МААМ-картинки

Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста

Татьяна Борискова
Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста

Арт терапия, пескография для детей дошкольного возраста

Цель: развитие творческих способностей детей на основе технологии рисования песком.

Задачи:

- создать условия для развития творческого потенциала;

-осуществить коммуникативное взаимодействие детей между собой в творческой деятельности;

-способствовать развитию мелкой моторики и активизации речевых навыков, пространственного мышления и воображения воспитанников;

Публикация «Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

-создать благоприятную социальную ситуацию развития каждого ребёнка в соответствии с его особенностями и склонностями.

Методы и приемы песочной терапии:

• Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

• Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации);

• Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование фольклорного жанра)

• Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование).

Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием арт-терапии :

1. Сюжетные игры – «Строим дорожку», «Норки для мышат». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала (камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т. д.).

2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Найди сюрприз», «Забавные следы».

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке», «Я рисую мир».

4. Рассказывание «песочной сказки»

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.

6. Конструирование из песка.

Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

• индивидуальности;

• повышения самооценки;

• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

• подготовка руки к письму;

• психических процессов у детей;

Песок - это таинственный, удивительный материал. Вы не будете отрицать, что порой часами и взрослые и дети могут играть в песке, что-то строить и просто пересыпать его с ладони на ладонь. Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира. Строя из песка свой мир, он освобождается от напряжения.

Песок - один из первых материалов, который ребё нок использует для самостоятельной деятельности: в песочнице, на пляже, в специальной ёмкости. Песок – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир, манипуляции с песком дают ощущения свободы, безопасности и самовыражения. Взаимодействие с песком – одно из популярных в мире направлений арт-терапии. Мягкость, тягучесть песка действуют на ребенка успокаивающе, расслабляют, гармонизируя эмоциональное состояние. Кроме того, справедливо считается, что действия с песком позволяют детям избавиться от стрессов, страхов, переживаний, способствуют снятию напряжения, тревожности и фобий.

Кто сказал, что рисовать можно только кисточкой или карандашом? Пальцы слушаются ребёнка лучше, чем карандаш. Рисование песком – один из самых необычных способов творческой деятельности. Песочное рисование – хороший «релакс» и в какой-то степени – медитация. Особенно полезно для детей с повышенной активностью, так как даёт возможность успокоиться, сосредоточиться и расслабиться. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить. Удивительным образом горсть песка превращается в сказочного героя, диковинного зверя, звездное небо, лес или море.

Рисование песком – это погружение в сказку, в мир фантазий, причудливых образов, извилистых линий. Прикасаясь к песку, чувствуешь его тепло, его текучесть, его движение. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Он включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы. Развивается мелкая моторика рук, что стимулирует развитие центра речи в головном мозге и стимулируется формирование внимания и памяти. Ребёнок прислушивается к своим ощущениям и рассказывает о них.

Что же необходимо для песочной терапии:

1. «Мини - песочница» : водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта, которых должны быть голубого, /синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта.

3. Набор игрового материала: лопатки, широкие кисточки, сита, воронки; разнообразные пластиковые формочки разной величины и формы; бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля. Также желательно иметь игрушки и вещи из металла, глины, пластмассы, словом, все, что может быть использовано в песочных играх.

4. Коллекции фигурок:

-образы людей – фигурки различного пола и возраста (семья, представители профессий, национальностей, вымышленные персонажи);

-животные – дикая и домашняя фауна, сказочные и доисторические звери;

-всевозможные птицы и насекомые;

-рыбы, морские млекопитающие и пр. ;

-различные растения – деревья, кустарники, цветы;

-небесные явления (луна, солнце, радуга, звезды);

-дома, предметы интерьера, продукты питания;

-различный транспорт (наземный, воздушный, водный);

-заборы, мосты, памятники и пр. ;

Для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. Непосредственно образовательные деятельности строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет включить в него ряд речевых игр, упражнений, заданий на коррекцию речи. Кроме того, позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить индекс позитивного самочувствия и психологического комфорта. Используя арт-терапию в ходе непосредственно образовательной деятельности воспитатели должны стремится, чтобы ребенок был активным участником педагогического процесса, а не пассивным слушателем.

Песочная терапия – это одна из разновидностей арт-терапии.

Песочная игра для детей — это простой, естественный способ рассказать о своих тревогах, страхах и других важных переживаниях, преодолеть эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может словами выразить свое внутреннее беспокойство. В связи с этим могут возникать различные трудности в жизни малыша. Песочная игра дает ему возможность не только перенести свои переживания в ящик с песком и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними взаимодействовать.

Метод песочной игры подходит для детей от трех лет и рассчитан чаще всего на длительную терапию. Этот метод подходит для детей тревожных, мнительных, агрессивных, с проблемами общения и поведения, испытывающих страх перед поставленной задачей, а также повышает уверенность в себе застенчивых и замкнутых детей. Так как в процессе работы перед ребенком не ставится жесткой задачи и критериев. Педагог создает условия для проявления созидающей творческой силы в детях, специалист занимает ведомую без оценочную позицию в процессе игры. В зависимости от потребности ребенка педагог находится как бы в стороне или рядом с ребенком, его роль не является ведущей. Играя, ребенок решает свои внутренние эмоциональные проблемы. Песочная терапия переводит восприятие человека на более глубокий уровень. Разыгрывая ситуацию в песочнице, ребенок имеет возможность посмотреть на нее со стороны. Это позволяет соотнести игру с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемы. В песочной игре ребенок и специалист легко обмениваются идеями, мыслями, чувствами, что позволяет научиться строить дружеские взаимоотношения.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие.

Работа с детьми:

• Индивидуальная диагностика. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку, в консультировании родителей.

• Организованная образовательная деятельность с детьми;

• Подгрупповая и индивидуальная совместная деятельность с детьми;

• Самостоятельная игровая деятельность детей;

• Система коррекционно-развивающих занятий;

Условия работы с детьми:

• Согласие и желание ребенка.

• Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

• У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Виды работы в педагогической песочнице:

– конструирование из песка;

– рисование песком и на песке;

– экспериментирование;

– составление узоров на песке;

– диагностика;

– создание картин на песке

– создание песочных композиций.

Некоторые рекомендации:

- желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

- не надо помещать лоток в углу комнаты.

- лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.

- все принадлежности стоит размещать в маленьких корзиночках на уровне глаз ребенка.

- песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито.

- до и после работы с песком дети должны мыть руки с мылом. Таковы гигиенические нормы.

- после занятий лоток рекомендуется закрывать крышкой.

Я пришла к выводу, что игры с песком :

- улучшают общее эмоциональное состояние ребёнка;

- развивают воображение, творческий потенциал;

- развивают мышление, речь, память, внимание, мелкую моторику;

- повышают самооценку и уверенность в себе;

- улучшают взаимоотношения со сверстниками;

-формируют коммуникативные навыки сотрудничества в общении со сверстниками.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Арт-терапия для всех» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49 «Золотой петушок» муниципального образования.

Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод.

Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей Арт-терапия в работе с детьми. Практикум для воспитателей. Цель: актуализировать знания педагогов об арт-терапии; познакомить педагогов.

Дидактические игры для детей с ОВЗ «Арт-терапия: антистрессовые книги»Дидактические игры для детей с ОВЗ «Арт-терапия: антистрессовые книги» Арт-терапия-антистрессовые книги для детей с ОВЗЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у меня первая публикация на МААМе. Частенько.

Мастер-класс «Интуитивное рисование» Проект «Арт-терапия для детей и взрослых» Мастер – класс «Интуитивное рисование» Проект «Арт-терапия для детей и взрослых» Цель проекта: сохранение и укрепление нервно-психического.

Мастер-класс «Совместная художественная деятельность детей и родителей». Арт-терапия «Сказочные дорожки» Совместная деятельность детей и родителей Арт-терапия «Сказочные дорожки» Цель: Создание условий для релаксации участников деятельности,.

Методическая разработка «Арт-терапия с детьми дошкольного возраста» Актуальность темы: Искусство всегда было неразрывно связано с жизнью человека, поэтому возникновение такого метода как арт-терапия является.

Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста» Обоснование проблемы. Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно.

Презентация «Песочная терапия для детей дошкольного возраста» Актуальность: Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является сохранение.

Здоровьесберегающий проект «Арт-терапия как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Здоровьесберегающий проект «Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Автор: О. В. Невзорова Педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапия, пескография для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 26 марта 2019 в 09:05
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД