Татьяна Стрекатова
Авторская дидактическая игра «Гусеница» (для детей дошкольного возраста 4–7 лет с недостатками звукопроизношения)
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская дидактическая игра «Гусеница»
(для детей дошкольного возраста 4-7 лет с недостатками звукопроизношения)
Цель игры: автоматизация звука [Ц] в слогах, словах, фразах и чистоговорках; развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова.
Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи; совершенствованию слоговой структуры слова, закреплению знаний об автоматизируемом звуке. Кроме этого, речевой материал предназначен для коррекции лексико-грамматического строя речи: закрепления употребления существительных единственного и множественного числа в именительном и родительном падежах; образование и употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Одновременно с этим происходит развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления.
Публикация «Авторская дидактическая игра „Гусеница“ (для детей дошкольного возраста 4–7 лет с недостатками звукопроизношения)» размещена в разделах
- Гусеница. Игры, дидактические пособия
- Гусеницы и червячки
- Дидактические игры
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Насекомые. Игры, дидактические пособия
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2015
Содержание: Игра "Гусеница" состоит из сшитой вручную гусеницы с 8-ю пришитым пуговицами среднего размера. ФОТО № 1
А также 6 конвертов с карточками-картинками круглой формы с изображениями предметов, в названии которых звук [Ц] находится в разных позициях (в начале слова, в середине, в конце). Каждая карточка с петлёй, которую можно пристегнуть к гусенице. Картинки в играх взаимозаменяемы.
К игре прилагается картотека из 12 карточек с описанием заданий, их вариантами, картинным и речевым материалом.
В зависимости от сложности речевого дефекта ребенка и этапа коррекционной работы задания могут использоваться логопедом комбинированно, как на индивидуальных, так и на подгрупповых логопедических занятиях.
Картотека заданий к игре «Гусеница»:
КАРТОЧКА № 1
Задание № 1. «Договори словечко»
Цель: автоматизация [Ц] в прямых слогах; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Гусеница очень любит игры-загадки. Она предлагает поиграть с ней. Послушай загаданное слово. Я назову половинку – это начало. А ты добавь другую половинку слова – слог –ЦЫ (-ЦА, -ЦО, -ЦЕ, четко проговаривая звук [Ц]. Картинки помогут тебе справиться с заданием.
Образец: лукови…— -ца и т. д. ; ножни… — - цы и т. д.
(После правильно угаданного слова и четко произнесенного звука [Ц] ребенок пристегивает картинку на пуговичку, пришитую к гусенице).
Картинный материал:
-ЦО: лицо, письмецо, кольцо, крыльцо, пальтецо, яйцо.
-ЦЕ: маслице, деревце, платьице, болотце, полотенце, солнце, блюдце, мыльце, зеркальце, оконце.
-ЦА: мельница, овца, пицца, луковица, гусеница, пуговица, синица, курица, птичница, яйца, пшеница, яичница, лестница, мельница, птичница, наездница.
-ЦЫ: ножницы, синицы, голубцы, огурцы, ресницы, шлепанцы, овцы, гусеницы.
КАРТОЧКА № 2
Задание № 1. «Кто у кого?» ФОТО № 2
Цель: автоматизация [Ц] в словах, заканчивающихся на –ЦЫ, - ЦА, - ЦУ; развитие мелкой моторики пальцев рук.
А) Гуляла Гусеница по лесу и встретила детёнышей животных. Они заблудились в лесу и потеряли своих мам. Помоги детёнышам найти свою маму. Назови слова, четко проговаривая звук [Ц].
- Кто мама у лисёнка? (лисица). Кто мама у волчонка? (волчица) и т. д.
(После правильно угаданного слова и четко произнесенного звука [Ц] ребенок пристегивает картинку на пуговичку, пришитую к гусенице).
Б) Кого потерял тигрёнок? (тигрицу) и т. д.
В) Давай ещё раз напомним животным «кто у кого?»:
– У тигрицы – тигрёнок, у медведицы – медвежонок и т. д.
Г) Назови всю семью:
- Медведица-медведь-медвежонок, волчица-волк-волчонок и т. д.
Картинный материал:
Волчица, верблюдица, куница, медведица, тигрица, львица, крокодилица, ослица, лисица, овца.
КАРТОЧКА № 3
Задание № 1. «Назови слово ласково».
Цель: автоматизация [Ц] в словах; образование и употребление существительных с ум. -ласк. суффиксами; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Однажды в солнечный денёк у Гусеницы было хорошее настроение. Посмотрела она вокруг и видит не дерево, а деревце, не болото, а болотце. Что ещё увидела Гусеница? Измени слова по образцу, а помогут тебе картинки. Повтори слова, четко проговаривая звук [Ц].
(После правильно угаданного слова и четко произнесенного звука [Ц] ребенок пристегивает картинку на пуговичку, пришитую к гусенице).
Картинный и речевой материал:
Письмо - письмецо, пальто - пальтецо, мыло - мыльце, дерево – деревце, блюдо – блюдце, масло - маслице, окно - оконце, платье - платьице, зеркало-зеркальце, болото – болотце.
КАРТОЧКА № 4
Задание № 1. «Один и много. Много и один»
Цель: автоматизация [Ц] в середине слова; словообразование существительных единственного и множественного числа; развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Гусеница не скучает, на полянке гуляет. Видит много цветов, разных птиц, синиц. Угадай, что (кого) увидела гусеница? Измени слова по образцу. Повтори слова, четко проговаривая звук [Ц].
Образец: а) голубцы – голубец и т. д. б) кольцо — кольца и т. д. Какие слова не изменились?
(После правильно угаданного слова и четко произнесенного звука [Ц] ребенок пристегивает картинку на пуговичку, пришитую к гусенице).
Картинный материал:
Луковица, письмецо, курица, овца, мельница, пшеница, лицо, кольцо. Ножницы, синицы, птенцы, бубенцы, голубцы, шлепанцы.
Речевой материал:
Девица, ружьецо, рукавица, больница, конница, пуговицы, теплицы, водица, улица, умница, борцы, концы, молодцы, пальцы, продавцы, певцы, отцы, пловцы.
КАРТОЧКА № 7
Задание № 1. «Новоселье у Гусеницы».
Цель: автоматизация [Ц] в середине слова; образование слов сложной слоговой структуры; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Задание № 2. «Меню для гостей».
Цель: автоматизация [Ц] в начале, в середине и в конце слова; развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики пальцев рук.
КАРТОЧКА № 8
Задание № 1. «Родственные слова».
Цель: автоматизация [Ц] в начале, в середине и в конце слова; развитие мелкой моторики пальцев рук.
КАРТОЧКА № 9
Задание № 1. «Упражнение «Мой, моя, моё».
Цель: автоматизация [Ц] в словах и словосочетаниях; согласование существительных с местоимениями мой, моя, моё; развитие мелкой моторики пальцев рук.
КАРТОЧКА № 10
Задание № 1. «Цветные картинки».
Цель: автоматизация [Ц] в середине слова; согласование существительных с прилагательными в роде; развитие мелкой моторики пальцев рук.
КАРТОЧКА № 11
Задание № 1. «Спор насекомых».
Цель: автоматизация [Ц] в середине слова; образование существительных женского рода единственного числа; совершенствование слоговой структуры слова.
Задание № 2. «Кому что нужно?»
Цель: автоматизация [Ц] в словах и в предложениях; развитие мелкой моторики пальцев рук.
КАРТОЧКА № 12
Задание № 1. «Забавные рифмы»
Цель: автоматизация [Ц] в словах и чистоговорках; развитие фонематического слуха; развитие мелкой моторики пальцев рук.