Елена Клименко
Арт-терапевтические технологии. Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие арт-терапии
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии,
основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой
деятельности, при которой происходит выражение эмоциональных
переживаний и чувств ребенка посредством специально подобранных техник
(кисточки, краски, пластилин, глина и др.).
По своим методам арт–терапия подразделяется на изотерапию,
сказкотерапию, игровую терапию, песочную терапию, музыкальную
терапию, фототерапию. Очень часто бывает, что перечисленные методы
переплетаются в одном занятии.
Публикация «Арт-терапевтические технологии, Изотерапия в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» размещена в разделах
В процессе выполнения работы ребенок высвобождает свое подсоз-нание и через самовыражение творческого потенциала происходит улучшение психоэмоционального состояния. Сам процесс изменений происходит незаметно и безболезненно для ребенка, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.
Методы арт-терапии относятся к самым мягким, но, в тоже время,
глубоким методам, связанным с высвобождением скрытых энергетических
резервов и эмоций ребенка. Арт-терапия особенно хороша там, где другие
методы трудно применимы. Ведь главное условие для упражнений детской
арт-терапией – доступность средств, привлекательность, понятность и
безопасность. Занятия лишены принуждения и воспринимаются, скорее, как
игра и интересное времяпрепровождение. Преимущество арт-терапии
состоит в том, что всегда можно подобрать ту форму работы, которая
наиболее близка и интересна ребенку.
Потребности современного мира в области педагогики построены не на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка.
В связи с этим, арт-терапевтические методы в частности изотерапия особо актуальна, суть работы которых заключается не в обучении рисованию, а в том, что дети через различные техники, используя специально подобранные материалы, получают возможность выразить себя, выплеснуть накопившиеся эмоции, поделиться своими переживаниями и, таким образом, улучшить свое эмоциональное состояние.
Как известно, эмоциональные переживания – неотъемлемая состав-ляющая внутреннего мира любого человека. Поскольку каждая эмоция имеет физиологическую составляющую, а многие болезни носят психосоматический характер, работа с эмоциональным состоянием ребенка направлена на укрепление его психологического ресурса соматического здоровья. Она важна для всех детей, но особенно для тех, у кого имеются нарушения в развитии, поведении и здоровье.
Использование арт-терапевтических технологий особенно показано в
работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, имеющими
различные виды нервно-психических нарушений, таких как, гиперактив-ность, быстрая утомляемость, импульсивность, раздражительность, агрес-сивность, страхи, плохая концентрация внимания, и др. Арт-терапия является одним из самых действенных способов для коррекции подобных состояний и улучшений самочувствия ребенка, а также средством развития его творческих и когнитивных способностей.
Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь
мягким и безопасным методом при работе с психоэмоциональным
состоянием любого ребенка.
Цели и методы арт-терапии
Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации состояния ре-бенка через развитие способности самовыражения. Арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации. Развивают творческое и пространственное мышление, речь, мелкую
моторику. Использование художественного творчества оказывает помощь в
повышении самооценки и адекватного принятия себя в социуме. В процессе
творчества на поверхность выходят многие проблемы, которые были глубоко
скрыты и решаются они безболезненно. Высвобожденные внутренние переживания и чувства находят
свое выражение в творческих работах, улучшая общее состояние и приводя
в равновесие душевный мир ребенка. В ходе терапии характер работы, как
правило, меняется: образы становятся более позитивными, красочными,
гармоничными. Этот показатель является одним из критериев эффективности
терапии.
Можно выделить следующие задачи арт-терапевтических занятий :
Создание положительного эмоционального настроя. Снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, снятие блоков, внутренних зажимов. Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка. Проработка мыслей и эмоций, которые по каким-либо причинам подавляются в повседневной жизни. Возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, выражать их в социально приемлемой форме. Развитие чувства внутреннего контроля.
Арт- терапевтические занятия создают условия для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями, стимулируют развитие сенсомоторных умений и в целом правого полушария головного мозга, отвечающих за интуицию и ориентацию в пространстве. Развитие воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом. Повышение адаптационных способностей ребенка к повседневной жизни и школе. Снижение утомления, негативных эмоциональных состояний и их проявлений, связанных с обучением. Эффективность в коррекции различных отклонений и нарушений
личностного развития с опорой на здоровый потенциал личности и
внутренние механизмы саморегуляции.
Методы арт-терапии успешно применяются с детьми дошкольного и
младшего школьного возраста, имеющими различные поведенческие и
эмоциональные проблемы, нарушения физического развития, соматические
заболевания. Эти методы включают индивидуальную и групповую арт-
терапию. Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала
проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных
особенностей, а потом включается в группу.
Изотерапия как метод арт-терапии
Изотерапия - терапия, в первую очередь, рисованием. Занятиях не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Для изотерапии подходят все виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, цвета и размера, кисти разных размеров и жесткости, грим, уголь, соленое тесто, глина, сыпучие продукты (крупы, горох, фасоль, макароны) засушенные листья.
Дети много рисуют, творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Фантазия играет важную роль в жизни как ребенка, так и взрослого человека. именно в фантазии человек черпает силы для преодоления всего того, что есть, и через свою собственную деятельность - для достижения тог, что будет.
В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют то, что чувствуют, не пытаясь проанализировать это. Для ребенка важен не результат, а сам процесс рисования, вот почему для него этот процесс так терапевтичен.
Литература:
Киселева М. В. АРТ- терапия в работе с детьми. Руководство для психологов. педагогов, врачей, специалистов работающих с детьми- переизд. - СПб. - Речь 2012. -160с.
Крылова Е. А. методическое пособие ГБУ Свердловской обл., центр психоло-го-педагогической, медицинской и социальной помощи.
Сусанина И. В. Введение в арт-терпию. - М., "Когито-Ценр", 2007, - 95с.
Педагог-психолог Клименко Е. Н.