Надежда Проклова
Авторская программа кружка «Умелые ручки» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Актуальность творческой деятельности в развитии детей дошкольного возраста.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением МДОУ. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Публикация «Авторская программа кружка „Умелые ручки“ для детей средней группы» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
Возможно каждый родитель, воспитывающий дошкольника, задавал себе вопрос о том, как правильно подготовить ребенка к школе. Ведущая роль в этом не легком деле отводится дошкольным учреждениям. Ведь к моменту поступления ребенка в школу он должен многое уметь и владеть определенными навыками, которые помогли бы ему успешно учиться.
Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к следующей ступени жизни, согласно возрасту ребенка, и, в дошкольном, подготовке к школе.
Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармонического развития ребенка.
У ребенка особая острота восприятия то, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь.
Восприятие красивого, формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству.
Учеными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движение рук имеет большое значение для овладения письмом. Если скорость движения пальцев замедлена, то нарушается и точность движений. В таких случаях дети стараются избегать ситуаций, в которых чувствуют свою не успешность. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Развитие «ручной умелости» для поступления ребенка в школу способствуют занятия по лепке.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, принятию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.
Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.
Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация подводит детей к умению ориентироваться в пространстве к усвоению целого ряда математических представлений.
Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. При формировании поделок у детей развивается художественный вкус, чувство ритма, умение обрабатывать поверхность формы.
Кроме этого в работе широко используется не только пластилин, но и соленое тесто.
Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из теста древняя традиция находит и место и в современном мире, потому что сейчас ценится все экологически чистое и сделанное своими руками.
Тесто – материал очень эластичный, легко приобретает форму и изделие из него достаточно долговечно. Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Этому виду творчества придумали современное название «тестопластика».
Программа кружка составлена с учетом ФГТ и основана на интеграции художественно-речевой, музыкальной, игровой, изобразительной, театрализованной деятельности; в основе программы лежит ознакомление с классическим и народным искусством
Новизна данной программы состоит в том, что учебный план совмещает в себе занятия по пластилинографии и тестопластике, что дает им почувствовать разницу и узнать чем пластилин отличается от теста. Через роспись фигурок из теста, дети знакомятся с элементами русского народного творчества.
Цели:
Освоение системы занятий по русскому народному творчеству и малых жанрах культуры.
Задачи:
Формировать представление о народных промыслах.
Овладеть основами, умениями работы из целого куска теста или пластилина, из отдельных частей создание образов.
Развивать интерес к изучению народных промыслов.
Повышать уровень навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ.
Воспитывать соблюдение правил безопасности.
Воспитывать конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера.
Методы и приемы:
- прием вдавливания
- прием сетки
- прием сглаживания
- прием аккуратной лепки
Формы работы: подгрупповые занятия
Продолжительность занятия 20минут.
Занятия проводятся четыре раза в месяц.
Работа с родителями
Консультации для родителей.
Анкетирование.
Создание совместных детско-родительских проектов.
Организация выставок детских работ
Ожидаемый результат.
Умение и навыки детей :
- скатывать тесто, пластилин прямыми движениями.
- круговыми движениями.
- расплющивать.
- соединять в кольцо.
- защипывать края формы.
- лепить из нескольких частей.
- оттягивать части от основной формы.
- уметь ценить, уважать достояние русского народа через декоративно-прикладное творчество.
Знания
- о народных промыслах;
- о дымковской и филимоновской росписи;
В основе разработки программы лежит методическое пособие Давыдовой Г. Н. «Пластилинография» 1-2 части, авторская разработка И. Ханановой «Соленое тесто».
Учебно-тематический план работы кружка
по художественному творчеству в средней группе
на 2011-2012учебный год.
Сроки по месяцам Содержание Продолжительность занятия Примечания.
Сентябрь «Знакомство со свойствами пластилина»
«Воздушные шары».
«Знакомство со свойствами теста».
«Подсолнух» 20 мин.
20мин.
20мин.
20мин.
Выставка в конце месяца.
Октябрь «Созрели яблочки в саду» (пластинлин)
«Букет в вазочке»
(тесто)
«Звездное небо» (пластилин).
«Букет». (тесто) 20 мин.
20мин.
20мин.
20мин.
Выставка в конце месяца.
Ноябрь «Бусы для Люси». (пластилин)
«Корзинка с цветами». (тесто).
«Солнышко проснулось, деткам улыбнулось». (пластилин)
«Корзинка с фруктами» (пластилин) 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Выставка в конце месяца.
Декабрь «Мы делили апельсин». (пластилин)
«Дерево». (тесто)
«Черепаха». (пластилин)
«Лисичка». (тесто) 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Выставка в конце месяца.
Январь «Клубочки для котенка» (пластилин)
«Ёжик» (тесто)
«Улитка, улитка, выпусти рога» (пластилин)
«Веселая корова».(тесто) 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Выставка в конце месяца.
Февраль «Самолет летит». (пластилин)
«Птички» (тесто)
«Вышла курочка гулять, а за ней цыплятки». (пластилин)
«Гусеница» (тесто) 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Выставка
в конце
месяца
Март «Мышка-норушка и золотое яичко» (пластилин)
«Пчелка». (тесто)
«Уточка с утятами». (пластилин)
«Забавные рыбки» (тесто) 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Выставка в конце месяца.
Апрель «Радуга-дуга» (пластилин)
«Забавные рыбки» (тесто)
«Матрешка» (пластилин)
«Матрешки» (тесто) 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Выставка в конце месяца
Май «Теремок». (пластилин)
«Чучело» (тесто)
«Чебурашка» (пластилин)
«Красная шапочка» (тесто) 20 мин.
20 мин.
20 мин.
20 мин.
Выставка в конце месяца