделю пребывания в детском саду вместо слез я вижу улыбки детей; вместо настороженности - заинтересованность, желание играть и общаться.

Основываясь на данных диагностики, я могу с уверенностью утверждать, что моя работа дала положительные результаты.

С ними я проводила систематическую работу по адаптации к детскому саду, используя свой накопленный опыт и уже имеющиеся методические разработки, начиная с первых дней их пребывания в детском саду.

На основании результатов работы можно сделать вывод, что здоровьесберегающие технологии играют положительную роль в адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению.

Исходя из результатов мониторингов, свою работу по адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, считаю успешно завершенной.

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Зуйкова Н. В., воспитатель МБДОУ № 4 «Сказка» р. п. Култук. На сегодняшний день проблема здоровья.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Презентация инструктора по физической культуре на тему "Здоровьесберегающие технологии в ДОУ" Здоровьесберегающие технологии в дошкольном.

Фотоотчёт «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»Фотоотчёт «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Технологии сохранения и стимулирования здоровья. Динамические паузы Подвижные и спортивные игры Релаксация перед сном и после занятия.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Мастер-класс Тема: Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Педагог: Минина Валентина Анатольевна Место проведения: аудитория Целевая аудитория:.

Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ Дошкольное образование ориентируется на подход к ребенку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав.

Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ДОО» Здоровье-сберегающие технологии. Воспитатель МДОУ детский сад «Колокольчик» п. Первомайский Дускалиева Динара Куатовна Проблема ухудшения.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ.Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Счастливый ребенок – это прежде всего такой ребенок, которой здоров. Здоровый ребенок полон энергии,.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУЗдоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. «Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире».

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Здоровье человека всегда будет актуальной темой. Его невозможно удержать лекарствами. Есть более действенное средство - движение. Физические.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Опубликовано: 12 ноября 2017 в 13:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД