ВЕРА ЗИНОВЬЕВА
Программа дополнительного образования по музыке «Ансамбль ложкарей»
▼ Скачать + Заказать документы
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«НОД с детьми в ансамбле ложкарей»
Зиновьева В. В., музыкальный руководитель,
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида №2 «Сказка» поселка Троицкий,
Губкинского района, Белгородской области.
Оглавление
1. Введение
2. Пояснительная записка
3. Требования к уровню подготовки обучающихся
4. Содержание рабочей программы
5. Учебно-тематический план
6. Средства контроля
7. Учебно-методические средства обучения
8. Литература
Введение
Публикация «Программа дополнительного образования по музыке „Ансамбль ложкарей“» размещена в разделах
- Ложка. Все о ложках для детей
- Ложкари, баклушники
- Посуда. Все о посуде для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Российская система образования сегодня переживает период переосмысления философских оснований и общих целевых установок своей деятельности. Ключевой проблемой, стоящей перед обществом и государством становится духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Это связано с целым рядом объективных причин. Прежде всего, стремительно изменился уклад жизни россиян, «размылись» нравственные и поведенческие установки, трансформировалась система ценностей. Поэтому нашему воспитанию необходим поворот к жизненным проблемам современного общества, обеспечение нравственного возврата, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях потребности в активной интеллектуальной деятельности. Наиболее восприимчивой к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказалась самая незащищённая часть общества - дети и подростки. Но детство всегда с надеждой обращено в будущее, дети ждут, чтобы взрослые показали путь, который определит их жизнь.
В дошкольных учреждениях активизировалась работа по приобщению дошкольников к культуре русского народа. Перед педагогами ставится задача: найти такие формы и методы работы с детьми, чтобы доступно, увлекательно познакомить детей с важнейшими понятиями народной философии и педагогики. При этом ребенок должен быть не только слушателем, но и активным участником процесса познания. Автор программы «НОД с детьми в ансамбле ложкарей» предлагает первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных музыкальных инструментах (ложках). Одной из форм такой работы является обучение детей игре на деревянных ложках в ансамбле ложкарей.
В России еще в 18 веке деревянные ложки широко использовались в качестве ударного инструмента. Самый доступный инструмент – деревянные ложки (2-5 ложек). Применяя только ложки, можно быстро создать ансамбль ложкарей.
Разрабатывая программу «НОД с детьми в ансамбле ложкарей», автор опирается на опыт ученых авторов, работающих над этой проблемой.
Немецкого композитора и педагога Карла Орфа, главной концепцией его «Шульверка» является элементарное музицирование на основе народной музыки, которое неотделимо от ритмического движения, речи, танца, жеста.
Рытова Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», на его авторскую программу «Музыкальная народная культура» и методику обучения игре на деревянных ложках.
Рыбакова Э. Л. «Музыкально-эстетическое воспитание детей на народных инструментах» (основа ее методики – музицирование на доступных детям народных инструментах, импровизация).
Пояснительная записка
Рабочая программа «НОД с детьми в ансамбле ложкарей» носит художественно-эстетическую направленность.
Цель программы : формирование у детей основ нравственной эстетической культуры, потребности к самостоятельному мышлению и анализу, становлению музыкальных задатков и физическому развитию через обучение детей игре на деревянных ложках в ансамбле ложкарей.
Задачи:
1. Учить детей выразительному, искреннему исполнению в игре на ложках понятных, интересных им несложных музыкальных произведений. 2. Учить детей овладевать необходимыми исполнительскими навыками в коллективной игре: - учить правилам поведения в работе ансамбля (дирижерский жест, посадка); - учить детей игре всеми приемами и способами, различными ритмическими соотношениями; - ритмично передавать длительности, ритмический рисунок, динамические оттенки, темп;
- учить солировать, вырабатывать технику игры, координацию и синхронность в действиях ансамбля (играть согласованно по партиям, не отставать и не опережать, одновременно начинать игру и заканчивать, слушать игру других). 3. Заложить основы гармонического развития (развития внимания, слуха, чувства ритма, музыкальных и индивидуальных способностей). 4. Учить детей вслушиваться в музыку и анализировать музыкальные произведения (форма, жанр, темп, характер). 5. Дать теоретические знания о составе оркестра народных инструментов, пропагандировать народное творчество.
Игра в ансамбле ложкарей активизирует процесс музыкального воспитания детей, придавая ему творчески-прикладной характер, способствует развитию музыкальной памяти, физическому развитию ребенка, координации движений мышц и мозга, быстроты реакции, тонкой моторики, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Широко внедряя в работе с ансамблем музыкальный фольклор, мы привлекаем наших воспитанников к мысли таких нравственных понятий, как добро, дружба, трудолюбие, любовь к природе, к родной стране.
Программа имеет прикладное значение, так как восприятие музыкального фольклора позволяет глубже проникнуться и передать национальную характерность музыки в исполнительстве (игре на ложках).
Программа рассчитана на 1 год обучения дошкольников 7 лет.
Предлагается кружковая форма работы с одаренными детьми:
- коллективная – 1 раз в неделю по 40минут;
Использование различных типов занятий: блиц – опрос, занятие - конкурс, занятие - концерт, занятие – игра, способствуют создать условия творческого развития детей. Содержание и структура занятий вариативны и интересные, строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану.
Критерии отбора детей:
Численный состав ансамбля ложкарей может быть 10 – 20 человек.
Диагностический отбор детей ведется по следующим критериям:
- наличие чувства ритма;
- ладовое восприятие;
- творческие проявления в музицировании;
- хорошая координация и реакция в движениях;
- с условием, в ансамбле все должны быть правши; - желание детей и родителей.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Программа имеет воспитательную ценность – формируется активность и самостоятельность, дружелюбие, прививает любовь к народному творчеству;
образовательный и развивающий потенциал - развивается чувство ритма, память, мышление, внимание, речь, кругозор, творческие способности и задатки ребенка через игру на ложках. Развитие ритмического слуха настраивает на четкую реализацию намеченных жизненных целей человека, дает возможность гармонизировать пространство и время. Развивает эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.
Пути реализации программы в работе с детьми :
• Организация фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности с детьми с включение интеграции образовательных областей.
• Внедрение новых форм и методов в организацию непосредственной образовательной деятельности.
• Широкое включение игры на ложках в повседневную жизнь детей в ДОУ и дома, выступление ансамбля ложкарей на праздниках, конкурсах.
Предполагаемые результаты:
Осуществляя в работе цели и задачи, поставленные программой, хотелось бы положительным итогом своей работы считать:
Дети должны:
• иметь устойчивый интерес к игре на ложках в ансамбле и индивидуально;
• уметь эмоционально исполнять ритмический аккомпанемент музыкальных произведений;
• освоить технику игры на ложках всеми приемами игры;
• использовать игру на ложках в самостоятельной деятельности и участвовать в концертах.
Содержание рабочей программы
Программа предусматривает концентрическую модель построения НОД – каждый новый раздел структурно и содержательно повторяет пройденный, усложняя каждый раз фактологическое содержание НОД по нарастающей (от простого - к сложному).
Структура НОД:
• Приветствие
• Рефлексия прошлого занятия
• Пропедевтическая разминка
• Музыкальная грамота
• Музыкально-ритмические тренинги
• Игра ансамблем
Все методики обучения в ансамбле включают в себя индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его способностей, характера, физического здоровья и преподносятся в игровом варианте, не навязывая своего восприятия и мнения, а предлагая детям находить свои варианты и приемы и, как следствие, развивает нестандартное мышление, фантазию, творчество, память, внимание, увеличивает словарный запас музыкальными терминами, музыкальные и исполнительские навыки. В работе используются следующие методы и приемы:
• одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
• метод обследования, наглядности (рассматривание и апробирование подлинных музыкальных инструментов, иллюстраций, таблиц, портретов композиторов, мнемотаблиц и других наглядных пособий);
• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
• практический (восприятие музыки и ритмических соотношений, анализ музыкальных произведений, игра по схемам и на слух);
• эвристический (развитие находчивости и активности);
• частично-поисковый (импровизации, помогающие детям воспринимать музыкальные произведения, понять элементарные основы музыкальной грамоты и вырабатывать исполнительские навыки игры);
• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
• сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе); мотивационный (убеждение, поощрение);
• жест руки (ребенок повторяет технику исполнения приемов игры, как педагог).
Для развития творческих способностей используется игра экспромтом, импровизации, экспериментирование различных приемов игры и ритмических соотношений, дидактические игры, физкультминутки, логоритмические упражнения, пропедевтические упражнения.
Тема1: Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения в работе ансамбля ложкарей. Первичное диагностическое обследование.
Знакомить с правилами поведения и посадкой в ансамбле.
Музыкально-дидактические игры, тренинги и импровизации.
Тема2: Ударно-шумовые инструменты. Ансамбль ложкарей. Дирижер.
Знакомить детей с ударными инструментами, с ансамблем ложкарей, с уникальным ударным инструментом - деревянные, расписные ложки.
Знакомить с понятием руководитель оркестра – дирижер, дирижерский жест.
Упражнять в игре на ложках знакомыми приемами по показу.
«Смоленский гусачок» р. н. п., «Как у наших у ворот» р. н. п.
Тема3: Звук, мелодия, длительности.
Формировать у детей понятие звук, мелодия, аккомпанемент.
Знакомить детей с длительностями звука, ритмические тренировки.
«Во кузнице» р. н. п.
Игра «Музыкальные загадки»
Тема4: Аккомпанемент. Пауза.
Продолжать знакомить с инструментами ударной группы оркестра.
Ритмическая тренировка: игра остинатных рисунков с выдерживанием пауз, вырабатывать внимание.
«Полька» П. Чайковского, «Посею лебеду…» р. н. п.
Тема5: Средства музыкальной выразительности, тембр, лад.
Дать понятие о средствах музыкальной выразительности, о тембре звуков. Развивать тембровый слух.
Развивать у детей ладовое чувство, внимание.
Игра «Весело - грустно»
«Марш» Ю. Чичкова, «Пошла млада за водой» р. н. п.
Тема6: Метроритм, пульс, акцент. Прием игр «прямые удары».
Формировать представление о метрической пульсации, акценте.
Знакомить с приемами игры на ложках : освоение простейшего приема - «прямые удары».
Ритмическая тренировка: игра остинатных рисунков, подчеркивать метроритм, пульсацию, акцент.
«Во кузнице» р. н. п., игра «Эхо».
Тема7: Высота звука, диапазон, регистр.
Знакомить с понятием высота звука, диапазон, регистр. Развивать ладовый слух.
Вырабатывать навыки игры на ложках приемом «прямые удары».
Закрепить понятие о ритмической пульсации, ритмическая тренировка.
Игра «Подумай и отгадай»
«Как у наших у ворот» р. н. п.
Тема8: Пропедевтическая тренировка. Игра экспромтом. Прием игры «маятник».
Знакомить с понятием речитатив. Вырабатывать координированные, совместные действия в игре на ложках.
Формировать представление о пропедевтической разминке; дать понятие, игра экспромтом.
Знакомить детей с приемом игры «маятник» или «скользящие» удары, ритмические тренировки.
«Светит месяц» р. н. п., Игра «Теремок»
Тема9: Речитатив, музыкальная фраза, предложение.
Формировать представление о речитативе, музыкальной фразе, предложении.
Развивать у детей внимание, чувство ритма.
Совершенствовать навыки игры на ложках приемами «прямые» и «скользящие» удары.
Русские народные потешки.
Игра «Будь внимательным».
Тема10: Динамика. Ритмический рисунок. Прием игры на ложках «шофер».
Знакомить с приемом игры «шофер», с динамикой.
Вспомнить о длительности звука, дать понятие ритмический рисунок.
Закреплять сенсорно-моторные ощущения в игре на ложках знакомыми приемами, используя разные варианты динамических оттенков.
Игра «Громко-тихо запоем»
«Ваня,Ваня– простота…» р. н. д., «Как у наших у ворот» р. н. п.
Тема11: Занятие-игра. Жанры музыки.
Закрепить знания о ритмоформуле. Закрепить навыки поведения и работы в ансамбле.
Закрепить знания детей о жанрах музыки. Работа по карточкам.
Развивать у детей внимание и чувство ритма; закреплять навыки игры на ложках знакомыми приемами; вырабатывать четкий, определенной силы удар.
«Будь внимательным», «Калинка»р. н. п., «Как у наших у ворот» р. н. п., «Светит месяц» р. н. м.
Тема12: Графическое изображение длительностей.
Знакомить детей со схематическим изображением длительностей.
Учить выкладывать на фланелеграфе и читать графические зарисовки ритмических упражнений. Развивать творческие способности у детей.
Формировать навыки и рефлексию мышечных ощущений во время игры на ложках.
Игра «Наблюдаем за длительностью звука», «Будь внимательным»
М-Д. игра «Три кита».
«Калинка»р. н. п.
Тема13: Структура строения музыкальных произведений. Партитуры.
Дать понятие о структуре строения музыкальных произведений, партитур (работа со схемами и мнемотаблицами).
Активизировать внимание детей в координированных действиях во время игры ансамблем.
Игра «Барабанщик»
«Как у наших у ворот» р. н. п., «Светит месяц» р. н. м.
Тема14: Импровизация. Прием игры «Цоканье».
Формировать у детей понятие об импровизации.
Знакомить детей с приемом игры «лошадка» или «цоканье».
Вырабатывать координированные, совместные действия детей в игре ансамблем.
«Лошадка» М. Красева, «Смоленский гусачок» р. н. п.
Тема15: Виды оркестров. Приемы игры на ложках «литавры» или «тарелки»
Знакомить с видами оркестров, их составом и звучанием.
Знакомить детей с приемом игры «литавры» или «тарелки», совершенствовать технику исполнения различных приемов.
Развивать у детей внимание и ритмический слух.
«Вальс» П. Чайковского, «Марш» Е. Тиличеевой, «Полька» М. Глинки
Тема16: «Оркестр народных инструментов». Блиц-опрос по теории музыки.
Беседа «Оркестр народных инструментов».
Блиц- опрос. Проверка теоретических знаний музыкальной грамоты.
Ритмические тренировки, вырабатывать навыки игры у детей на ложках.
Игра «Ответь на вопрос», «Игра в имена»
«Андрей-воробей» р. н. др., «Смоленский гусачок» р. н. п.
Тема17: Вариационная форма музыкального произведения.
Графическое изображение формы музыкального произведения.
Прием игры «кастаньетки» или «лягушка».
Сформировать понятие о вариационной форме строения музыкального произведения.
Знакомить с приемом игры «кастаньетки» или «лягушка».
Закрепить и расширить знания детей о музыкальной форме. Учить определять и графически изображать форму музыкального произведения.
Игра «Композиторы»
«Мишка с куклой» Г. Качурбина, «На горе-то калина» р. н. п.
Тема18: Беседа-концерт. Прием игры «мячики».
Учить приему игры «мячики», знакомить с разными способами игры.
Совершенствовать технику игры различными приемами, формировать и рефлексия мышечных ощущений.
«Светит месяц» р. н. м., «Калинка»р. н. п.
Тема19: Занятие «Угадай-ка».
Закрепить знания о средствах музыкальной выразительности : графическое выкладывание ритмических рисунков; читать и играть партию ложек по схемам.
Закрепить знания детей о сильной и слабой долях.
Совершенствовать навыки приемов игры на ложках.
«На горе-то калина» р. н. п., «Смоленский гусачок» р. н. м.
Игра «Комар и лягушка»
Тема20: Конкурс «Веселые ложки» .
Развивать исполнительское творчество детей в игре на ударно-шумовых инструментах, формирование и рефлексия мышечных ощущений.
Совершенствовать технику игры приемом «мячики».
игра «Музыкальные загадки»
«Смоленский гусачок» р. н. п., «Как у наших у ворот» р. н. п.
Тема21: Гармония.
Познакомить детей с понятием «гармония».
Игра пьес по схемам, импровизации.
Игра «Беззаботная песенка»
«Марш» Ю. Чичкова, «Во саду ли в огороде» р. н. п.
Тема22: Концерт.
Демонстрация полученных детьми навыков в игре на ложках.
Продолжать работу по развитию у детей чувства ритма и музыкальной памяти.
Выступить перед детьми средних групп.
Произведения по желанию детей.
Тема23: Анализ музыкального произведения по схеме. Игра экспромтом.
Учить детей анализировать музыкальные произведения при помощи схем.
Развивать слуховое восприятие во время игры экспромтом.
«Ах, вы, сени» р. н. п., «Смоленский гусачок» р. н. м.
Тема24: Симфонический оркестр.
Знакомить с симфоническим оркестром, с его звучанием и составом.
Совершенствовать навыки быстрой смены положения ложек из одного приема игры в другое, развивать координацию движений.
«Песня Садко» Н. Р-Корсакова, «Светит месяц» р. н. м., «Лошадка» М. Красева.
Игра «Отзовись, кого зову?»
Игра «Кого зовет музыка?».
«Ах, ты, береза» р. н. п., «Из-под дуба» р. н. п.
Тема25: Игра тремя ложками.
Знакомить с игрой тремя ложками, с приемами игры «тремоло» и «форшлаги». Формировать и отрефлексировать мышечные ощущения.
«Во кузнице» р. н. п., «Из-под дуба» р. н. п.
Тема26: Игра тремя ложками. «Тремоло» и «форшлаг».
Учить различным способам звукоизвлечения приемами игры «тремоло» и «форшлаги».
Продолжать знакомить с игрой тремя ложками, практические упражнения.
Упражнять в игре по схеме.
«Лошадка» М. Красева, «Светит месяц» р. н. п., «Ах, вы, сени» р. н. п.
Тема27: Блиц-опрос. Игра на детских музыкально-шумовых инструментах.
Закрепить знания разновидностей оркестров, инструментов, входящих в их состав (работа по карточкам).
Слушание звучания оркестров.
Игра ансамблем с использованием детских шумовых инструментов.
«Песня Садко» Н. Р-Корсакова, «Светит месяц», «Тимоня» р. н. м.
Тема28: Беседа «Белгородский фольклор». Концерт.
Знакомить с историей становления Белгородского фольклора, слушать старинные наигрыши.
Выступить перед детьми 2 младшей группы.
Произведения по желанию детей.
«Тимоня» р. н. м., «Акулинка» р. н. п, «Матаня» р. н. м.
Тема29: Игра на 4-х и более ложках, «ложках-веерах».
Овладевать различными приемами игры ложками-веерами, ложками с бубенцами.
Продолжить работу по формированию и рефлексированию мышечных ощущений в игре на 4-х и более ложках, «ложках-веерах» ложках.
«Лошадка» М. Красева, «Ах, вы, сени» р. н. п., «Светит месяц» р. н. п.
Тема30: Творчество при восприятии музыки (блиц-опрос). Игра на 3-х, 4-х ложках.
Развивать творчество, овладевая различными приемами игры тремя – четырьмя ложками, ложками-веерами, ложками с бубенцами.
Игра «На чем играю?»
Игра «Теремок»
«Ах, вы, сени» р. н. п., «Во саду ли в огороде» р. н. п.
Тема31: Конкурс «Чей ансамбль лучше?» (приемы игры на ложках).
Закрепить технику игры на 2-4 ложках всеми приемами игры.
Продолжить работу по формированию и рефлексированию мышечных ощущений, вырабатывать координационные движения в игре всеми приемами игры на ложках.
Игра «Чей ансамбль лучше?»
Все изученные из репертуара произведения.
Тема32: Техника игры на деревянных ложках.
Уметь правильно назвать прием игры на ложках.
Закрепить понятие о технике игры на деревянных ложках (практические упражнения).
Игра «Подумай и отгадай»
«Марш» Е Ломовой, «Полька» Д. Кабалевского,
«Я на горку шла» р. н. п., «Во саду ли в огороде» р. н. п.
Тема33: Средства музыкальной выразительности.
Закрепить знания средств музыкальной выразительности (работа по схемам и мнемотаблицам).
Закрепить навыки игры на ложках всеми приемами.
Игра «Вслушайся!»
«Ах, вы, сени» р. н. п., «Во саду ил в огороде» р. н. п.
Тема34: Восприятие музыки и ритмических соотношений.
Мониторинг: игра по схемам и на слух, музыкально-дидактические игры.
Игры: «Назови песню», «Часы с будильником»,
«Музыкальный калейдоскоп»
Игра «Отзовись, кого зову?»
«Во саду ли в огороде» р. н. п.
Тема35: Итоговое занятие: блиц-опрос.
Закрепить пройденный теоретический материал;
Демонстрация приобретенных детьми навыков игры на ложках.
Игры:«Теремок», «Вслушайся!», «Чей оркестр лучше?», «Подумай и отгадай», «Характер и настроение»,
«Во саду ли в огороде» р. н. п.
Тема36: Отчетный концерт «Подари радость…»
Демонстрация детьми исполнительских и артистических навыков в игре ансамбля ложкарей «Русский сувенир».
«Тимоня» р. н. м., «Светит месяц» р. н. п.
«На горе-то калина» р. н. п., «Как у наших у ворот» р. н. п.
«Во саду ли в огороде» р. н. п., «Смоленский гусачок» р. н. м.
Средства контроля
При отборе в состав ансамбля диагностировать детей по выше представленным критериям. Периодически проводятся мониторинги. В течение года прослеживать развитие музыкальных способностей у детей, проводить 2 раза в год (сентябрь, май) диагностические срезы по ниже приведенным рекомендациям, по разделам: восприятие музыки, чувство ритма, исполнительские качества, творческие проявления. На каждом этапе диагностирования параметры и задачи усложняются.
Критерии оценки развития музыкальных способностей
Восприятие музыки.
1. Эмоционально воспринимает музыку, выражает свое отношение словами. 2. Запоминает музыкальные произведения разного жанра (песня, марш, танец).
3. Различает структуру строения музыкальных произведений (куплетная, одно-, двух- и трехчастную форму).
4. Различает по тембру звучание разных музыкальных инструментов, классифицирует их на ударные и мелодические.
5. Различает виды оркестров по звучанию.
6. Узнает музыкальное произведение по фрагменту.
Чувство ритма.
1. Воспроизводить ритмический рисунок мелодии в хлопках, в игре на ударных инструментах (на слух и по схеме).
2. Чувствует и воспроизводит метроритмическую пульсацию музыкальных произведений.
3. Развито чувство ансамбля.
Исполнительские качества.
1. Играет в разных темпах, с разной динамикой.
2. Играет ритмические рисунки с акцентами и паузами.
3. Играет ритмично, чувствует смену частей музыки, музыкальных фраз.
4. Владеет техникой игры на ложках всеми приемами и способами.
5. Эмоциональное исполнение аккомпанемента музыкальных произведений. Творческие проявления.
1. Умеет сочинять ритмический рисунок, изобразить его схематически, сыграть на ложках любым приемом игры.
2. Имеет навыки исполнительской импровизации на заданный текст или мелодию.
3. Проявляет желание музицировать, солировать.
Оценка: низкий - 1, средний – 2, высокий – 3.
Учебно-методические средства обучения
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. В программу включен материал :
• разработанные конспекты занятий на 1 учебный год;
• музыкально-дидактический игровой материал и методики;
• наглядный материал (д. м. и., таблицы, мнемотаблицы, ритмические карточки);
• аудиоматериал (фонограммы и аудиокассеты с записями русских народных песен, песен фольклорных ансамблей);
• сценарии коллективных мероприятий;
• пальчиковая гимнастика и логоритмические упражнения;
• набор деревянных ложек и ударно-шумовых инструментов (самоделки);
• баян, магнитофон, ноутбук;
Музицирование в ансамбле ложкарей может успешно развиваться только при соблюдении ряда условий:
• наличие инструментов в необходимом количестве;
• систематичность НОД с инструментальным музицированием в течение года и на каждом занятии;
• постепенное и обязательное изучение музыкальной грамоты, элементов музыкальной речи;
• последовательное изучение приемов игры на ложках, вокально-инструментальных комплексов.
Литература
1. Бекина, С. А. Музыка и движение. -М. : Просвещение,1983.
2. Бублей, С. Детский оркестр. –Л. : Музыка., 1983.
3. Буданков, О. А., Вахутинский М. Б., Петров В. К. Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах. –М. : Музыка,1991.
4. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь. -М. : Музыка,1988.
5. Веретенников, В. В. Белгородские карагоды. Белгород: - изд. Везелица, 1993.
6. Гульянц, Е. Музыкальная азбука для детей. –М. : Аквариум,1997.
7. Жирова, О. Я. Вместе играем и поем, да старинушку Белгородскую узнаем. –Белгород. Везелица,1998.
8. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца. – М., 1981.
9. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. –М. : Просвещение, 1990.
10. Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические. –М. Просвещение, 1982.
11. Купинский, К. М. Школа игры на ударных инструментах. –М. : Музыка, 1987.
12. Сорокина, А. Дидактические игры. –М. : Просвещение, 1982.
13. Рытов, Д. А. Искусство игры на ложках. –СПб. : Музыкальная палитра, ж. №1, 2, 2001.
14. Юдина, Е. Азбука музыкально-творческого развития. –М., 1994.