Эльвира Ахметьянова
Анализ работы по нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы
«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,
прививая духовную оседлость,
так как без корней в родной местности,
стороне человек похож на иссушенное
растение перекати-поле».
Академик Д. С. Лихачев.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников.
Публикация «Анализ работы по нравственному воспитанию» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
В педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.
И сходя из того, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию мною была поставлена
цель: формирование у воспитанников нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, моральных оценок и суждений.
Исходя из цели, я поставила следующие задачи:
- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;
- расширять представления о Республике Башкортостан;
- познакомить детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);
- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны, республики, детского сада, группы, своих товарищей;
- развивать интерес к традициям, обычаям народов Республики Башкортостан;
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.
- формировать чувства эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому.
Для решения поставленных задач, я свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию разделила на 5 блоков:
1. Я и мое ближайшее окружение.
2. Культура и традиции.
3. Я и Родина.
4. Никто не забыт и ничто не забыто.
5. Природа родного края.
Чтобы достигнуть стабильного результата, я старалась применять различные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.
Работу по данному направлению с детьми проводила через игровую, театрализованную, совместную и непосредственно образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.
1) «Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад и тд)
Не менее важным условием нравственного воспитания является тесная взаимосвязь ребенка с родителями. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, к своим сверстникам. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.
В своей группе мной были использованы следующие формы работы по формированию у детей любви к ближайшему окружению:
- рассматривание сюжетных картин из серии «Семья», фотоальбома «Я и моя семья»;
- беседы: «Папа, мама, я – семья!», «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду!»;
- сюжетно – ролевые игры: «Наш дом», «Детский сад», «Семья», «Поездка на день рождения»;
- праздники: «День матери», «международный женский день», «День защитника отечества»;
- дидактические игры: «назови ласково», «Угадай чей голос», «Подари улыбку», «Передай настроение»;
- чтение художественной литературы: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», С. Капутикян «Моя бабушка», А. Барто «О мальчиках и девочках», Е. Благинина «Вот так мама»;
- экскурсии «Мой любимый детский сад»;
- изготовление стенгазет к праздникам: «Я и моя мама», «Мой папа самый – самый»;
- изготовление открыток к праздникам: «Подарок для мамы», «Подарок для папы», «Портрет моей мамы».
В результате плодотворной работы дети получили знания о своём ближайшем окружении, семье, любовь и уважение к членам семьи. Научились ориентироваться в помещениях, территории детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе.
2) «Культура и традиции».
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.
С этой целью провела ряд мероприятий:
- утренник, посвященный Дню Республики Башкортостан;
- флешмоб с детьми «Люблю тебя, Башкортостан»;
- чтение башкирских, русских, татарских народных сказок;
- заучивание потешек, песенок, закличек, приговорок;
- подвижные игры народов Республики Башкортостан;
- дидактические игры: «Собери ковер», «Одень куклу Айгуль»;
- рисование «Сапожок», «Башкирский фартук», «Ковер с орнаментом»;
- рассматривание альбомов «Башкирский орнамент», «Национальные костюмы»;
- рассматривание кукол в национальных костюмах.
Отрадно, что мои воспитанники освоили народные игры, активно используют в речи фольклор, умеют называть элементы башкирского народного костюма, могут самостоятельно составлять узоры по народным мотивам.
3) «Я и Родина»
Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
Для этого мной были проведены:
- беседы «Дом в котором мы живем», «Достопримечательности нашего города», «Моя Республика Башкортостан»;
- дидактические игры: «Найди отличия», «Улицы моего города», «Угадай и назови»;
- рассматривание картин, иллюстраций с изображением достопримечательностей республики, города.
- рассматривание символики республики Башкортостан, России;
- разучивание стихов о республике, городе.
Таким образом у дети расширились знания о родном крае, городе. Развился интерес к событиям, происходящим в стране и городе, воспитались чувства гордости за свою страну и город, научились отличать флаг, герб и гимн России, республики и города.
4) «Никто не забыт – ничто не забыто»
День Победы близок и понятен детям, потому что реализует простую идею, известную им по сказкам – идею о противостоянии добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, формирует представления о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране.
Я провела ряд мероприятий по ознакомлению с героическими подвигами старшего поколения в годы Великой Отечественной Войны
- тематическое занятие ко Дню Победы;
- беседы: «Как все началось», «Подвиг народа», «Каким должен быть защитник»;
Разучивание песен: «Наша армия сильна», «Мой папа самый лучший»;
- слушание песен военных лет;
- просмотр документальных фильмов о войне;
- чтение художественной литературы: Баруздин «Шел солдат по улице», Митяев «Землянка», Кассиль «Твои защитники»;
- рассматривание иллюстраций, картин, альбомов;
- художественное творчество «Военная техника».
Конечно, за один раз, два и три невозможно рассказать о войне, чтобы ребенок понял значимость победы. Это нужно рассказывать ребенку не один год. И не только перед праздником. История семьи, рассматривание семейного архива, чтение художественной литературы, прослушивание песен о мире и войне – это то, о чем не следует забывать. Понятие «победа» для ребенка должно состоять в том, что люди победили войну, потому что защищали свою страну и хотели жить в мире. За мир часто приходится воевать. Часто мир приходит благодаря тем, кто не жалеет своей жизни ради своих близких, детей и мы всегда в долгу перед ними
5) «Природа родного края»
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.
Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.
Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.
С этой целью я провела:
- наблюдения на прогулке за объектами живой и неживой природы;
- рассматривание картин, иллюстраций с изображением животных, птиц, природы, времен года;
- рисование «Листопад», «осень в парке», «Зима», «Птицы у кормушки»;
- разучивание стихов о природе, временах года;
- чтение сказок «Зимовье зверей», «Лиса и заяц» и тд;
- эксперименты с водой и песком;
-посадка лука на подоконнике;
- целевые прогулки по территории детского сада;
- ознакомление с растениями фитогрядки;
- посадка капусты и уход за ней на огороде.
В результате у детей начали развиваться познавательные интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр, наблюдений.
Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то можно будет считать, что задача выполнена. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам.
Работа с родителями.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.
Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, я поставила цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в проектах, конкурсах, акциях).
Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху). Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи.
Большое значение имеет организация выставок, фотовыставок и рисунков детей совместно с родителями.
Родители приняли самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка; в фотовыставках «Моя мама лучше всех», «Я гуляю по городу»; в изготовление кормушек и скворечников, в субботниках и т. д.
Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе.
Таким образом, подводя итог своей работы, я заметила, что мои воспитанники начали проявлять интерес к познанию родного края.
И хочу отметить самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате моей работы ребёнок будет располагать знаниями о своей стране, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена.