Лучший педагог года

Арт-терапевтические средства в работе с эмоционально неблагополучными дошкольниками

Гафнер Анастасия Ивановна
Арт-терапевтические средства в работе с эмоционально неблагополучными дошкольниками

«АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В РАБОТЕ С ЭМОЦИОНАЛЬНО-НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ»

Гафнер Анастасия Ивановна,

Студент

Научный руководитель: Семеновских Татьяна Викторовна

Канд. психол. наук, доцент

ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», г. Тюмень

Аннотация: в статье представлены результаты разработки и реализации программы по коррекции эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста, по средствам арт-терапии. Программа состоит из занятий с использованием средств арт-терапии : рисование, лепка и песочная живопись, которые могут быть использованы в практической деятельности педагогов психологов дошкольной образовательной организации. Программа реализовывалась на базе детского сада «Чебурашка» филиала автономного учреждения дошкольного образования муниципального образования Заводоуковский городской округ «Центр развития ребенка – Детский сад «Светлячок».

Публикация «Арт-терапевтические средства в работе с эмоционально неблагополучными дошкольниками» размещена в разделах

Ключевые слова: эмоциональное неблагополучие, арт-терапия, коррекция, методика воспитания, тревожность, страхи, негативизм, дети старшего дошкольного возраста.

«ART-THERAPEUTIC MEANS IN WORKING WITH EMOTIONALLY UNFAVORABLE PRESCHOOL CHILDREN»

Gafner Anastasia Ivanovna,

Student

Semenovskikh Tatyana Viktorovna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

Tyumen State University, Tyumen

Abstract : the article presents the results of the development and implementation of the program for the correction of emotional distress in children of preschool age, by means of art therapy. The program consists of classes using art therapy : drawing, modeling and sand painting, which can be used in the practice of teachers of psychologists of preschool educational organization. The program was implemented on the basis of kindergarten «Cheburashka» branch of the Autonomous institution of preschool education of the municipality Zavodoukovsky city district «child development Center – kindergarten "Firefly».

Keywords : emotional distress, art therapy, correction, methods of education, anxiety, fears, negativity, children of preschool age.

Эмоциональное состояние детей оказывает значительное влияние на формирование познавательной активности детей, стабильности интересов и в самостоятельности выбора видов деятельности. Поэтому изучение эмоциональных состояний и личностных отношений детей дает возможность выявить скрытые проблемы образовательного процесса, а также может быть основой для прогнозирования вариантов дальнейшего развития дошкольников.

Таким образом, проблема эмоционального неблагополучия у детей старшего дошкольного возраста определяется противоречиями: между потребностью современной практики в разработке теоретических и практических подходов, способствующих созданию психолого-педагогических условий для преодоления эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста, и их недостаточной проработанностью в психолого-педагогических исследованиях. Выявленные противоречия определили цель работы : теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной нами программы коррекции эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста с помощью средств арт-терапии.

Для реализации поставленной цели нами была разработана программа, содержащая систему коррекционных занятий с использованием средств арт-терапии : рисование, лепка и песочная живопись. В качестве моделей диагностического исследования нами был использован следующий инструментарий:

Для определения уровня эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста нами были применены следующие диагностические методики: «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.); методика «Лесенка» (В. Г. Щур); методика «Страхи в домиках» (М. А. Панфилова (модификация «Красный дом – черный дом» А. И. Захарова).

Экспериментальное исследование проводилось нами в несколько этапов начиная с 2017 по 2019гг.

Нами было проведено первое исследование по данным методикам которое позволило определить исходный уровень эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста на начало эксперимента. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет высокий и средний уровень эмоционального неблагополучия, что свидетельствует о необходимости проведения программы занятий с использованием средств арт-терапии включающих : рисование, лепку и песочную живопись способствующая коррекции эмоционального неблагополучия в условиях ДОО.

Следующим этапом опытно-экспериментальной работы мы реализовали разработанную нами программу занятий с использованием средств арт-терапии направленных на коррекцию эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста.

С целью выяснения эффективности, разработанной нами программы занятий с использованием средств арт-терапии направленных на коррекцию эмоционального неблагополучия детей старшего дошкольного возраста, был проведен контрольный этап педагогического эксперимента.

Проведенный сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования показал, что уровень эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста увеличился в среднем на 15-20%.

Проведенный эксперимент позволяет заключить, что уровень эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста может быть реально и существенно повышен, если в образовательном процессе будут целенаправленно и комплексно использоваться коррекционные занятия с использованием средств арт-терапии : рисование, лепка, и песочная живопись. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы свидетельствует о положительной динамике уровня эмоционального благополучия у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной работы, что подтверждает исходную гипотезу исследования.

Список литературы

1. Божович Л. И. Избранные психологические труды: учебное пособие [Текст] / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. – М. : Межд. пед. академия, 2014. – 209 с.

2. Громова Т. В. Страна эмоций : Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. - М. : УЦ «Перспектива», 2012. - 48 с. : ил.

3. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. - Минск. : Университет, 2007. – 237 с.

4. Мухина В. С. Детская психология: учебное пособие / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2010. –184 с.

Публикации по теме:

Консультация «Алгоритм мытья рук в работе с дошкольниками» Нет на свете такого человека, который бы не слышал фразу «мой руки перед едой!». Однако, эту процедуру необходимо выполнять в течение дня.

Арт-терапевтические и психологические игры, упражнения, этюды для работы с дошкольниками по развитию эмоциональной сферы Игра «Я радуюсь, когда…» Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам,.

Формирование эмоционально-волевой сферы у детей в работе педагога-психологаФормирование эмоционально-волевой сферы у детей в работе педагога-психолога Работая психологом в школе, я заметила проблему детей - дети не умеют выражать с ои эмоции, не могут различить эмоции по картинкам. Для.

Инновационная педагогическая деятельность «Оптимальные методы и средства обучения в работе по развитию речи» 1. Актуальность и перспективность проблемы. Глубинные социально-экономические и культурно-исторические сдвиги, сопровождающие Россию в.

Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками Использование дидактических игр о спорте в работе с дошкольниками Физическая культура и спорт – это неотъемлемая часть окружающего мира,.

Все «за» использования игры в работе с дошкольниками Что дети любят больше всего, когда остаются одни? Конечно, играть! В разные игры, с разными партнерами, с фантастическими и разнообразными.

Роль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольникамиРоль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольниками В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их.

Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Самообразование. Тема: Социоигровая.

Презентация «Средства ИКТ в работе учителя-логопеда» 1 СЛАЙД: РАБОТА С КОМЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ РАЗВИВАЕТ ВНИМАНИЕ РЕБЁНКА, УМЕНИЕ АНАЛИЗИРОВАТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, СВЯЗЫВАТЬ ЕЁ С СОБСТВЕННОЙ.

Витражная роспись в работе с дошкольниками Актуальность: Намечаются новые пути в развитии художественной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапевтические средства в работе с эмоционально неблагополучными дошкольниками
Опубликовано: 20 мая 2019 в 07:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД