Папки-передвижки

Анализ сюжетов литературных произведений (2 фото)

Лариса Федорова
Анализ сюжетов литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы

Анализ сюжетов литературных произведений

Одной из сложных задач развития речи дошкольников является формирование умения понимать смысл литературных произведений.

Традиционный подход к решению этой задачи заключается в увеличении времени, отводимого на анализ конкретного текста: подробно прорабатываются причинно-следственные связи, взаимодействия героев, выявляются их характеристики.

Публикация «Анализ сюжетов литературных произведений» размещена в разделах

Главное правило работы воспитателя над текстом, заключается в длительной и подробной его проработке с ребенком. Такая работа осуществляется педагогом путем постановки вопросов по конкретному литературному произведению.

Пример: после прочтения русской народной сказки «Гуси-лебеди», детям предлагаются вопросы:

- Что наказывали родители девочке, когда уезжали на ярмарку?

- Какая черта характера сестры явилась причиной того, что мальчика похитили дикие лебеди?

- Почему сначала девочке не помогли ни речка, ни печка, ни яблонька?

- Почему в дальнейшем сестра получила помощь? И т. д.

Такой подход к разбору литературного произведения имеет достаточно серьезные минусы, среди которых можно выделить следующие:

•дети в силу своих психофизиологических особенностей быстро теряют интерес к анализу текста.

•при разборе конкретных ситуаций дети не могут провести аналогии между разными ситуациями. Традиционная методика не развивает детей навыки абстрагирования от конкретной ситуации и выявления аналогий.

Общей теорией сильного мышления и теорией решения изобретательных задач (ОТСМ-ТРИЗ) – педагогикой поставлена дидактическая задача: разработать средства, с помощью которых можно научить ребенка дошкольного возраста кратко и точно излагать сюжетный смысл литературного произведения на фоне формирования у детей устойчивого желания работать с текстом.

Для обеспечения устойчивого интереса к составлению смысловых характеристик литературных произведений целесообразно использовать ситуативную «Да-Нет», так называемый метод дихотомии, который позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных.

Для того чтобы дети освоили ситуативную «Да-Нет» мы составили план работы.

1. Познакомить детей с алгоритмом анализа литературного произведения.

2. Научить играть в классификационную «Да-нет».

3. Обучить детей анализу ситуаций.

Каждое литературное произведение читается детям за 2-3 дня, до анализа произведения. Ели дети забывают какой-то эпизод произведения, педагог прочитывает этот фрагмент.

1. Алгоритм анализа литературного произведения:

•развивает у детей связную речь, фантазию, творческое воображение;

•учит детей сравнивать ситуации, находить в них отличительные черты и самостоятельно выводить правила поведения;

•учит детей анализировать поступки героев, их мотивы, формулировка черт характера героев сказки;

•дети упражняются в выборе жизненного правила по тексту сказки.

Пример (сказка «Сивка-бурка»):

Что хотел герой? (Поймать вора)

Что мешало? (Не знания - страх, ночь)

Какие действия использовал герой? (начинаем перечислять с начала сказки: услышал, пошел, стеречь, положил, вускакал, примчался, соскочил, отпустил, влез и т. д. до конца сказки. Если дети забыли следующее действие, то можно прочитать, что было дальше.

Какие использовал средства?

Уши, глаза, пирог, веревку, силу, сноровку.

Какой по характеру был Иван?

По характеру Иван был: добрый, доверчивый, легкомысленный.

Изменился ли у него характер?

Он остался таким же – добрым, доверчивым.

Жизненное правило. Какую пословицу можно применить к нашему герою?

Дети перечисляют пословицы: сделал дело – гуляй смело. Где смелость, там и победа. Без труда – не вынешь рыбку из пруда.

Примерный конспект «Анализ русской народной сказки «Сивка-Бурка», можно найти в блоге.

2. Игра «Да-нет» классификационная.

Для построения методик развития у дошкольников классификационных умений необходимо дать определения понятиям «классификация», «классификационные отношения», а также обобщить правила классификации.

1. Классификация – это распределение объектов по группам, где каждая группа, имеет свое постоянное место по определенным признакам.

2. Классификационные отношения – это отношения объектов по уровню обобщенности, или их родовидовые отношения. В основе логических операций обобщения лежит установление соотношения понятий по содержанию (совокупностей существенных признаков) и объему (совокупности охватываемых данным понятием объектов).

Цель: сформировать умение детей самостоятельно строить классификационные структуры по определенным основаниям в зависимости от решаемой ребенком задачи.

Главным механизмом формирования такого умения являются мыслительные операции дихотомии, при которых ребенок самостоятельно группирует какие-либо предметы по определенному признаку, устанавливает родовидовые отношения и постепенно осваивает правила классификации на доступном для его возрасте уровне.

Обучение классификации начинается с игр и творческих заданий:

1.«Природный и рукотворный мир» Цель: учить детей делить объекты окружающего мира на природные и рукотворные группы и объяснять основания такого деления.

2.«В гостях у Королевы Природы» Цель: Учить делить объекты природного на представителей живой и неживой природы и объяснять основания такого деления.

3.«В гостях у Живой Природы» Цель: Учить делить объекты живой природы на классы и группы по заданным основаниям такого деления.

4.«В гостях у королевы Изобретений» Цель: Учить детей делить объекты рукотворного мира на группы по заданным признакам и объяснять причину такого деления.

5. Играем в «Да-Нет» Цель: Закрепить умения детей сужать поле поиска с помощью уточнения признаков неизвестного объекта.

Игра «Угадай-ка» (Работаем с моделью «Модель мира»)

Фото №1 Одной из сложных задач развития речи дошкольников является формирование умения понимать смысл

Воспитатель: я загадала объект.

- Это рукотворный мир?

- Да.

- Это относится к мебели?

- Нет.

- Это транспорт?

- Да.

- Это воздушный транспорт?

- Нет.

- Это наземный транспорт?

- Да.

- У него есть кабина?

- Да.

- У объекта есть кузов?

- Да.

- Этот транспорт перевозит груз?

- Да.

- Значит – это машина «Камаз»!

- Да.

Использовали игры и творческие задания: «Отвечай быстро»; «Кому что нужно?»; «Все в мире перепуталось»; «Я иду на север»; «Что в круге»; «Черный ящик».

Игра «Да-Нет» ситуативная.

Стратегия игры в сужении поля поиска решения без перебора всех возможных вариантов.

Алгоритм расшифровки абстрактной модели сюжета литературного текста с помощью игры «да-нет»:

1. Ведущий произносит заведомо не точно составленный код текста какого-либо литературного произведения и представляет это детям как загадалку: «Она его любила, поэтому долго ходила» (примеры приводиться по русской народной сказке «Гуси-лебеди»).

2. Игра «Да-нет». Основное правило: вопросы нужно задавать так, чтобы ведущий мог ответить «да» или «нет». Принимаются вопросы только обобщенного характера, нельзя перебирать имена героев или названий литературных произведений.

3. Поток вопросов структурируется в определенной последовательности разгадывания деталей ситуаций:

•Выяснение уровня реальности ситуации (в данном случае – литературное произведение).

•Установление жанра литературного произведения (русская народная сказка).

•Выяснение признаков первого («она» - объект живой природы – девочка).

•Выяснение признаков второго объекта («его» - объект живой природы, мальчик).

•Установление места происходящего (она ходила по лесу).

•Установления связей между объектами (они были братом и сестрой).

•Выяснение времени происходящего (лето, темное время суток).

•Выяснение характеристик сопутствующих или предполагаемых объектов (в лесу девочка встречалась с речкой, печкой, яблонькой).

4. После обработки каждого шага производиться «сборка» текста с уточненными данными. В конечном итоге ситуация будет описана следующей фразой: «Сестра любила своего брата, поэтому долго ходила по лесу в темное время суток и встречалась с речкой, печкой, яблонькой». Обязательным условием построения текста является то, что в него включается только выясненные характеристики. Воспитатель предлагает детям хором сказать, про какую сказку была составлена «загадалка».

5. Проводиться анализ сюжетов знакомых литературных произведений, где встречается аналогичная модель высокого уровня абстракции. Снежная Королева (Герда любила Кая и долго его искала). Сестрица Аленушка и братец Иванушка и др.

6. Осуществляется возврат к изначально загаданной сказке («Гуси-лебеди») Детям дается задание по уточнению загадалки и составлению нового текста. Воспитатель задает вопрос, правильно ли он составил загадалку «Она его любила, поэтому долго ходила». Скорее всего, нет. Сестра бегала по лесу и искала братика из-за страха, что не выполнила родительский наказ. Дети составляют более точные формулировки: «Некто был забывчивый, из-за этого пострадал», «Она долго блуждала, но все-таки его нашла и спасла».

7. Подведение итогов разгадывания загадалки. Определение лучшей фразы, которая и является моделью смысла текста. Она не сдержала обещания, из-за этого долго искала кого-то.

В процессе прохождения обучения дети усваивают базовую модель составления кода текста литературного произведения. Кодирование объекта (он, она, они, некто, некоторые, кое-кто). Его действия (Что делал, что делает, что будет делать). Следствия из этого действия (для одного объекта или группы объектов)

Использовались в работе с детьми игры и творческие задания:

•«Эта ситуация из какого мира?» Цель: Учить детей классифицировать ситуацию по принадлежности к реальному или фантастическому миру.

•«Разложи лепесточки ромашки» Цель: Учить детей устанавливать жанр литературного произведения.

•«Угадай героя» Цель: Учить детей сужать поле поиска путем выяснения признаков неизвестного героя литературного произведения.

•«Я назову объект, а вы его действия» Цель: Учить детей называть действия героя по линии развития сюжета.

•«Закодируй сказку схемами» Цель: Учить схематическому изображению героев и их действий.

•«Путешествие по сказкам» Цель: Учить детей выражать содержание сказок через схематичное изображение сюжета произведения.

•«Придумай свою загадалку» Цель: Учить детей анализировать смысл литературного произведения и самостоятельно составлять модель выбранного текста.

•«Выбери подходящую пословицу» Цель: Развивать способность объяснять смысл литературных произведений и выводить мораль.

Пример загадалок составленных детьми.

•Она шла и что-то нашла. (Муха-Цокотуха)

•Она унесла её в страну эльфов. (Дюймовочка)

•Она долго шла и к их домику пришла. (Три медведя)

•Они унесли его в её избушку. (Гуси-лебеди)

•Она выросла большая, поэтому её вытянули. (Репка)

•Некоторый посадил что-то, поэтому её тянули. (Репка)

•Он ушел от них. (Колобок)

Публикации по теме:

Презентация на тему «Формирование словообразовательных умений и навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи» Образовательная область «Коммуникация», представленная в Федеральных Государственных Требованиях в направлении «Познавательно-речевое развитие»,.

Уголок по звукопроизношению и развитию речи.Уголок по звукопроизношению и развитию речи. Формирование правильной речи ребенка является одной из самых важнейших задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ сюжетов литературных произведений
Опубликовано: 29 ноября 2013 в 11:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Анализ сюжетов литературных произведений» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Федорова (УИ 162607) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД