Получи документы

Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»

Ирина Леонидовна Сапрыкина
Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Обоснование проблемы.

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир. А в детском саду он получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребёнок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима. Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе. Увеличилось количество детей, имеющих речевые патологии. Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

Публикация «Педагогический проект „Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Актуальность.

Арт-терапия в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Это уникальный метод естественного, «ненавязчивого» раскрытия личности, который с успехом применяется психотерапевтами, психологами, педагогами. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Чтобы понять других людей, необходимо иметь хорошо развитые мышление и эмоционально-волевые процессы. Специально организованные арт-терапевтические занятия создают положительный эмоциональный настрой, способствуют совершенствованию интеллектуальной и эмоциональной сфер дошкольников, развивают нравственные мотивы поведения.

В проекте представлено несколько арт-терапевтических форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, театротерапия, изотерапия, сказкотерапия).

Цель проекта :

• формирование у детей младшего дошкольного возраста основ здоровьесбережения через использование специально организованных форм обучения воспитанников и реализацию инновационных здоровьесберегающихтехнологий арт-терапии.

Задачи проекта :

1. Помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, эмоции.

2. Развитие творческих и коммуникативных способностей.

3. Стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я».

4. Развитие уверенности в себе, повышение самооценки.

5. Сплочение детского коллектива.

6. Снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

7. Установить партнёрские отношения с родителями, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах применения арт-терапии в повседневной жизни ребенка.

Участники проекта :воспитатель, муз. руководитель, дети средней группы, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта : октябрь 2018 г. – декабрь2018 г.

Используемые методы:

Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения; метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций участвовать в создании новых образов);метод моделирования ситуаций; метод «погружения в ситуацию»;

Самостоятельное наблюдение во время прогулок и экскурсий.

Наглядные: рассматривание иллюстраций, видеопрезентаций, предметов декоративно- прикладного творчества.

Словесные: творческие беседы, чтение литературы и разыгрывание сказок, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

Технология моделирования, ручной труд;

Слушание музыки, просмотр ММО.

Ресурсное обеспечение проекта.

Уголок театрализованной деятельности.

Уголок игрушек.

Музыкальный уголок.

Уголок творчества.

Сенсорный уголок.

Книжный уголок.

Выставка детского творчества.

Методический инструментарий.

Материально – технический (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, музыкальный центр).

Наглядный материал:

*иллюстрации с изображением сюжетов театральных постановок из детских сказок;

*пальчиковый театр, маски, костюмы;

*настольно-печатные игры;

*фотографии и изображения празднования народных праздников;

* аудио и видеозаписи народных песен и танцев;

* муз. диски со звуками природы;

* наборы для ручного труда.

Предварительная работа:

-составление плана мероприятий;

-подбор необходимых музыкальных произведений, фонограмм совместно с музыкальным руководителем;

- тематическое оформление групповой комнаты (картинки – мотиваторы, уголок эмоций);

- дополнение уголков в групповой комнате (сенсорный уголок, книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, и др.)новыми материалами;

- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;

- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин,)

- изготовление совместно с родителями, педагогами ДОУ костюмов, шапочек- масок в театрализованный уголок

Мероприятия:

Музыкально- развлекательный досуг «Осенние посиделки».

Выставка детских работ «Подарок для мамы», «Зайчишка- трусишка в зимнем лесу».

Выставка поделок «Игрушки из природного материала».

Экскурсия в краеведческий музей.

Итоговое мероприятие «Зимняя сказка»

Предполагаемые итоги реализации проекта :

Предполагаемые результаты:

для детей :

• у детей сформируются представления о здоровом образе жизни;

• занятия будут разнообразными по форме организации;

• будет осуществляться индивидуальный подход к каждому ребенку;

• в группах будет создан эмоционально-положительный микроклимат;

• музыка будет использоваться как компонент здоровьесберегающей среды;

• цветовой потенциал будет использован как фактор здоровье – сбережения;

• сформируются способности поддерживать свое здоровье при помощи театрализованной деятельности, изодеятельности, фольклора, музыки.

для родителей:

• родители будут активно принимать участие в жизни группы, оздоровительных и спортивных мероприятиях;

• Познакомятся с видами арт- терапии, будут активно применять их в воспитании и развитии детей.

Этапы работы по реализации проекта

I этап подготовительный (разработка проекта, октябрь)

Выявление проблемы.

Выбор темы.

Составление плана-схемы проекта.

Знакомство родителей, узких специалистов с проектом, вызвать интерес к данной теме у всех участников проекта. (Анкетирование- привлечение родителей к участию в проекте; диагностика детей на начало проекта.)

Работа с методическим кабинетом. Подбор информации, литературы, дополнительного материала. (Изучение условий реализации проекта;

ознакомиться с методами и приемами арт-терапии;

планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды;

пересмотреть структуру ООД с целью введения в ход ООД арт-терапевтических упражнений и заданий;

определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т. д.)

составление картотек, папок передвижек и заданий ;

разработка ООД ;

составить консультации для родителей: «Арт- терапия в помощь родителям», «Чудеса арт- терапии»

выпуск тематических памяток и папок- передвижек о методах арт-терапии.)

Использование интернет – ресурсов.

IIОсновной этап (практический).

Непосредственная реализация проекта : организация деятельности с детьми.

Формы и содержание

Социально-коммуникативное развитие

Чтение, рассказывание, прослушивание, просмотр в видеосалоне разных произведений о народном творчестве, произведений художественной литературы, народных сказок.

Знакомство с присказками, поговорками, пословицами, загадками.

Театральные, творческие, речевые игры с детьми.

Словесные тренинги. Беседы о здоровье;

Создание вместе с детьми ситуаций- моделей, этюдов.

Акция «Добрый поступок»

Художественно-эстетическое развитие

В зимнее время года

Постройки из снега сказочных героев:

«Снеговик», «Снегурочка», «Серая шейка», «Три поросёнка», их обыгрывание.

В осенний период: постройки из песка (разные виды теремков, домики трёх поросят, шатра из ткани.

Драматизация, игра-инсценировка сказок «Теремок», «Колобок», «Рукавичка», «Репка», передавая голосом, движениями тела, пластикой особенности поведения героев.

Музыкально- ритмичные, подвижно- расковывающие игры- танцы.

Музыкально- развлекательный досуг «Осенние посиделки».

Тематические выставки «Поделки из природного материала», «Осень в еловом бору», «Подарок для мамы», «Новогодняя игрушка»,.

Продуктивная деятельность по различным видам арт-терапии.

Рисование: «Рукавичка», «Подарок маме», «Зимняя прогулка»-ладошками.

Аппликация: «Веселый хоровод», «Колобок на окошке», «Зайчишка-трусишка»-из ваты.

Лепка: «Красочное Дымково», «Улитка- малышка», «Девочка и мальчик танцуют».

Конструирование: «Стоит в поле теремок, теремок», «Избушка на курьих ножках»из природного материала.

Познавательное развитие

Создание мини-музея сказочных персонажей в группе.

Подбор сказочных персонажей, атрибутов, из знакомых и выдуманных сказок, их изготовление, характеристика.

Дидактическая игра «волшебный сундучок». Тактильное обследование экспонатов мини-музея.

Целевая прогулка в осенний парк.

Исследовательская деятельность. (Игры и опыты с водой, песком, использование соленого теста, «Чемоданчика с запахами», «Книги ощущений»)

Совместная деятельностьродителей и педагогов

Работа с родителями

Тренинг «Место арт-терапии в практике родителей»;

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровый ребенок»;

Анкетирование «Роль народного творчества в воспитании детей».

Домашнее задание «Создание, пополнение мини-музея сказочных персонажей в группе» (разные персонажи сказок, сказочные атрибуты).

Подбор и изготовление элементов костюмов для игр-драматизаций,инсценировки сказок.

Пополнение книжного уголка.

Помощь в подборе иллюстрированных книг, аудиозаписей с песнями сказочных персонажей, создание видеосалона сказок.

Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий» (формировать позитивное настроение)

Буклеты: «От чего зависит здоровье детей», «Техника арт-терапии с детьми 5 лет»

Консультации: «Арт-терапия для дошкольников», «Знакомство с техниками изотерапии»;

Оформление наглядно папки- передвижки «Арт- терапия в оздоровлении дошкольников»

Изготовление совместно с детьми поделок в свободное время из разных материалов

Продукт проектной деятельности :

для детей :

• сценарий фольклорного празднике «Осенние посиделки»;

• пальчиковый театр «Моя семья», театр масок «Заюшкина избушка»;

• настольный театр «Теремок»;

• маски зверей к русским народным сказкам;

• уголок арт-терапии в группе (изотерапии, сказотерапии, театротерапии, куклотерапии)

*мини музей сказочного героя.

для родителей:

• пакет рекомендации применение арт-терапии : Консультация для родителей на тему: «Нетрадиционные виды рисования», «Сказкотерапия в жизни дошкольников»«Знакомство с техниками изотерапии», «Арт-терапия для детей : лепка из теста».

• папка передвижка «Музыка лечит»;

• стенгазета «Арт-терапия в оздоровлении детей» для родителей средней группы

• участие в фольклорном празднике «Осенние посиделки» вместе с детьми;

• фотоотчёт о проведенных мероприятиях «Экскурсия в осенний парк», «Осенние посиделки», конкурс поделок из природного материала;

• изготовление дерева «Счастья».

для педагогов :

• презентация инновационного опыта «Проект «Арт-терапия в оздоровлении детей»;

мастер-классы: «Техника арт-терапии с детьми средней группы», «Нетрадиционные виды рисования».

IIIЗаключительный этап (контрольно- оценочный).

1. Презентация проекта «Арт- терапия в оздоровлении детей» на совете педагогов

2. Подведение итогов реализации проекта.

(Аналитическийй (итоговый) этап.

1. анкета для родителей ;

2. диагностика детей на конец проекта;

3. мониторинг для педагогов и родителей;

4. анализ результатов деятельности по применению арт-терапии, выводы;

5. планирование работы исходя из потребностей родителей, детей, на основаниирезультатов,проделанной работы;

6. Рефлексия проводимых мероприятий, направленных на здоровье детей.)

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов арт- терапии, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого, умственного и эмоционального развития средних дошкольников.

Подводя мониторинг по итогам проекта «Арт- терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста» можно с уверенностью сказать, что у детей повысился уровень творческих и коммуникативных способностей, они стали увереннее чувствовать себя на занятиях изобразительной деятельности, повысилась их самооценка. Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе реализации проекта способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. Родители заинтересовались методами арт- терапии. Они с удовольствием принимают участие в мероприятиях проводимых в группе. Многие из них используют нетрадиционные техники изодеятельности для занятий дома с детьми.

Таким образом, арт-терапия в дошкольных образовательных учреждениях – это не просто метод коррекции и развития посредством художественного творчества, а это процесс от которого ребенок получает удовольствие, а так же это один из эффективных способов достижения лучшей социальной адаптации. Именно поэтому арт-терапия так эффективна при работе с детьми

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Арт-терапия, как средство коррекции тревожности детей Современное дошкольное образование постоянно совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и технологиями, что позволяет.

Арт-терапия в познавательно-речевом развитии детей Под арт-терапией следует понимать собой технологию развития и лечения с помощью художественного творчества. А так же – это отличный метод.

Дидактические игры для детей с ОВЗ «Арт-терапия: антистрессовые книги»Дидактические игры для детей с ОВЗ «Арт-терапия: антистрессовые книги» Арт-терапия-антистрессовые книги для детей с ОВЗЗдравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня у меня первая публикация на МААМе. Частенько.

Комплексное использование средств физического воспитания в оздоровлении детей дошкольного возраста Большое внимание в дошкольном учреждении уделяется совершенствованию системы организации физического воспитания, установлению взаимосвязи.

Мастер-класс «Интуитивное рисование» Проект «Арт-терапия для детей и взрослых» Мастер – класс «Интуитивное рисование» Проект «Арт-терапия для детей и взрослых» Цель проекта: сохранение и укрепление нервно-психического.

Мастер-класс «Совместная художественная деятельность детей и родителей». Арт-терапия «Сказочные дорожки» Совместная деятельность детей и родителей Арт-терапия «Сказочные дорожки» Цель: Создание условий для релаксации участников деятельности,.

Педагогический проект «Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Министерство общего и профессионального Образования Свердловской области Управление образования Невьянского городского округа Муниципальное.

Педагогический проект по обучению ПДД детей среднего дошкольного возраста «Город юных пешеходов» Педагогический проект по обучению правилам дорожного движения детей среднего дошкольного возраста «Город юных пешеходов» 1. Паспорт проекта.

Педагогический проект для детей среднего дошкольного возраста «Умелые ручки» .

Здоровьесберегающий проект «Арт-терапия как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Здоровьесберегающий проект «Арт – терапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста» Автор: О. В. Невзорова Педагог-психолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 3 марта 2019 в 18:53
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Арт-терапия в оздоровлении детей среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Леонидовна Сапрыкина (УИ 375252) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД