Ольга Андреевна Кардынова
Анализ компонентов развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для развития детей раннего и дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, с учетом их возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей.
Групповое помещение оснащено необходимым оборудованием, пособиями и атрибутами для организации различных видов деятельности детей в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, реализуемой основной общеобразовательной программой, возрастными особенностями детей.
Публикация «Анализ компонентов развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Ежегодно разрабатывается паспорт группы и прогулочного участка, который включает различные игровые и развивающие центры по пяти образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
Содержание развивающей среды в группах отражает освоение детьми образовательных областей:
центр игры и эмоционального развития (социально-коммуникативное развитие);
физкультурно-оздоровительный центр (физическое развитие)
центр познания и науки (познавательное развитие)
центр развития речи (речевое развитие)
центр искусства и музыки (художественно - эстетическое развитие)
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.
Насыщенность среды в группе соответствует возрастным особенностям и возможностям детей, содержанию основной общеобразовательной программы ДОУ. Образовательное пространство групп оснащено соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием и инвентарём.
Созданное воспитателем образовательное пространство для детей предоставляет необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:
• игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
• двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
• эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
• возможность самовыражения детей.
Материал для сюжетной игры включает предметы оперирования, игрушки – персонажи и маркеры (знаки) игрового пространства.
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности представлены двумя видами : материалами для изобразительной деятельности и конструирования, а также оборудование общего назначения: доска для рисования мелом и маркером, фланелеграф, индивидуальные планшеты и пр.
Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации.
Материалы для продуктивной (конструктивной) деятельности включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы (в соответствии с возрастными возможностями детей).
Материалы и оборудование для познавательно-исследовательской деятельности представлены в группе раннего возраста в виде наборов для игр-экспериментирований, дидактическими играми и пособиями по сенсорному развитию).
Материалы, относящиеся к объектам для исследования включают различные искусственно созданные материалы для сенсорного развития (вкладыши – формы, объекты для сериации и т. п., а также и природные объекты, в процессе действий с которыми дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их классификации.
Материалы и оборудование для двигательной активности направлены на развитие основных движений и физических качеств воспитанников, поддержание и развитие интереса к физическим упражнениям.
При создании предметно-пространственной среды воспитатель предусматривает возможность ее изменения в зависимости от поставленных задач, образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей (разная расстановка столов, передвижные мебельные модули, мольберты, что отвечает принципу трансформируемости пространства.
Принцип полифункциональности имеющихся в группах материалов реализуется педагогом через:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской и игровой мебели, мягких модулей, ширм и т. д.);
наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
Воспитатель обеспечивает также вариативность среды :
наличием в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодической сменяемостью игрового материала, появлением новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников.
Доступность среды реализуется в :
доступности для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
свободном доступе воспитанников к играм, игрушкам, материалам и пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Безопасность предметно-пространственной среды, которая заключается в соответствии всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.