Лучший педагог года

Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016–2017 учебный год

Елена Соловьева
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016–2017 учебный год

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о работе педагога-психолога

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Соловьевой Елены Васильевны

за 2016-2017 учебный год

В течение данного учебного года работа педагога-психолога осуществлялась в соответствии с задачами годового плана:

Публикация «Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016–2017 учебный год» размещена в разделах

1. Создание условий, способствующих развитию и коррекции познавательных процессов у дошкольников.

2. Содействие формированию личности ребенка.

3. Определение причин нарушения личностного и познавательного развития дошкольников.

4. Преодоление отклонений в психическом здоровье и развитии.

5. Создание психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

Работа велась по трем направлениям: с воспитанниками ДОУ, их родителями и педагогическим персоналом.

Вся деятельность велась по следующим направлениям в зависимости от содержания деятельности.

1. Психологическая диагностика

1.1. С июня по октябрь 2016 года велось наблюдение за процессами адаптации к условиям ДОУ вновь прибывших детей.

Всего вновь поступивших детей в МАДОУ «ЦРР-ДС №12» в период с июня по октябрь 2016 года – 51ребенок.

Адаптация детей раннего возраста проходила в четыре этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта.

Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.

На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой.

На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.

На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними.

Определение степени социальной адаптации ребенка в МАДОУ «ЦРР-ДС №12» было проведено с помощью анализа адаптационных листов детей из групп раннего возраста ДОУ.

Наблюдение осуществлялось по пяти показателям психологического здоровья: эмоциональное состояние ребенка, социальные контакты с детьми, социальные контакты со взрослыми, познавательная и игровая деятельность, реакция на изменение привычной ситуации.

Среди общего количества принятых детей 9% детей характеризуются усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 52% средней; 39% - лёгкой адаптацией.

Можно сделать вывод, что дети, входящие в группу легкой адаптации быстрее проходят все этапы привыкания к детскому саду; дети, входящие в группу средней тяжести адаптации доходят до третьего этапа и останавливаются на нем. Малыши, характеризующиеся усложнённой формой адаптации, надолго застревают на первом и втором этапах - они либо совсем не могут привыкнуть к новым условиям детского сада, отчего испытывают постоянный эмоциональный дискомфорт, либо стремятся к постоянному эмоциональному и физическому контакту с воспитателем.

Также дети из группы легкой адаптации проявляют самостоятельность в ходе выполнения действий, ориентированы на конечный результат своей деятельности, способны находить способы действий, ведущие к намеченной цели, готовы удерживать цель на протяжении долгого времени, могут оценивать свои действия по результату, в игре демонстрируют инициативность, способность совершать разнообразные игровые действия и использовать предметы заместители. У детей с тяжелой адаптацией данные умения развиты слабо.

Детям с усложненной адаптацией требовалось дополнительное сопровождение со стороны педагога-психолога по преодолению стрессовых состояний, снятие эмоционального и мышечного напряжения, а также развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, посредством игровых упражнений из программы занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению А. С. Роньжиной.

Родителям, а также педагогам групп была оказана консультативно-просветительская помощь.

1. Психологическая диагностика

1.2. В сентябре-октябре 2016 было проведено первичное диагностическое обследование воспитанников подготовительных к школе групп с целью изучения готовности к обучению в школе. При обследовании использовалась методика Н. Я. Семаго и М. М. Семаго. Эта методика состоит из 5 заданий, каждое из которых преследует определенную цель:

1. «Продолжи узор» - особенности тонкой моторики и произвольного внимания;

2.«Сосчитай и сравни» - сформированность навыков пересчёта в пределах 9, соотнесение и количества изображенных фигур. Оценка моторных навыков при изображении цифр.

3.«Слова» - сформированность у ребенка звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформированность графической деятельности;

4.«Шифровка» - сформированность произвольной деятельности, возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности;

5.«Рисунок человека» - сформированность графической деятельности, общего уровня развития.

В обследовании приняли участие дети подготовительных к школе групп в количестве 45 человек. Проведенное диагностическое обследование позволило выявить особенности развития познавательных психических процессов и готовности к школьному обучению каждого ребенка.

На основании результатов диагностического обследования из 45 детей было выявлено:

- 22 ребенка (50%, которые готовы к началу регулярного обучения;

- 6 детей (14%, которые условно готовы к началу регулярного обучения;

- 6 детей (14%, которые условно не готовы к началу регулярного обучения;

-10 детей (22%) - не готовы к началу регулярного обучения.

Так, по результатам диагностики для воспитателей данных групп были разработаны рекомендации с учетом индивидуально-дифференцированного подхода к каждому воспитаннику по преодолению недостатков и более качественной подготовке детей к началу школьного обучения. Кроме того, данное обследование позволило осуществить индивидуальное консультирование родителей будущих выпускников по проблеме подготовки к школьному обучению.

По результатам вторичного диагностики диагностического обследования воспитанников подготовительных к школе групп с целью изучения готовности к обучению в школе по методике Н. Я. Семаго и М. М. Семаго в апреле-мае 2017 года из 37 детей 35 детей (95%) показали готовность к началу регулярного обучения в школе, 2 ребенка оказались условно неготовы к обучению в школе (5%). Родителям детей, неготовым к обучению в школе даны индивидуально-ориентированные рекомендации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выпускники МАДОУ «ЦРР-ДС №12» в целом, готовы к началу регулярного обучения в школе.

1.3. В октябре 2015 г. было проведено первичное индивидуальное диагностическое обследование развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста и подготовительных к школе групп.

В результате проведенного обследования были выявлены особенности развития слуховой и зрительной памяти, слухового и зрительного восприятия, восприятия цвета, величины и формы, наглядно-действенного, наглядно-образного мышления, сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, особенности звукопроизношения и связной речи, запас представлений об окружающем, особенности развития внимания, навыков саморегуляции в деятельности детей данного возраста, развитие зрительно-моторной координации. В ходе диагностики использовались следующие методики обследования:

- уровня восприятия: «Собери картинку», «Разложи по цвету», «Разложи по форме» и «Кто где находится»;

- уровня внимания: «Перепутанные дорожки», «Пьерона-Рузера», «Лабиринты»;

- уровня памяти: «10 слов», «10 картинок»;

- уровня мышления: «Назови одним словом», «Четвертый лишний», «Последовательные картинки»;

- уровня развития мелкой моторики рук: «Непонятные слова», «Закончи узор».

В обследовании приняли участие дети старших групп МАДОУ «ЦРР-ДС №12» в количестве 38 человек, а также воспитанники подготовительных к школе групп, показавшие по методике Семаго такие результаты как неготовность и условную неготовность к началу регулярного обучения в школе (16 детей).

Проведение данного обследования позволило составить индивидуальные рекомендации для воспитателей по осуществлению развивающей работы с детьми данного возраста в течение учебного года, рекомендации для родителей, а также выявить детей, отстающих в развитии от сверстников, и наметить в отношении данных детей коррекционно-развивающие мероприятия.

По результатам диагностики дети, нуждающиеся в психолого-педагогическом сопровождении, были занесены в банк данных. Так в январе 2017 года для отслеживание динамики в развитии эмоциональной и познавательной сферах, с целью корректировки методов и приемов психологического сопровождения, с детьми, посещающими коррекционные занятия, было проведено промежуточное обследование; в апреле-мае 2017 года – повторное, целью которого стало определение эффективности коррекционной и развивающей деятельности.

1.4. По запросу учителей-логопедов ДОУ в январе - апреле 2016 года было проведено дополнительное обследование детей, рекомендуемых к зачислению в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (20 человек). Запрашиваемая информация об уровне познавательного развития данных детей была отражена в характеристиках и протоколах, были подготовлены пакеты документов для представления данных детей на ПМПК города.

1.5. В ноябре 2016 года, а также в апреле 2017 года с целью определения уровня самооценки, тревожности и социального статуса детей в группе для оказание психолого-педагогической помощи нуждающимся детям была проведена диагностика эмоционально-личностной сферы с использованием следующих методик: методика для изучения межличностных отношений дошкольников в группе «Секрет» Т. А. Репиной; Тест тревожности Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки; методика определения уровня самооценки «Лесенка» В. Г. Щур. Дети с низкой самооценкой, высоким уровнем тревожности, а также «отвергнутые» по результатам диагностики были занесены в группу развивающих занятий для стабилизации эмоциональной сферы.

1.6. В течение 2016-2017 учебного года обязательной являлась также углубленная диагностика эмоциональной и познавательной сфер по запросам администрации, родителей, а также педагогического персонала.

1.7. Два раза в год (октябрь и май) с целью оценки отношения родителей к деятельности педагога-психолога проводилось анкетирование родителей «Рейтинг педагога-психолога среди родителей». В результате, которого стало ясным, что родители, в основном, положительно относятся к деятельности педагога-психолога.

К сожалению, в этом учебном году не удалось провести анкетирование родителей в группах по проблеме формирования ЗОЖ, по причине большого количества предлагаемых в течение учебного года анкет для родителей, некоторые из которых дублируют вопросы анкеты предлагаемой педагогом-психологом. Этот фактор вызывает много возмущений и недовольства со стороны родителей.

2. Коррекционно-развивающая работа

В период с ноября 2016 года по май 2017 года осуществлялись коррекционно-развивающие занятия с детьми старших групп по программе программа коррекционно-развивающих занятий по формированию познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста «Страна Сообразилия», и подготовительных к школе групп по программе подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе «На пороге школы». Целью данных занятий было совершенствование уровня развития познавательных психических процессов у детей, их коррекция и развитие, подготовка к обучению в школе. Все занятия проводились в игровой форме и включали (в различных сочетаниях) задания на развитие разных видов восприятия; разных типов памяти; различных свойств внимания; мыслительных операций и разных видов мышления и речи; задания на развитие мелкой моторики; психогимнастику; релаксационные упражнения, а также упражнения на дыхание.

Занятия осуществлялись в подгрупповой форме 1 раз в неделю. Охвачено данными занятиями было 36 детей.

Проведение цикла подобных коррекционно-развивающих занятий позволило осуществлять психологическое сопровождение познавательного развития воспитанников старшего дошкольного возраста, выявить проблемы в развитии определенных психических процессов отдельных воспитанников, координировать работу по данной проблеме с воспитателями групп и логопедами. Кроме того, у детей появилась положительная мотивация к обучению, они стали более внимательными, организованными, самостоятельными, научились проявлять волевые усилия при выполнении заданий, что свидетельствует об эффективности проведенной в данном направлении работы.

Также с этими детьми, дополнительно проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия 1 раз в неделю. Применение разнообразного оборудования и пособий способствовало развитию познавательной сферы у детей.

В качестве итога проведенных занятий можно отметить, что дети стали более внимательными, сосредоточенными, успешно справлялись с предлагаемыми заданиями.

С детьми с низкой самооценкой, агрессивными, высоким уровнем тревожности, а также «отвергнутые» по результатам диагностики был проведен цикл занятий (всего по 15 занятий) по развитию эмоциональной сферы «Все эмоции нужны, все эмоции важны». Занятиями по данной программе было охвачено 19 детей. Можно отметить, что в результате занятий по программе «Все эмоции нужны, все эмоции важны» дети научились проявлять свои эмоции и понимать их; управлять своим эмоциональным состоянием, так же у них сформировались навыки релаксации и саморегуляции поведения; повысилась эмоциональной устойчивость, что способствует легче переносить более мощные воздействия социума на психику ребенка.

3. Психологическое консультирование

Консультационная работа включала в себя проведение консультаций с воспитателями и родителями по результатам диагностических обследований и по запросам с целью информирования педагогов и родителей об индивидуальных и возрастных особенностях развития детей.

Следует отметить, что педагоги и родители проявляют большую заинтересованность в получении информации о развитии того или иного ребенка. Однако некоторые родители игнорируют приглашение на индивидуальные консультации, проявляют равнодушие к проблемам собственных детей, не понимают важности оказания помощи собственному ребенку именно в дошкольном периоде развития. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема оказания помощи родителям воспитанников в преодолении равнодушия к проблемам своих детей. Помочь в разрешении данной проблемы (т. е. заинтересовать родителей развитием собственных детей, научить их оказывать помощь ребенку в полноценном развитии) может активизация и расширение работы по психологическому просвещению родителей, использование нетрадиционных и интерактивных форм работы с родителями («круглый стол» с обменом опытом, игровой тренинг, семинар-практикум и т. п.).

Достаточно большая доля консультирования педагогов отводится консультациям по оформлению документов для психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ, а также для психолого-медико-педагогической комиссии города.

Всего за прошедший год проведено 136 консультаций родителей и педагогов МАДОУ «ЦРР-ДС №12».

Проведенная за данный период консультативная работа, была достаточно эффективной, однако, ряд обращений носил разовый характер, что может быть связано с недостаточной мотивированностью взрослых на дальнейшую работу.

4. Психологическое просвещение

В 2016-2017 учебном году в рамках данного направления были выполнены следующие работы :

4.1. В группах были оформлены уголки «Советы психолога» с постоянно обновляющейся актуальной информацией для педагогов и родителей соответственно возрастным особенностям группы.

Особую актуальность приобрели информационные уголки следующей тематики: «Как помочь ребенку преодолеть адаптационный период», «Кризис 3-х лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Стили семейного воспитания», «Как бороться с упрямством», «Секреты воспитания».

4.2. В течение года принимала участие в проведении родительских собраний:

- выступление на родительском собрании в младшей группе «Ладушки» на тему: «Адаптация ребенка к условиям ДОУ» (октябрь);

- выступление на родительском собрании в младшей группе «Ладушки» на тему: «Что делать, если ребенок часто болеет в детском саду» (февраль);

- выступление на родительском собрании в подготовительной к школе группе «родничок» на тему: " Психологическая готовность к школе: что мы не понимаем" (февраль);

- выступление с практическим показом на родительском собрании в средней группе "Теремок" на тему: "Игра-это серьезно" (май).

4.3. Для предупреждения психологических проблем во всех возрастных группах оформлены буклеты для родителей на актуальные вопросы воспитания и развития дошкольников, что является очень удобной и интересной формой просвещения.

4.5. С целью формирования интереса взрослых к миру ребенка, стремления помогать ему в индивидуально-личностном развитии, а также повышения интереса детей к психологии в МАДОУ «ЦРР-ДС №12» с 24 октября по 28 октября 2016 года прошла неделя психологии «Планета детства».

№ п/п День недели, тема Дата проведения Название и форма мероприятия Целевая группа

1. Понедельник

«Калейдоскоп настроений» 24.10.2016 Психологическая игра «Твое настроение сегодня»

Психологическая акция «Радуга настроений»

Акция «Что такое радость»

Акция «Дерево пожеланий» Дети старших групп

Родители

старших и средних групп

Родители младших групп

Родители младших групп

2. Вторник

«Мои эмоции» 25.10.2016 Психологическая акция «Стена для пожеланий, желаний и мыслей вслух»

Психологическая акция «Забор психологической разгрузки»

Занятие «Цветик-семицветик»

Памятки «Дети учатся у жизни» Педагоги ДОУ

Родители подготовительных к школе групп

Дети средних групп

Родители всех возрастных групп

3. Среда

«Я – всезнайка» 26.10.2016 Интеллектуальная олимпиада «Умники»

Игра «Я-Всезнайка!»

Занятие «Моя мама»

Стенд по итогам занятия «Моя мама…» Дети старших групп

Дети подготовительных к школе групп

Дети средних групп

Родители средних групп

4. Четверг

«Береги душевное здоровье» 27.10.2016 Акция «Как сказал великий…»

Анкетирование педагогов «Микроклимат в педагогическом коллективе»

Арт-терапевтическое занятие для педагогов «Мандала – исцеляющий круг»

Родители старших и подготовительных к школе групп

Педагоги ДОУ

Педагоги ДОУ

5. Пятница

«По следам Недели психологии» 28.10.2016 Подведение итогов Недели психологии Участники Недели психологии

В целом, реализацию просветительской деятельности можно считать успешной. Однако в дальнейшем, следует обратить внимание на следующие моменты:

- пополнение своих знаний;

- методическая и информационная оснащенность;

- совершенствование способов подачи информации (мини-презентации, буклеты, газеты для родителей и т. д.)

5. Психологическая профилактика

В рамках данного направления были проведены работы по предупреждению осложнений в период адаптации, налаживание благоприятного психологического климата в группах с целью предупреждения психологических проблем. Также с целью профилактики эмоционального выгорания педагоги имели возможность посетить в удобное для них время кабинет психолога, посидев на кресле и прослушав релаксационную музыку, окунувшись на время в спокойную, умиротворённую атмосферу, так же любой сотрудник детского сада имел возможность получить индивидуальный сеанс медитации с использованием визуальных и аудио средств мультимедийного оборудования.

Считаю необходимым в следующем году осуществлять пропаганду данных релаксационно-медитативных техник, с целью предупреждения эмоционального выгорания в коллективе ДОУ.

6. Экспертная работа

Экспертное направление деятельности включало в себя участие в работе психолого- медико-педагогического консилиума ДОУ, посещение открытых занятий педагогов ДОУ.

В течение 2016-2017 учебного года в соответствие с годовым планом было проведено четыре плановых заседания ПМП консилиума и четыре внеплановых.

Организационно-методическое направление деятельности включало планирование и анализ деятельности, работу с документацией (заполнение диагностических карт, составление протоколов, заключений по результатам диагностических обследований, выработку рекомендаций для педагогов и родителей, подготовку документов ПМПК, участие в административных совещаниях и советах педагогов, совершенствование профессиональных навыков, знаний и умений (анализ научной и методической литературы, подбор диагностических методик, составление коррекционных и развивающих программ, самообразование, участие в работе методических объединений педагогов-психологов города и района).

Таким образом, за период с сентября 2016 г. по май 2017 г. в ДОУ был проделан довольно большой объем психодиагностической, психокоррекционной, психопрофилактической работы с детьми, консультирования родителей, психологического просвещения родителей воспитанников и педагогического персонала.

Деятельность педагога-психолога можно считать продуктивной: достигнута устойчивая положительная динамика в коррекции развития, адаптации воспитанников. В дальнейшем, на основании анализа деятельности, считаю необходимым доработать имеющиеся и разработать новые программы с учетом потребностей всех участников образовательного процесса.

Анализируя проведенную работу за 2016-2017 учебный год можно сказать, что работа педагога-психолога велась в соответствии с перспективным планом работы по всем направлениям. Проведенная работа позволила мне выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.

В результате вышесказанного, можно обозначить задачи на будущий 2017-2018 учебный год :

1. Психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

3. Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ОУ.

4. Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.

5. Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;

6. Помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей;

7. Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Аналитический отчет воспитателя за 2016–2017 учебный год Управление образования администрации Горноуральского городского округа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.

Аналитический отчет деятельности инструктора по физической культуре за 2016–2017 учебный год Аналитический отчет деятельности инструктора по физической культуре за 2016-2017 учебный годСреди многих факторов, которые оказывают влияние.

Аналитический отчет о проделанной работе в подготовительной группе за 2016–2017 учебный год Общая характеристика группы. В нашей группе всего 30 человек, 24 мальчика и 6 девочек. Двое из которых ясельного возраста. Все дети разносторонне.

Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год (старшая группа) Состав группы: В старшей группе всего 24 ребенка, из них мальчиков – 12, девочек – 12. В течение года дети развивались согласно возрасту,.

Аналитический отчет о работе за 2015–2016 учебный год Вся работа по организации предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательной работы с детьми велась по типовой программе, которая.

Аналитический отчет о работе за 2016–2017 учебный год в подготовительной к школе группе Состав группы: Всего детей: 26 Мальчиков: 16. Девочек: 10. В течение года дети развивались согласно возрасту, изучали программный материал.

Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год (старшая группа). Аналитический отчет воспитателя о проделанной работе за 2016–2017 учебный год (старшая группа). Подготовила: Середонина И. В. Воспитатель.

Аналитический отчет за 2016–2017 учебный год Цель работы педагога-психолога в МБДОУ д/с №10 в 2016-2017 у/г : создание условий, способствующих охранению и укрепление психологического.

Аналитический отчет за 2016–2017 учебный год Подготовительная группа. Возраст детей: 6–8 лет В течение года педагоги Кригер Л. В,Зайцева Т. О. распространяли свой педагогический опыт на городском уровне, были проведены открытые показы.

Аналитический отчет о проделанной работе подготовительной к школе группы за 2016–2017 учебный год .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016–2017 учебный год
Опубликовано: 28 августа 2017 в 17:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД