Ольга Петровна Пак
Артикуляционно-пальчиковый игротренинг с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка про кота, который хотел научиться говорить.
Жил-был маленький котёнок, очень грустный котёнок. Да и откуда было взяться веселью, если он не мог разговаривать. Только мяукал да мяукал. Дети спрашивали его: «Как тебя зовут?» Котёнок отвечал: «Мяу». «Где ты живёшь?» - «Мяу». «Хочешь молока?» - «Мяу». Дети подумали: «Какой бедный котёнок, он ничего не может сказать, поэтому ему грустно». «Хочешь мы научим тебя разговаривать?» - спросили дети. Котёнок оживился, начал тереться о ноги ребят и много раз промяукал: «Мяу-мяу-мяу».
Публикация «Артикуляционно-пальчиковый игротренинг с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети принесли котёнка в детский сад. «Что ж, - сказала логопед, - хотите попробуем научить котёнка говорить, только учиться будем вместе, а для этого надо делать гимнастику для язычка и пальчиков».
У всех детей и взрослых, и у котят, и у других зверят есть язычки, а живут они в своём домике.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями
Белые звери.
Любят те зверюшки
Конфетки да плюшки.
Догадались, что это за домик? Правильно! Этот домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются (вот так: рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он вышел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке.
Упражнение «Лодочка»
- язык на нижней губе, руки сложены вместе тыльной стороной вверх.
Подул лёгкий ветерок, Язычок поёжился и закрыл за собой дверь.
Упражнение «Стрелочка»
- острый язычок максимально высовывается вперёд, указательные пальцы выпрямляются вперёд.
Спрятался в домик (убрать язык, пальцы согнуть). А на улице идёт дождь, барабанит по крышам.
Упражнение «Барабан»
- язык стучит в зубы, произносим «д-д-д», одновременно кулаками стучим то по правой, то по левой кисти «д-д-д-д».
Посмотрел Язычок на часы.
Упражнение «Часики»
- кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт логопеда к уголкам рта, указательными пальцами выполнять повторяющиеся движения, напоминающие маятник: «Который час?»
Есть ли время погулять, поиграть, ведь дождь уже прошёл. Ура, ещё совсем не поздно, поскачу я на лошадке на улицу.
Упражнение «Лошадка»
- присосать язык к нёбу, щелкнуть язычком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, указательный и большой пальцы выполняют имитирующие бегу лошадки движения на столе.
Ведь там такие быстрые качели.
Упражнение «Качели»
- напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, прямые руки одновременно с языком то поднимать, то опускать.
И в футбол можно поиграть.
Упражнение «Футбол»
- напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку, руки «змейкой» расходятся в стороны – хлопок.
А вот и заборчик.
Упражнение «Заборчик»
- верхние и нижние зубы обнажены и крепко сжаты, губы растянуты в улыбке, одновременно соединять кисти в горизонтальном положении.
Перелезу через забор, там тоже что-то интересное. Ой! Какой ужас! Порвались штаны! Киска сердится.
Упражнение «Киска сердится»
- кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх, одновременно сжимать и разжимать пальцы – «коготки».
Надо взять иголочку и зашить штаны.
Упражнение «Иголочка»
- узкий напряжённый язык выдвинут вперёд, пальцем правой руки (левши – левой) имитируем движения шитья.
Уф, долго трудились, надо перекусить, попить чайку. Где же чашечка?
Упражнение «Чашечка»
- рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов, кисти сближены, пальцы согнуты.
Хочу чай с бубликом.
Упражнение «Бублик»
- зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперёд, верхние и нижние резцы видны, ладони округлены и соединены вместе.
И с вареньем.
Упражнение «Вкусное варенье»
- рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта, большими пальцами выполнять вращательные движения по часовой стрелке.
Вкусно!
Улыбнулся Язычок.
Упражнение «Улыбочка»
- удерживать губы в улыбке. Зубы не видны, одновременно соединять ребром обе кисти, большие пальцы выпрямлены вверх.
Только жарко стало, подуем друг на друга.
Упражнение «Трубочка»
- рот открыт, боковые края языка загнуты вверх, пальцами выполнять движения, имитирующие игру на дудочке.
Ой! А губки-то у нас все грязные. Надо их облизать.
Упражнение «Оближем губки»
- рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу, большими пальцами выполнять вращательные движения вперёд и назад. Вот теперь приятно на себя посмотреть и можно сыграть для друзей на гармошке.
Споём песенку про грибок.
Упражнение «Грибок»
- рот открыт. Язык присосать к нёбу. Указательный палец правой руки соединяется с выпрямленной ладонью левой руки.
И про птичек споём.
Упражнение «Птенчики»
- рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости. Кулаки сжаты и соединяются вместе.
И про слоника споём.
Упражнение «Хоботок»
- вытягивать сомкнутые губы вперёд. Руки вместе и выпрямляются вперёд.
Ну, напелись, наплясались – можно сходить в гости к кролику.
Упражнение «Кролик»
- зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы, мизинец и безымянный палец выпрямлены, как ушки у кролика, остальные сжаты.
Кролик, у тебя новая игрушка автомат, дай поиграть.
Упражнение «Автомат»
- выполнять движения, аналогичные движениям упражнения «Барабан», только звуки «д-д-д-д» заменять на «т-т-т-т».
«Тогда ты, - говорит кролик, - дай мне конфетку».
Упражнение «Спрячь конфетку»
- рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку, левая кисть выпрямлена вертикально, правая кисть сжата в кулак и упирается левую, затем наоборот.
А я её уже съел. Пойдём лучше покатаемся с горки. Ну давай!
Упражнение «Горка»
- движения рук и языка аналогичны упражнениям «Стрелочка» и «Жало».
Ой-ой-ой! Шмель летит!
Упражнение «Шмель»
- движения рук и языка аналогичны движениям упражнения «Чашечка».
Ну я этому шмелю покажу, как нас пугать.
Упражнение «Наказать непослушный язычок» - приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя», чередуя постукивание по правой, то левой кистью по кулаку, стоящему на ребре.
Вот так фокус.
Упражнение «Фокус»
- рот приоткрыт, язык «чашечкой» высунуть вперёд и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа. Ладони соединены вместе, выпрямлены и направлены на себя.
Испугался шмель, улетел, загудел, как самолёт.
Упражнение «Самолёт гудит»
- губы растянуты, при длительном произнесении звука «ы» проталкивать кончик языка между верхними и нижними резцами, удерживать его в этом положении. Слышится звук «л». Руками выполнять вращательные движения, имитирующие работу пропеллера.
Нет, он гудел, как пароход.
Упражнение «Пароход гудит»
- приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы». Большим пальцем выполнять колебательные движения вправо, влево, остальные пальцы сжаты в кулак.
Надо рассказать о случившемся индюку.
Упражнение «Индюк»
- приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится «бл-бл». Ладони вместе. Направлены на себя, большие пальцы одновременно соединяются.
А я уже почистил зубы.
Упражнение «Почистить зубы»
- рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами. Тыльные стороны кистей скрещены, выполнять вращательные движения в одну и другую сторону.
И ложусь спать, ну тогда и мы пойдём отдыхать в свои домики (спрятать языки, рот закрыть, встряхнуть руками).