Папки-передвижки

Авторская программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста «Круг друзей»

Ольга Круглова
Авторская программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста «Круг друзей»
▼ Скачать + Заказать документы

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 82 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Авторская программа

психологического сопровождения

детей дошкольного возраста

«Круг друзей»

Педагог-психолог

Круглова

Ольга Анатольевна

Пояснительная записка

Актуальность

Публикация «Авторская программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста „Круг друзей“» размещена в разделах

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников – в группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития.

Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений в группе дошкольников является актуальной. Решающую роль в нравственном воспитании ребенка играет семья. Если реальное поведение родных и близких противоречит провозглашаемым ими принципам, рассчитывать на моральное поведение ребенка сложно. Но, сформировав гуманные отношения в группе, можно обеспечить каждому ребенку сферу другого опыта, предложить другие способы взаимодействия с людьми. Главной задачей нравственного воспитания детей является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не приобретение детьми знания о правильном поведении.

Наиболее распространенным методом формирования социальных и нравственных чувств являются осознание эмоциональных состояний, своеобразная рефлексия, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств». Основным методом воспитания нравственных чувств, как в отечественной, так и в зарубежной педагогике являются осознание ребенком своих переживаний, познание себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Детей учат прислушиваться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и достоинства. Предполагается, что ребенок, уверенный в себе, хорошо понимающий свои переживания, легко может встать на позицию другого и разделить его переживания, но эти предположения не оправдываются. Ощущение и осознание своей боли (как физической, так и душевной) далеко не всегда приводит к сопереживанию боли других, а высокая оценка своих достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

В этой связи возникает необходимость новых подходов к формированию межличностных отношений дошкольников. Основной стратегией этого формирования должна стать не рефлексия своих переживаний и не усиление своей самооценки, а, напротив, снятие фиксации на собственном Я за счет развития внимания к другому, чувства общности и сопричастности с ним.

Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях. Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге — разобщенность со сверстниками.

Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают из-за игрушек. Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера. В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

Принципы программы гуманизации межличностных отношений в группе детского сада:

1. Безоценочность.

2. Отсутствие соревновательного момента

3. Отказ от реальных предметов и игрушек

4. Минимизация речевого взаимодействия

5. Исключение принуждения

Чувство общности и способность увидеть другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Цель программы : развитие гуманных, доброжелательных межличностных отношений в группе детского сада, сплочение и организационное развитие детской группы

Задачи программы :

1) улучшение психологического климата в группе,

2) снятие психологического напряжения и установление доброжелательных, дружеских отношений в группе,

3) развитие эмпатии, сопереживания ( привлечение внимания ребенка к другому человеку и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам,

4) обучение детей игровому и реальному взаимодействию,

5) развитие чувства общности детей друг с другом.

Организация занятий

Данная программа предназначена для детей 4 - 6-летнего возраста, включает 10 занятий.

Периодичность проведения 1 - 2 раза в неделю. Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от степени сложности занятия и от возраста детей, от 20 до 30 минут. Занятия проводятся со всеми детьми группы детского сада.

Структура занятия

Специальные групповые игровые занятия имеют определенную структуру:

1. Приветствие.

2. Групповые игры.

3. Ритуал прощания

Методические рекомендации к проведению игр

Программа основана на организации непосредственных взаимоотношений между детьми. При проведении всех игр следует по возможности избегать инструкций и приведения положительных образцов. Следует исключить также замечания и разделение детей на хороших и плохих игроков. Важно эффективно поддерживать каждого ребенка, показывать ему, что другие дети — не противники и не конкуренты, а близкие, тесно связанные с ним и во многом похожие на него люди.

На первых порах игры без слов и без игрушек могут показаться детям странными и непривычными. Однако отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру. Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения и поглаживания, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого. Игры на непосредственное взаимодействие способствуют актуализации эмоциональных связей и чувства общности, что предотвращает возникновение конфликтов по поводу предметов и предметных действий.

Если в группе есть дети, мешающие другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его, необходимо вводить таких детей в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре и лишь после того, как ребенок примет воображаемую ситуацию, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (конструктор, кубики и пр.). Через некоторое время эти дети вновь присоединятся к общей игре, но на этот раз, стараясь не нарушать ее правил.

При проведении игр можно их неоднократно повторять. Многократное повторение одних и тех же игр является важным условием их развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание и получать удовольствие от выполнения игровых действий.

В качестве прощания лучше всего использовать какой-нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие (например, взрослый вытягивает руку, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ладоням соседей и пр.).

Структура программы

Программа состоит из семи этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.

Первый этап. Основной задачей первого этапа является отказ от речевых способов общения, столь привычных для детей, и переход к жестовым и мимическим средствам коммуникации, которые требуют большего внимания к другим.

Второй этап. На втором этапе внимание к сверстнику становится смысловым центром всех игр. Подстраиваясь к другому и уподобляясь ему в своих действиях, дети учатся замечать самые мелкие детали движений, мимики, интонаций своих ровесников.

Третий этап. На третьем этапе отрабатывается способность к согласованности движений, что требует ориентации на действия партнеров и подстройки к ним.

Четвертый этап предполагает погружение детей в общие для всех переживания — как радостные, так и тревожные. Создаваемое в играх мнимое чувство общей опасности объединяет и связывает дошкольников.

Пятый этап. На пятом этапе вводятся ролевые игры, в которых дети оказывают друг другу помощь и поддержку в трудных игровых ситуациях.

Шестой этап. На шестом этапе становится возможным вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое по правилам игры должно иметь исключительно положительный характер (комплименты, добрые пожелания, подчеркивание достоинств другого человека и пр.).

Седьмой этап. На заключительном этапе проводятся игры и занятия, в которых дети оказывают друг другу реальную помощь в совместной деятельности.

Основные требования к уровню подготовки воспитанников

Группа детского сада Требования к уровню подготовки воспитанников

Должны знать Иметь представления Уметь

Средняя группа

Устанавливать связь между поведением в группе сверстников и ответным отношением других детей Недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему,

несправедливость по отношению к слабому Уметь по побуждению взрослого или самостоятельно замечать затруднения сверстника, его огорчения, и оказать помощь

Принимать участие в общих делах, стремиться к согласованным действиям

Пытаться самостоятельно, с позиции опыта разрешать проблемную ситуацию во взаимоотношениях

Старшая группа Некоторые особенности характера и поведения детей в группе О возможных негативных последствиях для других детей своих действий Пользоваться способами мирного разрешения конфликтов

Учитывать позицию партнера

Отвечать на вопросы о взаимоотношениях детей в группе

Подготовитель

ная к школе группа Необходимо учитывать настроение сверстника в общении с ним

Нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища Дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре Выражать по отношению к сверстникам внимание, доброжелательность, готовность к взаимопомощи и сотрудничеству

Замечать эмоциональное состояние сверстников, проявлять участие, сочувствие

Сдерживать свои негативные побуждения, избежать конфликта со сверстниками, самому остановить ссору или обратиться к взрослому

Выражать интерес к обсуждению и планированию общих дел и событий в группе: высказывать свое мнение, вносить предложения

Предполагаемый результат: улучшение психологического климата в группе, отношений между детьми в группе:

• стимуляция игровой активности детей в группе,

• самостоятельное разрешение детьми конфликтных ситуаций,

• снижение агрессивности детей,

• уменьшение количества демонстративных реакций,

• участие замкнутых, неактивных детей в совместных играх.

Оценка эффективности использования программы

Для оценки эффективности использования программы применяются диагностические методики в начале учебного года и после завершения программы «Круг друзей» :

1. Диагностическая методика "Выбор в действии"

Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия

2. Методика изучения личностного поведения ребенка (по Т. В. Сенько)

Цель: оценка личностного поведения детей в различных видах деятельности совместно со сверстниками и выявление причин, влияющих на их поведение при взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Тематический план

№ п/п Наименование этапов и тем занятий Количество занятий

1 1 этап. Общение без слов

1

2 2 этап. Внимание к другому

2

3 3 этап. Согласованность действий

2

4 4 этап. Общие переживания 1

5 5 этап. Взаимопомощь в игре 1

6 6 этап. Добрые слова и пожелания

2

7 7 этап. Помощь в совместной деятельности 1

Всего 10

Содержание программы

1 этап

Общение без слов

Главной целью этого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило для всех игр — запрещение разговоров между детьми. Таким образом, можно исключить возникновение ссор, споров, договоров и т. д. В каждой игре вводится особый язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться при общении. В основном эти сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами, спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка, сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т. п. Кроме того, в игры не вводится никаких предметных атрибутов (посуды, костюмов и т. д.). Если ребенок ни за что не соглашается отложить свою любимую игрушку во время занятий, можно предложить ему посадить игрушку рядом с собой в качестве полноценного участника общей игры, но с условием, что он будет уделять ей столько же внимания, сколько остальным ребятам. Как правило, дети быстро забывают об игрушке, увлекшись игрой.

Взрослый играет вместе с детьми, показывая образцы игровых действий. В игру приглашаются только желающие. В случае если дети не присоединяются, взрослый не настаивает.

Занятие 1.

Используемые игры:

1. Жизнь в лесу

2. Птенцы

3. Муравьи

4. Театр теней

5. Ожившие игрушки

2 этап

Внимание к другому

Цель этапа - формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание и уподобляться ему. Задача данного этапа — отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого детям предлагаются задания, успешное выполнение которых требует пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

Занятие 2.

Используемые игры:

1. Общий круг

2. Переходы

3. Передай движение

4. Выбери партнера

5. Радио

6. Запрещенное движение

Занятие 3.

Используемые игры

1. Зеркало

2. Испорченный телефон

3. Передай настроение

4. Тень

5. Разговор сквозь стекло

6. Найди своего брата или сестру

3 этап

Согласованность действий

Основная задача этапа — научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Правила игр задаются таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, большого внимания к сверстникам и умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности.

Занятие 4.

Используемые игры:

1. Составные фигуры

2. Живые картины

3. На тропинке

4. Мостик

5. Продолжи движение

6. Пианино

Занятие 5.

Используемые игры:

1. Лепим скульптуры

2. Работаем вместе

3. Слепой и поводырь

4. Божья коровка

5. Весы

6. Перетягивание каната

4 этап

Общие переживания

Четвертый этап состоит из игр, направленных на переживание общих эмоций. Во многих играх, приведенных выше, детей объединяют не только одинаковые движения, но и общее настроение, общий игровой образ. Такая общность чувств позволяет ощутить единство с другими, их близость и даже родственность. Все это разрушает отчуждение, делает ненужными защитные барьеры и создает общность детей. На четвертом этапе такое единство переживаний создается специально. Совместное переживание каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных) объединяет детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга. Особенно остро переживается чувство опасности и страха перед воображаемым врагом. Именно эти переживания создаются во многих играх этого этапа.

Занятие 6.

Используемые игры:

1. Шторм

2. Актеры

3. Заблудившиеся дети

4. Две страны

5. Кто смешнее засмеется

6. Обнималки

7. Заблудившиеся утята

5 этап

Взаимопомощь в игре

На данном этапе становится возможным использование игр, требующих от детей взаимопомощи, проявления сопереживания. Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, провоцирующих взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а, скорее, прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Итак, на 4-м этапе дети переживали сближавшие их общие и одинаковые чувства. Игры 5-го этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника.

Занятие 7.

Используемые игры:

1. Шляпа волшебника

2. Старенькая бабушка

3. Живые куклы

4. Заблудившийся ребенок

5. День помощника

6. Гномики

6 этап

Добрые слова и пожелания

Самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и пр.). Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов программы было запрещение разговоров. Таким образом, исключалась возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций. Только после того как дети прошли через игры и занятия предыдущих этапов и в группе преобладает дружелюбная и спокойная атмосфера, можно переходить к 6-му этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа — научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним.

Занятие 8

Используемые игры:

1. Спящая красавица

2. Добрые волшебники

3. Комплименты

4. Садовники и цветы

5. Конкурс хвастунов

6. «Я хотел бы быть таким, как ты»

7. Волшебные ожерелья

Занятие 9

Используемые игры:

1. Пожелания

2. Волшебные очки

3. Связующая нить

4. Царевна-Несмеяна

5. Праздник вежливости

6. Открытки в подарок

7 этап

Помощь в совместной деятельности

На данном этапе проводятся игры-занятия, предполагающие различные формы социального поведения: дети должны делиться со сверстником, помогать ему в процессе совместной деятельности.

Занятия на совместную деятельность проводятся только на заключительном этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения. Кроме того, на этом этапе впервые вводится соревновательный момент, причем дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Так, например, широко используется игра «Мастер и подмастерья», где, для того чтобы один мастер выиграл у другого, подмастерья должны всячески помогать ему (при аппликации — вырезать необходимые детали, при лепке — разминать пластилин, лепить отдельные детали, при мозаике — подыскивать элементы нужного размера и цвета). Такие формы совместной деятельности способствуют развитию взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху. Все это смещает соревновательный момент на второй план.

Занятие 10

Используемые игры:

1. Рукавички

2. Закончи рисунки

3. Мастер и подмастерья

4. Угадай-ка

5. Общая картина

Литература

1. Рояк А. А. Психологические конфликты и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988.

2. Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками : Учебное пособие. М., 2000.

3. Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. № 6.

4. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция. М. ВЛАДОС. 2005

5. Холмогорова В. М. Школа добрых волшебников //Школьный психолог. 2001. №10.

Приложение

Игры, используемые на 7 этапе

Закончи рисунки

Дети сидят в кругу. У каждого — набор фломастеров или карандашей и листок бумаги. Психолог говорит : «Сейчас каждый из вас начнет рисовать свою картинку. По моему хлопку вы прервете рисование и тут же отдадите свою незаконченную картинку соседу слева. Он продолжит рисовать вашу картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу. И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начинали рисовать в начале, не вернется к вам». Дети начинают рисовать любую картинку, затем по хлопку психолога передают ее одному соседу и одновременно получают от другого соседа его картинку. После того как картинки обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно обсудить, что в результате получилось и кто из ребят что нарисовал на каждом общем рисунке. Такое же задание можно организовать на материале лепки или аппликации.

Рукавички

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички с различным незакрашенным узором. Количество пар рукавичек должно соответствовать количеству пар участников игры. Каждому ребенку дается вырезанная из бумаги рукавичка и предлагается найти свою пару, т. е. рукавичку с точно таким же узором. Одинаковых половинок две, они образуют пару. Дети ходят по комнате и ищут свою пару. После того как каждая пара рукавичек встретится, дети должны как можно быстрее раскрасить одинаково рукавички, причем им дается только три карандаша разного цвета.

Угадай-ка

Дети разбиваются на пары или тройки. «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай-ка», — говорит психолог, — вы договоритесь между собой, какой рисунок выложить на дощечке. Чтобы никто не услышал, надо подвинуться друг к другу ближе, обнять за плечи, наклониться и говорить шепотом. Потом вы все вместе выкладываете свой общий рисунок, а когда он будет готов, остальные попытаются угадать, что вы изобразили». Дети договариваются друг с другом о сюжете рисунка, выкладывают его. После этого вся группа угадывает, какой рисунок задумали ребята. Подобное задание того же типа можно провести на материале рисунка или аппликации.

Мастер и подмастерья

Психолог делит группу на подгруппы по три-четыре человека. Один ребенок мастер, остальные — подмастерья. Психолог говорит : «В нашем городе объявлен конкурс на самую лучшую аппликацию, в котором принимают участие самые знаменитые мастера. У каждого мастера есть свои подмастерья, которые в точности должны выполнять все его инструкции. Аппликация должна быть создана как можно быстрее. Мастер придумывает сюжет и распределяет обязанности: один должен вырезать детали нужной формы, другой — искать нужные цвета, третий — намазывать клей. Мастер будет наклеивать детали на лист бумаги». После того как работы готовы, устраивается выставка.

Общая картина

Психолог приносит большой лист ватмана и говорит: «Помните, в самом начале мы с вами играли в зверей в лесу? В нашем лесу жили добрые животные, которые друг друга очень любили, всегда были готовы прийти на помощь другому и никогда не ссорились. Сегодня мы с вами все вместе нарисуем этот лес и всех его обитателей, ведь мы так на них похожи: мы тоже любим друг друга, всегда помогаем и никогда друг с другом не ссоримся!»

Круглова Ольга Анатольевна,

педагог- психолог

частного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад № 82» ОАО «РЖД»,

город Буй Костромская область, Россия

Публикации по теме:

Организационно-педагогические условия сопровождения родителей по развитию самостоятельности детей дошкольного возраста Цель воспитания – научить наших детей обходиться без нас. Эрнест Легуве ПАСПОРТ ПРОЕКТА ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный, практико-ориентированный,.

Поздравительная авторская открытка к Дню матери (коллективная работа) (для детей старшего дошкольного возраста)Поздравительная авторская открытка к Дню матери (коллективная работа) (для детей старшего дошкольного возраста) Цель: приобщить к празднованию Дня матери. Задачи: • Составлять сюжетную композицию; • Продолжать учить подбирать цвета и оттенки, сочетая.

Программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста Программа психологического сопровождения по развитию социально - коммуникативной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Рабочая программа психологического сопровождения участников образовательного процесса в ДОУ Составитель: педагог-психолог Галь Яна Владимировна, 1 квалификационная категория (г. Сургут, 2018 год) СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа социально-педагогического сопровождения детей 2–7 лет . Целевой раздел 1. Пояснительная записка Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится.

Сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня Содержание психолого-педагогического сопровождения формирования наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III.

Тренинговое занятие для детей старшего дошкольного возраста «В кругу друзей» Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми. Задачи: -позитивно настроить детей на.

Утренний «Круг общения» ко Дню знаний для детей старшего дошкольного возраста I. Речевая игра «Вежливый котик»Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово. Взявшись.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Авторская программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста «Круг друзей»
Опубликовано: 19 февраля 2019 в 20:38
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Авторская программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста «Круг друзей»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Круглова (УИ 1825585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД