МААМ-картинки

Артикуляционная гимнастика как необходимый метод коррекции звукопроизношения

Татьяна Гросс
Артикуляционная гимнастика как необходимый метод коррекции звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы и т. д. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Публикация «Артикуляционная гимнастика как необходимый метод коррекции звукопроизношения» размещена в разделах

Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.

Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения – с родителями, воспитателями группы детского сада.

Произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения звуками (бормотание, лепет). Такие движения играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила, дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие, подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединить простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать индивидуальный подход к каждому ребенку, к дефекту речи, определенную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом. (для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль). После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало убирают.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название («Маляр», «Варенье», к нему подбирается картинка-образ. Логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий. Упражнения перед зеркалом взрослый выполняет вместе с ребенком, для этого он должен уметь показать правильную артикуляцию.

Если у ребенка не получается какое-то движение, нужно использовать механическую помощь, например, поднять язык за верхние зубы с помощью шпателя. Пассивные движения ребенка постепенно переводятся в самостоятельные при зрительном самоконтроле перед зеркалом. Сначала самостоятельные движения будут замедленными. В процессе многократных повторений они становятся легкими, правильными, привычными.

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действия, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, два-три раза в день, чтобы навыки становились более прочными. Упражнение не должно доводить орган речи до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что служит показанием к временному прекращению данного упражнения.

Дозировка количества повторений одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальна для каждого ребенка. На первых занятиях иногда приходится ограничиваться двукратным выполнением упражнений. В дальнейшем можно доводить количество повторений до 15-20.

Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает.

Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно – это может привести к отказу выполнять движение.

Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес, упражнения проводятся в форме игры. В игре обязательно должен присутствовать элемент соревнования, должны быть награды за успешное выполнение упражнений.

Успехов вам в выполнении артикуляционных упражнений.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском садуАртикуляционная гимнастика для детей 5–6 лет в детском саду Артикуляционная гимнастика является эффективным средством изучения, уточнения и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Артикуляционная гимнастика в картинкахАртикуляционная гимнастика в картинках Умение правильно, красиво, грамотно говорить имеет большое значение для полноценного развития личности. Успешным человека делает его.

Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно!Артикуляционная гимнастика: важно. нужно, интересно! Проработав почти 15 лет учителем-логопедом в детском саду, я заметила, что в последние годы во всех возрастных группах детского сада неукоснительно.

Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка»Артикуляционная гимнастика «Зарядка для язычка» АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА «ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА» Артикуляционнаягимнастика - это специалные упражнения,для развития подвижности и ловкости.

Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика»Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика» Дидактические игры и задания «Артикуляционная гимнастика». Цель: тренировка и укрепление органов артикуляционного аппарата: губ, щек, языка.

Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика»Фотоотчет «Артикуляционная гимнастика» Предлагаю небольшой фотоотчет артикуляционной гимнастики с детьми, которую мы провели дистанционно. Сказка про язычок Жил-был язычок (показали.

Индивидуальное занятие по коррекции звукопроизношения с ребенком после кохлеарной имплантации Цель: Закрепление произношения звука [р'] в слогах и словах. Задачи: Развивать у ребенка с КИ правильное восприятие слов на слух, извлечение.

Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика для дошкольников» Грамотная, чистая и ритмичная речь ребенка достигается совместными усилиями педагогов и родителей. Такая речь характеризуется правильным.

Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах Универсальная артикуляционная гимнастика в стихах. Просто распечатай и занимайся с удовольствием. Будет в помощь не только родителям,.

Здоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастикаЗдоровьесберегающие технологии. Артикуляционная гимнастика Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение и стимуляцию здоровья, но и на активное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Артикуляционная гимнастика как необходимый метод коррекции звукопроизношения
Опубликовано: 4 октября 2021 в 09:19
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Артикуляционная гимнастика как необходимый метод коррекции звукопроизношения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Гросс (УИ 2751043) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД