Приложение МААМ

Арт-терапия в работе с дошкольниками

ИРИНА ПАВЕЛЬЕВА
Арт-терапия в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-терапия в работе с дошкольниками

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арттерапии.

Публикация «Арт-терапия в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. От англ. «Art» - искусство, «Терапия» – лечение. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году. Арт-терапия - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние человека. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину, лепит скульптуру или творит, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и даже педагогами. Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует у него наличия способностей к творчеству. Арт-терапия помогает устанавливать отношения между детьми. Посредством искусства ребёнок не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах. В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя такие виды как:

1) изотерапию ( лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, эмоциональная живопись, рисунок брызгами, лепкой, декоративно-прикладным искусством, оригами и др.);

2) библиотерапию (лечебное воздействие чтением);

3) имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);

4) музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);

5) вокалотерапию (лечение пением);

6) кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т. д.);

7) игротерапию; 8) маскотерапию; 192 9) песочную терапию;

10) сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);

11) цветотерапию;

12) фототерапию;

13) логоритмика.

Показания для проведения арт-терапии. Трудности эмоционального развития, агрессия, гиперактивность, стресс, депрессия, сниженное настроение, эмоциональная неустойчивость, импульсивность эмоциональных реакций, переживание эмоционального отвержения другими людьми, чувство одиночества, межличностные конфликты, неудовлетворенность семейными отношениями, ревность, повышенная тревожность, страхи, фобии, негативная «Я- концепция», низкая самооценка.

Задачи арт-терапии :

1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс адаптации в качестве вспомогательного метода.

3. Проработать подавленные мысли и чувства.

4. Установить контакт с ребёнком.

5. Развить самоконтроль.

6. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

7. Развить творческие способности и повысить самооценку.

Используя методы арт-терапии необходимо соблюдать следующие условия: - Должно быть творчество, которое несло бы для ребёнка радость. - Нельзя принуждать дошкольника. - У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать и другое. - Необходимо уметь вовремя закончить работу, если ребёнку надоело. - Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребёнка, и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело. - Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребёнка. - Не только сами радуйтесь «произведению» ребёнка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте. Наиболее популярными и часто используемыми видами арт – терапии являются: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия. Очень часто перечисленные виды терапии переплетаются в одном занятии. Сегодня мы рассмотрим наиболее распространенный вид арттерапии в оздоровлении дошкольников – это изотерапия. А точнее рисование. Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребёнок дает выход своим желаниям, мечам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах. В работе с детьми педагогическое направление рисование рассчитано на здоровую личность, и понимается как забота об эмоциональном сочувствии и психологическом здоровье личности, средствами художественной деятельности. Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленькие дети реагирует на всё : приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребёнок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребёнка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Ребенку наиболее интересно работать с чем- то необычным, нестандартным, отличного от того, к чему он привык. Не стоит останавливаться на стандартном наборе: кисти, краски, карандаши и другое. Арсенал способов создания изображений очень разнообразен. Нужно лишь желание творить и фантазия, у детей она имеется. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки. Ниже приведены некоторые используемые в работе с детьми изобразительные техники в ДОУ.

1. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног). Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме. Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Для того чтобы достичь изобразительные эффекты нанесением краски ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторики, точной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Нанесение краски на стопы ног и их отпечатки также является необычным способом рисования и непередаваемыми сенсорными ощущениями, яркими эмоциями для детей. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.

2. Марания. В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов. Игра с красками очень завлекает и завораживает, тем более, если разрешено брызгаться и «пачкать» лист красками. Дети выполняют такие работы с особым удовольствием и интересом.

3. Рисование сыпучими материалами (песок, сухие листья, крупы и др.). Собирание листьев и работа с ними, доставляет детям огромное удовольствие. Сухие листья натуральный продукт, их запах приятен, также они шершавы, но приятны на ощупь. С помощью сыпучих материалов и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же используется в работе песок, крупы овсянки, риса, сахарного песка, соли, вермишели и другие сыпучие материалы.

4. Штриховка, каракули. Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.

5. Монотипия. Базовая графическая техника, заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками. Этот способ рисования сложен для младших дошкольников, но старшие дети с удовольствием пробуют, экспериментируют с изображениями.

6. Рисование предметами окружающего пространства. Дети могут рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, дно бутылок и чем-то еще. Нестандартное использование «бросового» материала потенциально помогает выйти за рамки стереотипов. Ребята с интересом используют подручный материал в новом качестве. Что создает почву для общего укрепления эмоциональной сферы, уменьшения зависимости - в частности, от ритуалов, - повышения настроения, развития воображения, адаптационных способностей, познания окружающего с разных сторон.

7. Рисунки к психотерапевтическим сказкам.

Сказкотерапию целесообразно дополнять рисунками для более глубокой «отдачи» чувств, возникших в ходе терапии. Дети не всегда в полной мере могут выразить свои мысли вербально, им проще передать на бумаге свои чувства, эмоции.

8. Рисуем эмоции. Попросите ребенка выбрать цвет, который соответствует его настроению и изобразить его на листе (оставить след). Это может быть клякса, прямая или ломанная линия, разнообразные штрихи и т. д. Как можно назвать это состояние? На что оно похоже? Таким образом можно проработать различные эмоциональные состояния. Данная работа может выполняться в виде несвязанных между собой линий, штрихов, символов, а может объединиться в целую картину. Помогает ребёнку «выплеснуть» эмоции при негативном настроении, агрессии, депрессии, стрессе.

9. Рисование на мокрой бумаге. Необычная работа может получиться, если ее выполнить на заранее смоченной пульверизатором бумаге. Интересно наблюдать, как растекаются и смешиваются на мокрой бумаге краски, это своего вида экспериментальная работа, познавательный процесс. Это доставит ребенку особое наслаждение, подарит много положительных эмоций.

10. Кляксы. Если на одной части листа оставить кляксы разного цвета, а затем сложить лист вдвое и снова его раскрыть, то получится оригинальный рисунок. Попросите ребенка дать название своему шедевру.

11. Рисование пластилином. Пластилином можно создавать различные изображения. Это трудоемкая техника, требует от ребенка усидчивости и длительного сосредоточения внимания. Хорошо данную технику использовать с гиперактивными детьми. Развивает мелкую моторику, аккуратность, усидчивость. Подводя итоги, можно сказать, что при проведении изотерапии наблюдается положительная динамика. Методы и приёмы, применяемые при рисовании, являются эффективными и позволяют развивать у детей эмоциональную сферу и творческие способности. Вначале проводимой работы дети часто не уверены, стеснительны, но с каждым последующим разом наблюдалось повышение интереса, ребята с нетерпением ждут новых заданий, чего – то интересного, необычного, неизведанного. Следовательно, можно сделать вывод: благодаря изотерапии у дошкольников снижается эмоциональное напряжение, тревожность, агрессивность, повышается адаптивность, коммуникабельность, улучшается их эмоциональный настрой, психологический климат в группе.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Су-Джок терапия в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинcкий «Представление, что при любом двигательном тренинге. упражняется.

«Консультация для воспитателей «Арт-терапия в коррекционной работе с детьми с РАС»» Имеющиеся нарушения эмоционально-волевой сферы у детей имеющих расстройство аутистического спектра требуют комплексного использования различных.

Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста» Татьяна Костакова Консультация для воспитателей «Су–Джок терапия, как один из методов в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»Добрый.

Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью»Мастер-класс для воспитателей «Арт-терапия в работе с дошкольниками «Картины солью» Цель:Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт-терапии. Задачи: • - расширять знания.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки»Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами. Конспект занятия «Волшебные капельки» Тема: Эбру-терапия в работе с детьми-инвалидами «Волшебные капельки» Аннотация Рисование на воде – это очень бережный и безопасный метод.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапия в работе с дошкольниками
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 22:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем ИРИНА ПАВЕЛЬЕВА (УИ 680366) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД