Конспект занятия «Путешествие в волшебный лес. Автоматизация звука [Ш]»

Наталья Бугаёва
Конспект занятия «Путешествие в волшебный лес. Автоматизация звука [Ш]»

Тема: «Путешествие в волшебный лес. Автоматизация звука «Ш».

Цель:

- развивать речь;

- формировать звуковую сторону речи;

- автоматизировать звук «Ш» в слогах, словах, чистоговорках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные.

- закрепление кинестетического образа звука «Ш»;

- формирование навыков четкого произнесения его в обратных слогах, в словах, в чистоговорках;

Коррекционно-развивающие:

- развитие мелкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением;

- профилактика нарушения зрения, активизация работы мышц глаз;

- развитие речевого дыхания, межполушарных связей, зрительно-слухового внимания, памяти, мышления, зрительно-пространственной ориентировки;

- развитие фонематического анализа: определение места изучаемого звука в слове (начало, середина, конец);

- расширение и активизация словаря;

- нормализация психоэмоционального состояния (музыкопсихотерапия; умение выполнять релаксационные упражнения: расслабление-напряжение).

Воспитательные:

- воспитание положительного отношения и интереса к занятиям;

- воспитание любви к природе, доброжелательности, дружелюбности, самостоятельности, самоконтроля;

- воспитание самостоятельности.

Оборудование: фонограмма для релаксации «Звуки леса», игрушка «Заяц», макет деревьев, избушки, плоскостной макет солнца без лучей, прищепки жёлтого цвета, магнитная доска, мячики Су-джок, султанчики; дидактическая игра «Разложи по полкам».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Звучит музыка для релаксации «Звуки леса».

Л. Ребята, садитесь на ковер поудобнее, спину держите прямо, опустите плечи, расслабьте руки, ноги. Закройте глаза. Прислушайтесь к своим ощущениям. Представьте, что вы находитесь в лесу. Дышите глубоко и спокойно. Чувствуете, как там свежо?

Д.: (Дети отвечают).

Л.: Солнца почти не видно из-за высоких и густых крон. А так хочется погреться на солнышке! Вы тянете руки вверх, поднимаете голову и подставляете лицо к солнечным лучикам и улыбнитесь солнышку (расслабление). Но вдруг налетела тучка и сразу стало холодно и сыро (напряжение). Но ветер прогнал тучку. И снова засветило солнышко, согревая вас своим теплом (расслабление).

Л.: Теперь можете открыть глаза.

2. Сообщение темы и цели занятия.

Л.: Ребята, скажите, где вы себя сейчас представляли?

Дети. В лесу.

Л.: Хотите туда пойти?

Дети. Да.

Л.: Сегодня на занятии мы с вами отправляемся в волшебный лес и, будемучиться красиво и правильнопроизносить звук «Ш».

Л.: Подумайте, в какую погоду лучше всего там гулять?

Д.: В тёплую, тихую, солнечную.

Л.: Чтобы солнышко больше нас согревало, давайте подарим ему яркие лучи. (Логопед предлагает детям подойти к макету солнца и прикрепить прищепки).

Л.: Логопед читает заклинание:

А ну-ка вокруг себя покрутитесь –

В лесу волшебном очутитесь! «Шакли, Шокли, Шук».

3. Глазодвигательные упражнения.

Ребята, вот мы и оказались в лесу! А что растет в лесу?

Д.: Деревья, кустарники, грибы, ягоды, цветы и др.

Л.: А кого можно встретить в лесу?

Д.: Птиц, зверей, муравьев, мошек, комаров и др.

Л.: А еще кого можно встретить в лесу, отгадайте загадку?

Толстячок летит мохнатый,

В шубке бархатной, богатой.

От цветка к цветку летает,

Ярких бабочек пугает.

И гудит, как будто дрель,

Полосатый добрый.

Д.: (Шмель).

Л.: А ну-ка вправо-влево посмотрите и шмелей всех отыщите.

(Дети выполняют гимнастику для глаз).

4. Дыхательная гимнастика.

Л.: Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки растут в нашем лесу? Давайте их сорвем. Но эти цветочки волшебные, если на них подуть, они распустятся и станут еще красивее.

Д.: (Дети выполняют дыхательную гимнастику).

5. Су-джок терапия.

Л.: Ребята, посмотрите, а кто это у нас под деревом сидят такие колючие!

Д.: Ёжики!

Л.: Давайте их возьмем в руки и погладим их колючие иголки.

(Дети выполняют технику Су-джок).

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Он по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

(Выполняют соответствующие движения).

6. Театр пальчиков и языка «Прогулка в лес».

(Метод биоэнергопластики).

1. Л.: Ребята, мы свами стоим на красивой полянке, она ровная-ровная. Давайте покажем ладошками, какая она ровная. Ладони ребрами тесно прижмите друг к другу, пальцы выпрямите. Рот открыт, язык свободно положите на нижнюю губу.

2. Л.: А рядом растет большое дерево. Вот его ствол. Давайте покажем его.

Локти, ладони соедините, пальцы поднимите вверх. Язык высуните и напряженно тяните к носу.

3. Л.: Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые.

Щепотью одной руки покажите толстую ножку, ладонью другой — шляпку. Положение рук менять. Язык присосать - «Грибок».

4. Л.: У других грибов ножки тонкие.

Указательный палец одной руки — ножка, ладонь другой руки — шляпка; положение рук менять. Язык присосать к твердому нёбу – «Грибок».

7. Характеристика звука «Ш» по артикуляционным и акустическим признакам.

Л.: Ой, ребята, посмотрите, ветер налетел,давайте покажем, как ветер качает ветки дерева. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.

Ветерок стихаетш-ш-ш (произносят…

Л.: Дети, а что делают наши губы, когда произносим звук «Ш»?

Д.: Вытягиваются вперед трубочкой.

Л.: Где находится кончик языка?

Д.: Язык поднимался к небу, за верхние зубы)

Поднеси руку ко рту и скажи «ш-ш-ш…».

Л.: Какой язык — узкий или широкий?

Д.: Язык широкий, «чашечкой».

Л.: Как мы произносим звук «Ш» — с голосом или без голоса? Он звучит твердо или мягко? Гласный или согласный звук «Ш»?

Д.: Согласный, твердый, глухой.

Л.: Молодцы. А теперь ребята пойдем дальше по дорожке.

8. Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

9. Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках.

Л.: Ребята, а что там за деревьями виднеется?

Д.: Избушка.

Л.: Посмотрите возле избушки сидит зайчишка (игрушка). У него сегодня День рождения. Кого он пригласил к себе в гости, вы узнаете, если будете внимательно слушать и повторять чистоговорки:

Аш – аш - аш - букашка

ош–ош–ош – кошка

уш–уш–уш – лягушка

иш–иш–иш – мишка

ыш–ыш–ыш – мышка

Л.: Назови, кого зайчишка пригласил к себе на День рождения? (Букашку, кошку, лягушку, мишку, мышку). Какой общий звук слышится во всех этих словах (Звук «Ш»). Где вы слышите звук «Ш» в каждом слове? (В середине каждого слова).

Д.: (Дети называют).

Л.: Друзья принесли зайчишке подарки:

Букашка - ромашку

Кошка – карандаш

Лягушка – ландыш

Мышка – шары

Мишка – шапку

Л.: Помоги зайчишке Плутишке разложить подарки в шкафу. На верхнюю полку надо положить предметы, в названии которых звук «Ш» слышится в начале слова; на среднюю полку – предметы, в названиях которых звук «Ш» слышится в середине слова; на нижнюю полку положить предметы, в названиях которых звук «Ш» слышится в конце слова.

Л.: Какие подарки положили на верхнюю полку? (Шапку и шары)

Какие подарки положили на среднюю полку? (Катушки, ромашки и гармошку)

Какие подарки положили на нижнюю полку? (Карандаш и ландыш). Молодцы.

10. Итог занятия.

Л.: Ребята, нам пора возвращаться. Вокруг себя повернись – в группе очутись. Вот мы и в детском саду.

Л.: Где вы сегодня побывали? Кого повидали? Какой звук повторяли? Давайте его еще раз произнесем.

Д.: (Дети произносят).

Л.: Молодцы, ребята! Вы сегодня все хорошо работали! И зайчишка передал вам подарки. Посмотрите, что лежит в лукошке? (Шоколадные шишки).

Публикации по теме:

Перспективное планирование логопедической работы в подготовительной группе для детей ОНР III уровня (первый период) Программное содержание: расширение и уточнение словаря по темам, формирование грамматически правильной речи (ФГПР) – развитие связной речи.

Презентация. Звуки с и СЬ цель данной презентации: Познакомить детей с акустическими и артикуляционными особенностями звука (С). автоматизация звуков с и сь слогах,.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие в волшебный лес. Автоматизация звука [Ш]»
Опубликовано: 6 октября 2014 в 17:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

Детский мастер-класс по ручному труду «Зонтик для Осени»
Детский мастер – класс по ручному труду «Зонтик для Осени» ребята выполняли в смешанных техниках – аппликация и природный материал – разноцветные...
Наш цветник в детском саду
Трудно представить себе детский сад летом без цветочных клумб. Они способны преобразить даже самый скучный участок и добавить в него ярких, радующих глаз...