Ирина Долбня
Конспект занятия для детей школьного возраста «Автоматизация звука [Р] в игре»
Конспект занятия для детей школьного возраста
Тема: «Автоматизация звука «Р» в игре»
Автоматизация звука «Р» в игре»
Цель: автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- Уточнить артикуляцию звука [Р] через упражнения;
-Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука через
игру «Разбери слово»;
Публикация «Конспект занятия для детей школьного возраста „Автоматизация звука [Р] в игре“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
2. Коррекционно-развивающие:
- Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках;
- Развивать зрительное, слуховое и фонематическое восприятие, память, мышление.
3. Коррекционно-воспитательные:
-формирование положительной установки на участие в занятии;
-стимулировать речевую активность.
Оборудование: зеркало, мягкая игрушка “медведь-Рома», картинки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки со звуком Р (бобёр-бобры, рысь, муравей, сорока, барсук, картинка леса, разноцветные фишки для составления схемы слова (синяя, красная, зелёная).
Ход занятия.
I. Вводная часть:
- К нам в гости пришёл медвежонок, зовут его Рома. Он совсем маленький и еще не умеет рычать. Давай мы вместе с тобой научим его рычать. Сначала нам нужно сделать гимнастику для язычка.
1. Артикуляционная гимнастика.
1. «Заборчик». 2. «Окошко». 4. «Лопаточка». 5. «Иголочка». 6. «Чашечка». 7. «Лошадка». 8. «Грибок». 9. «Качели». 10. «Чистим верхние зубки».
2. Развитие слухового восприятия. Игра “Отгадай - ка”.
- Рома принёс тебе загадки. Слушай, отгадывай, если узнаешь о ком загадка, возьми и поставь отгадку на картинку с лесом.
(После каждой отгадки выставляется соответствующая предметная картинка).
-Водяные мастера
Строят дом без топора (бобры).
-Ах, чистюля! Ах, кокетка!
Аккуратней птицы нет.
На груди всегда салфетка —
И на завтрак, и в обед (сорока).
-Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (рысь).
-Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи:
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке (муравьи).
- Я ещё раз назову все отгадки, а ты скажи, какой звук будет встречаться во всех словах-отгадках (ребёнок называет звук «р»).
II. Основная часть.
Закрепление позиции звука Р
- Сегодня у нас на занятии будет главным звук «р». Расскажи, что делает язычок, губы и зубы, чтобы звук «р» получился правильно? (губы широко раскрыты, между зубами остаётся щель, язык находится за верхними зубами). (Показывается схема артикуляции звука «р»).
- Скажи, звук «р» гласный или согласный? (согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы). Твёрдый или мягкий? (твёрдый).
5. Развитие навыков фонематического анализа. Игра «Поймай звук».
Работа за логопедическим столом.
6. Физкультминутка.
- Сейчас мы немного отдохнем.
Ра-ра-ра- хлопает детвора,
Ру-ру-ру- встанем рано поутру,
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро,
Ры-ры-ры- надуваем мы шары,
Ор-ор-ор- подметаем двор,
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы.
6. Развитие зрительного внимания. Игра “Кого не стало? ”.
-Рома принёс картинки. Посмотри, какие. Назови (бобёр, рысь, сорока, муравей, барсук).
-Теперь ты закрываешь глаза, Рома убирает одну картинку, ты называешь, кого не стало (ребёнок называет, какого животного или птицы не стало, чётко произнося звук «р». Игра проводится 4-5 раз).
7. Звуковой анализ и синтез. Игра «Разбери слово»
- Назови первый звук в слове «рысь» («р», второй («ы», третий («сь»). Сколько звуков в слове в слове? (три звука).
-Выбери кружочки, чтобы выложить схему слова. Звук «р» какой: Твёрдый согласный или мягкий? (твёрдый). Значит подойдёт какой кружочек? (синий). Звук «ы» гласный или согласный? (гласный). Какой кружочек подойдёт? (красный). Звук «сь» мягкий согласный или твёрдый? (мягкий). Значит каким будет последний кружочек? (зелёным).
8. Развитие умения подбирать слова-рифмы. Игра “Доскажи словечко”.
- Я читаю тебе стишок-загадку, ты находишь и называешь отгадку.
- Не нужны им топоры
Строят домики. (бобры).
-И кому не скажешь «брысь»?
Это хищная… (рысь).
-Это дом-гора.
Он чей?
Кто построил?. (муравей).
-Вон летит она высоко.
Что за птица там?. (сорока).
9. Формирование грамматического строя. Игра “Исправь предложение”.
- Рома запутал предложения. Помоги ему сказать их правильно.
1. Дома строят бобров (Бобры строят дома).
2. Ветка сидит на сороке и громко стрекочет (Сорока сидит на ветке и громко стрекочет).
3. Зоопарк живёт в рыси (Рысь живёт в зоопарке).
4. Травинка забралась на муравья (Муравей забрался на травинку).
10. Заключительная часть
- О каком звуке мы сегодня говорили? (О звуке «р»). Расскажи, какой звук «р»? (согласный, твёрдый, звонкий).
- Медведь Рома очень рад, что ты сегодня с ним красиво рычал всё занятие!