МААМ-картинки

Анализ работы по нравственному воспитанию

Эльвира Ахметьянова
Анализ работы по нравственному воспитанию
▼ Скачать + Заказать документы

«Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать,

прививая духовную оседлость,

так как без корней в родной местности,

стороне человек похож на иссушенное

растение перекати-поле».

Академик Д. С. Лихачев.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников.

Публикация «Анализ работы по нравственному воспитанию» размещена в разделах

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Таким образом, нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

В педагогическом аспекте под «патриотическим воспитанием» понимается процесс формирования сознательного человека, любящего свою Родину, землю, где он родился и вырос, гордящегося историческими свершениями своего народа и его культурой.

И сходя из того, что нравственно - патриотическое воспитание дошкольника многогранно по содержанию мною была поставлена

цель: формирование у воспитанников нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, моральных оценок и суждений.

Исходя из цели, я поставила следующие задачи:

- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

- расширять представления о Республике Башкортостан;

- познакомить детей с символами государства, республики (герб, флаг, гимн);

- развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны, республики, детского сада, группы, своих товарищей;

- развивать интерес к традициям, обычаям народов Республики Башкортостан;

- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;

- приобщать детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм.

- формировать чувства эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому.

Для решения поставленных задач, я свою работу по нравственно – патриотическому воспитанию разделила на 5 блоков:

1. Я и мое ближайшее окружение.

2. Культура и традиции.

3. Я и Родина.

4. Никто не забыт и ничто не забыто.

5. Природа родного края.

Чтобы достигнуть стабильного результата, я старалась применять различные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Работу по данному направлению с детьми проводила через игровую, театрализованную, совместную и непосредственно образовательную деятельность с помощью развивающего обучения, проблемно-игровых методов, методов проблемного изложения, практических ситуаций, а также личностно-ориентированного подхода, что формирует гибкое, оригинальное мышление у детей.

1) «Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад и тд)

Не менее важным условием нравственного воспитания является тесная взаимосвязь ребенка с родителями. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, к своим сверстникам. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности.

В своей группе мной были использованы следующие формы работы по формированию у детей любви к ближайшему окружению:

- рассматривание сюжетных картин из серии «Семья», фотоальбома «Я и моя семья»;

- беседы: «Папа, мама, я – семья!», «С кем я живу?», «Хорошо у нас в саду!»;

- сюжетно – ролевые игры: «Наш дом», «Детский сад», «Семья», «Поездка на день рождения»;

- праздники: «День матери», «международный женский день», «День защитника отечества»;

- дидактические игры: «назови ласково», «Угадай чей голос», «Подари улыбку», «Передай настроение»;

- чтение художественной литературы: К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», С. Капутикян «Моя бабушка», А. Барто «О мальчиках и девочках», Е. Благинина «Вот так мама»;

- экскурсии «Мой любимый детский сад»;

- изготовление стенгазет к праздникам: «Я и моя мама», «Мой папа самый – самый»;

- изготовление открыток к праздникам: «Подарок для мамы», «Подарок для папы», «Портрет моей мамы».

В результате плодотворной работы дети получили знания о своём ближайшем окружении, семье, любовь и уважение к членам семьи. Научились ориентироваться в помещениях, территории детского сада, здороваться с педагогами и детьми, прощаться, бережному отношению к игрушкам и книгам, поддерживать порядок в группе.

2) «Культура и традиции».

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащают наших детей, формируют у них чувство гордости за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

С этой целью провела ряд мероприятий:

- утренник, посвященный Дню Республики Башкортостан;

- флешмоб с детьми «Люблю тебя, Башкортостан»;

- чтение башкирских, русских, татарских народных сказок;

- заучивание потешек, песенок, закличек, приговорок;

- подвижные игры народов Республики Башкортостан;

- дидактические игры: «Собери ковер», «Одень куклу Айгуль»;

- рисование «Сапожок», «Башкирский фартук», «Ковер с орнаментом»;

- рассматривание альбомов «Башкирский орнамент», «Национальные костюмы»;

- рассматривание кукол в национальных костюмах.

Отрадно, что мои воспитанники освоили народные игры, активно используют в речи фольклор, умеют называть элементы башкирского народного костюма, могут самостоятельно составлять узоры по народным мотивам.

3) «Я и Родина»

Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Для этого мной были проведены:

- беседы «Дом в котором мы живем», «Достопримечательности нашего города», «Моя Республика Башкортостан»;

- дидактические игры: «Найди отличия», «Улицы моего города», «Угадай и назови»;

- рассматривание картин, иллюстраций с изображением достопримечательностей республики, города.

- рассматривание символики республики Башкортостан, России;

- разучивание стихов о республике, городе.

Таким образом у дети расширились знания о родном крае, городе. Развился интерес к событиям, происходящим в стране и городе, воспитались чувства гордости за свою страну и город, научились отличать флаг, герб и гимн России, республики и города.

4) «Никто не забыт – ничто не забыто»

День Победы близок и понятен детям, потому что реализует простую идею, известную им по сказкам – идею о противостоянии добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, формирует представления о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны, воспитывает чувство гордости за принадлежность к своей стране.

Я провела ряд мероприятий по ознакомлению с героическими подвигами старшего поколения в годы Великой Отечественной Войны

- тематическое занятие ко Дню Победы;

- беседы: «Как все началось», «Подвиг народа», «Каким должен быть защитник»;

Разучивание песен: «Наша армия сильна», «Мой папа самый лучший»;

- слушание песен военных лет;

- просмотр документальных фильмов о войне;

- чтение художественной литературы: Баруздин «Шел солдат по улице», Митяев «Землянка», Кассиль «Твои защитники»;

- рассматривание иллюстраций, картин, альбомов;

- художественное творчество «Военная техника».

Конечно, за один раз, два и три невозможно рассказать о войне, чтобы ребенок понял значимость победы. Это нужно рассказывать ребенку не один год. И не только перед праздником. История семьи, рассматривание семейного архива, чтение художественной литературы, прослушивание песен о мире и войне – это то, о чем не следует забывать. Понятие «победа» для ребенка должно состоять в том, что люди победили войну, потому что защищали свою страну и хотели жить в мире. За мир часто приходится воевать. Часто мир приходит благодаря тем, кто не жалеет своей жизни ради своих близких, детей и мы всегда в долгу перед ними

5) «Природа родного края»

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса, луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов.

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

С этой целью я провела:

- наблюдения на прогулке за объектами живой и неживой природы;

- рассматривание картин, иллюстраций с изображением животных, птиц, природы, времен года;

- рисование «Листопад», «осень в парке», «Зима», «Птицы у кормушки»;

- разучивание стихов о природе, временах года;

- чтение сказок «Зимовье зверей», «Лиса и заяц» и тд;

- эксперименты с водой и песком;

-посадка лука на подоконнике;

- целевые прогулки по территории детского сада;

- ознакомление с растениями фитогрядки;

- посадка капусты и уход за ней на огороде.

В результате у детей начали развиваться познавательные интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр, наблюдений.

Если я научила ребят приглядываться к ползающему муравью, к распускающейся сирени, к полету ласточки и с их помощью пробудила интерес к огромному миру природы, то можно будет считать, что задача выполнена. И я думаю, что мои малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его ресурсам.

Работа с родителями.

Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей.

Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, я поставила цель – вовлечь их в процесс патриотического воспитания с помощью взаимодействия: включение родителей и детей в общее дело (участие в проектах, конкурсах, акциях).

Поэтому предметом особого разговора с родителями было обсуждение возможных путей приобщения дошкольников к труду (хозяйственно-бытовому, ручному, труду в природе, к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху). Только разделяя заботы взрослого, беря на себя посильную их часть, стремясь сделать что-то для других, дети начинают ощущать себя членами семьи.

Большое значение имеет организация выставок, фотовыставок и рисунков детей совместно с родителями.

Родители приняли самое активное участие в творческих конкурсах: конкурсы рисунков и поделок, на лучшее оформление группы к новому году, лучшая елочная игрушка; в фотовыставках «Моя мама лучше всех», «Я гуляю по городу»; в изготовление кормушек и скворечников, в субботниках и т. д.

Совместная деятельность взрослых и детей способствовала их сближению, появлению общих интересов. Родители проявляли активность и заинтересованность к совместной работе.

Таким образом, подводя итог своей работы, я заметила, что мои воспитанники начали проявлять интерес к познанию родного края.

И хочу отметить самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате моей работы ребёнок будет располагать знаниями о своей стране, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

«Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитанию «Этикет». Конспект занятия-беседы по нравственному воспитаниюПояснительная записка:Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности,.

Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья»Дидактическая игра по духовно-нравственному воспитанию «Моя семья» Духовно-нравственное воспитание дошкольников Детство – важнейший период в жизни любого человека. Именно в ранние детские годы у людей закладываются.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Картотека дидактических игр по нравственному воспитанию детей в средней группе Подборка игр по нравственному воспитанию помогут воспитателю в развитии коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, в их.

Конспект НОД по нравственному воспитанию «Ты и твое имя» Конспект нод «Ты и твое имя» Цель. Познакомить детей со своим правом на имя. Задачи. - учить детей применять в жизни свое право на имя;.

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей 5–6 лет «Цветок Доброты»Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей 5–6 лет «Цветок Доброты» Тема: "Цветок Доброты» Цель: способствовать формированию нравственных ценностей личности посредством игровых технологий. Задачи: Образовательные: .

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Педагогический опыт по духовно-нравственному воспитанию с использованием сказкотерапии ЧОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД «СВЯТО НИКОЛЬСКИЙ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ работы по нравственному воспитанию
Опубликовано: 1 октября 2022 в 10:25
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ работы по нравственному воспитанию» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Ахметьянова (УИ 2796373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД