Наталья Руссу
Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии»
▼ Скачать + Заказать документы
Данную программу я разработала в 2010 году, апробацию начала в 2011 году, и наконец с этой программой я учавствовала в городском и региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства в сфере образования "Педагог года".
Повышенный уровень тревожности, низкая самооценка и наличие каких – либо страхов не являются аргументами для тревоги родителей по поводу здоровья ребенка. Все перечисленные показатели являются симптомами психологического нездоровья. И если у ребенка существуют проблемы с психологическим состоянием, то какая речь может идти о его физическом здоровье.
Публикация «Коррекционно-развивающая программа „Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В связи с этим возникает необходимость поиска инновационных эффективных методов позволяющих стабилизировать психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье в дошкольников в целом.
Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.
(Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности)
Арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста позволяют решать ряд задач:
Воспитательные: способствуют нравственному развитию личности.
Коррекционные : корректируют образ “Я” дошкольника.
Психотерапевтические : способствуют возникновению ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.
Диагностические: позволяют получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка.
Развивающие: способствуют достижению личностного роста ребенка, приобретению опыта новых форм деятельности, развитию способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Таким образом, метод арт-терапии стал основным приоритетным направлением при разработке коррекционно-развивающей программы «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» позволяющий воздействовать на эмоциональное здоровье детей и активизировать приобретение эмоционального и социального опыта.
Система работы данной коррекционно-развивающей программы выстроена в соответствии с разделом «Коррекционно-развивающая работа» основной общеобразовательной программы учреждения, и направлена на развитие интегративных качеств дошкольников.
Новизна коррекционно-развивающей программы заключается в объединении инновационных арт-терапевтических техник и технологии стабилизации эмоциональной сферы дошкольников посредством условий, созданных в интерактивной темной сенсорной среде для решения поставленной цели и задач.
Цель программы :
Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников арт-терапевтическими методами.
Для реализации намеченной цели, мы поставили следующие задачи:
• Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
• Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений:
неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
• Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук.
• Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать
к размышлению, самоисследованию.
• Развивать познавательные процессы.
• Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
• Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым,
сверстникам и самому себе.
Реализация данной программы предполагает, формирование коррекционно-развивающей группы на основании наблюдений воспитателей и пожеланий родителей. С данной группой дошкольников старшей возрастной категории проводится обследование для фиксации качественных изменений в эмоциональном развитии. Диагностическое обследование необходимо проводить до, и после проведения курса занятий.
Рекомендован следующий диагностический пакет методик для выявления уровня психологического здоровья дошкольников :
1. Цветовой тест Люшера (позволяет выявить эмоциональные установки ребенка по отношению к дому и детскому саду, а также выявить психологические особенности, эмоциональный фон и преобладающее настроение)
2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (определяет уровень тревожности ребенка)
3. Тест «Лесенка» Т. Д. Марцинковская (исследование уровня самооценки дошкольников)
Данная коррекционно-развивающая программа состоит из 4 тематических блоков
1. Блок «Сенсорный мир»
2. Блок «Игры с песком»
3. Блок «Бумажные фантазии»
4. Блок «Изостудия»
*** Итоговое занятие по всему курсу.
Коррекционно-развивающая программа предполагает проведение педагогом-психологом одного занятия в неделю. Занятия проводятся дополнительно, во второй половине дня.
Структура занятия выстроена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей шестого года жизни. Занятие состоит из трех частей:
Часть 1. Вводная.
Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный Часть 2. Основная или рабочая.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия, и она зависит от тематического блока, цели и задач занятия. В данной части занятия реализуются основные инновационные методы и технологии.
• Деятельность самопознания и стабилизации эмоциональной сферы посредством интерактивной темной сенсорной комнаты (упражнения с элементами медитации, слушания музыки и расслабления).
• Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования (изотерапия).
• Песочная терапия (игры с песком с использованием метода sandplay и рисование на песке).
• Творческая деятельность - художественный способ конструирования из бумаги (техника оригами).
Часть 3. Завершающая.
Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.
Содержание: здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры (ритуал прощания, анализ своих действий и действий сверстников на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски, беседа о том, что больше всего запомнилось.
Каждое занятие обязательно включает в себя здоровьесберегающие технологии, телесно-ориентированные подходы, методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей и использование информационно - коммуникативных технологий.
Коррекционно-развивающая программа для дошкольников старших групп начинается с блока занятий «Сенсорный мир».
На занятиях в интерактивной среде темной сенсорной комнаты дети учатся расслабляться, медитировать, выполняют различные телесно-ориентированные упражнения, делают самомассаж, слушают умиротворяющую музыку.
Использование сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с детьми, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной и развивающей работе.
Следующие блоки коррекционно-развивающих занятий базируются на методе арт-терапия. В каждом из блоков данной разработки уделяется особое предпочтение одной определенной технике арт-терапии.
В блоке «Изостудия» предпочтение отдается разным техникам рисования (изотерапия). Среди техник этого направления в нашей работе используются нетрадиционные техники рисования.
Данные техники оказывают благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, обладают релаксационным воздействием, благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии детей.
В блоке «Игры с песком» используются два направления песочной терапии – это рисование на сухом песке и метод sandplay. Первое направление песочной терапии рисование на сухом песке является базовым, в основе данного метода упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой технику арт-терапии, во время которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то.
В блоке «Бумажные фантазии» используется техника оригами.
Оригами развивает познавательные способности детей, воспитывает и корректирует характер, укрепляет волевые качества, помогает настроиться на положительное, жизнеутверждающее мировоззрение.
Заключительным моментом всех коррекционно-развивающих мероприятий является проведение выставки детского творчества.
Данный метод (выставка, позволяет ребенку увидеть свои творения и восторженные взгляды посетителей выставки, это будет самым мощным стимулом для повышения его самооценки, снятия всех тревог, развития эмоциональной и личностной сферы.
Для успешного решения задач поставленных данной программой, и эффективного развития внутреннего мира детей необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Кроме совместных детско - родительских итоговых занятий в каждом тематическом блоке, взаимодействие с родителями проходит по направлениям с которыми вы можете ознакомиться на слайде.
Внедрение данной коррекционно-развивающей программы привело к положительной динамике по формированию и укреплению психологического здоровья детей с использованием арт-терапевтических техник.
Таким образом, реализация коррекционно-развивающей программы «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» позволяет:
• Создать положительный эмоциональный настрой в группе;
• Облегчить процесс коммуникации со сверстниками и другими взрослыми;
• Способствовать созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;
• Экспериментировать на символическом уровне с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме;
• Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять;
• Способствовать творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
• Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
• Выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.
«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт – терапии. В целом можно сделать следующий вывод,что реализация коррекционно-развивающей программы позволила достичь поставленную цель.
Оптимизация развития психологического здоровья позитивно сказывается на физическом здоровье детей и этому способствуют арт-терапевтические методы и техники. Следовательно, мы способствуем сохранению и психологического и