МААМ-картинки

Авторское методическое пособие — лэпбук «Развитие речи»

Светлана Беликова
Авторское методическое пособие — лэпбук «Развитие речи»

города Новосибирска

«Детский сад № 3 общеразвивающего вида «Радуга детства»

Юридический адрес: Калининский район, 630129, г. Новосибирск,

ул. Земнухова,10

Контактные данные: тел. 207–25–70, 207–25–50

e-mail : mkdoy-3@yandex.ru

Авторское методическое пособие - лэпбук

Разработала: Воспитатель группы ОВЗ

Беликова Светлана Валентиновна

2020г.

Публикация «Авторское методическое пособие — лэпбук „Развитие речи“» размещена в разделах

Данное пособие - лэпбук «Развитие речи» - это доступное средство обучения, способствующее взаимодействию всех участников образовательного процесса, отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде :

трансформируемость - лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

полифункциональность - использование папки в различных видах детской активности. Лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально;

вариативность - периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей. В лэпбуке существует несколько вариантов использования каждой его части;

доступность - лэпбука обеспечивает все виды детской активности, обеспечивает для детей с ОВЗ, возможно использование в любом помещении, где осуществляется образовательная деятельность, в том числе и на прогулочном участке ДОУ;

насыщенность - среда соответствует возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности (игровой, познавательной, исследовательской и творческой).

Работа с данным лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

включенность воспитателя наравне с ребенком в деятельность;

добровольное присоединение детей к деятельности;

свободное общение и перемещение детей во время деятельности;

открытый временной конец деятельности (каждый из участников работает в своем темпе).

Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения. В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы (фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбук, имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Использование лэпбука очень актуально. Так, как он помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку. Это пособие помогает детям усвоить знания (звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме.

Данное пособие - превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.

Поэтому специалисты (воспитатели, учитель - логопед, педагог-психолог и т. д., работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.

Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции.

Лэпбук предназначен для детей с ОВЗ, старшего дошкольного возраста (5-7 лет) В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, словаря, связной речи и зрительного восприятия.

Цель: активизация и развитие речи детей с ОВЗ; закрепление и систематизация знаний и умений детей

Задачи:

Образовательные 1. Формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями. 2. Формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам. 3. Расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.

4. Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа, в именительном и родительном падеже.

5. Формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных.

Развивающие 1. Развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки. 2. Развивать словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, самостоятельность, творческое воображение, мышление.

3. Развивать артикуляционную моторику.

4. Развивать правильный речевой выдох.

5. Развивать артикуляционную моторику.

6. Развивать мимику.

Воспитательные: 1. Воспитывать отзывчивость, доброжелательность.

2. Воспитывать желание общаться с взрослыми и играть со сверстниками.

Описание лэпбука

Данное пособие представляет собой папку-раскладушку, которая включает:

Развивающие задания на развитие связной речи :

«Составь предложение, рассказ».

Цель: Обучение связному последовательному рассказу с наглядной основой в виде сюжетных картинок, отражающих последовательность событий.

Материалы: Сюжетные картинки для составления рассказов, предложений.

Ход: дети составляют предложение или рассказ, опираясь на сюжетную картинку.

«Назови профессию»

Цель: Уточнить и расширить знания детей о профессиях, закрепить знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы.

Материалы: Картинки с изображением людей разных профессий и картинки с изображением материалов, инструментов и оборудования, необходимых людям разных профессий.

Ход: дети с опорой на изображённый сюжет на картинках составляют описательный рассказ.

Дидактическая игра на развитие внимания, мышления.

«Что здесь лишнее?»

Цель: Развить у ребенка логическое мышление. Учить отвечать на вопрос "Что лишнее?" или "Кто лишний?", мотивируя свой ответ, развернуто объясняя, почему он выбрал ту или иную картинку, учить выделять наиболее значимый признак при нахождении лишней картинки.

Материалы: Картинки с изображением предметов, с общим признаком или свойством, содержащие один предмет или свойство отличные от остальных.

Ход: дети с опорой на картинку выбирают один предмет или свойство, который отличается от основной группы предметов или свойств, объясняя

почему.

Дидактические игра на закрепления звуков, по разделу программы «Подготовка к обучению грамоте»

«Скороговорки со звуком»

Цель: Формировать правильное произношение, артикуляцию, тренировать дикцию. Учить детей чисто проговаривать труднопроизносимые звуки, слова и фразы. Формировать фонетический слух.

Материалы: Карточки – мнемотаблицы с определёнными звуками.

Ход: дети медленно повторяют за педагогом скороговорку в определённом ритме, сопоставляя текст с рисунками на карточке, с постепенным усложнением ритмического рисунка.

«Чистоговорки в картинках»

Цель: Формировать правильное произношение звуков, развивать чувство рифмы, внимание, память, запомнить некоторые грамматические нормы русского языка в процессе многократного повторения чистоговорок.

Материалы: Карточки – картинки с текстом.

Ход: дети медленно повторяют за педагогом чистоговорку в определённом ритме, сосредотачивая своё внимание на правильной артикуляции звукосочетаний, сопоставляя текст с рисунками на карточке.

Дидактический материал для развития психических процессов

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Цель: Формировать связную речь, память, внимание, образное мышление, обогащать словарный запас, преобразовывать абстрактные символы в образы.

Материалы: Карточки – схемы, отражающих последовательность событий.

Ход: Педагог читает текст, поясняя каждую картинку предложением. После прочтения дети воспроизводят стихотворение опираясь на карточку-схему.

«Придумай сказку»

Цель: Формировать умение инсценировать сказку.

Развивать индивидуальные способности (театральные, речевые, невербальное общение, через драматизацию сказки «Репка».

Развивать разговорную речь, понимать эмоциональное состояние героев сказки.

Материалы: Фигурки героев сказки.

Ход: Дети используя фигуры героев инсценируют сказку при участии и помощи педагога.

Приложение

Картотеки «в помощь педагогу»

- «Дыхательная гимнастика» (элементы)

Цель: укрепление дыхательной системы детей, тренировать силу, ритм вдох- выдоха.

- «Пальчиковые игры»

Цель: стимулирование процессов мышления, развитие речи, укрепляют костную и мышечную ткани (за счёт разных комбинаций сжатий, растяжений и расслаблений мышц рук, тем самым подготавливая руку к письму, развитие речи.

-«Артикуляционная гимнастика»

Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

-«Словесные игры»

Цель: развитие самостоятельности мышления, формирование мыслительной деятельности.

-«Игры по развитию звуковой культуры речи»

Цель: развивать фонематический слух, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков и слов.

Все материалы размещаются в отдельных кармашках и постоянно обновляются.

Вывод: Такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, развитию речи, памяти, мелкой моторики.

Публикации по теме:

«Необычная ромашка» (авторское пособие)«Необычная ромашка» (авторское пособие) Ребенок не говорит. Ребенок плохо говорит. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Заботиться о своевременном развитии речи.

«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях«Светлячок». Авторское дидактическое пособие для организации коррекционно-развивающих игр на логопедических занятиях Пособие состоит из маленького фонарика и шёлковой юбочки оранжевого цвета. Юбочка должна быть достаточно длинной для того, чтобы полностью.

Авторское пособие «Затейница Матрешка»Авторское пособие «Затейница Матрешка» Авторское пособие двустороннее "Затейница Матрешка"Разработала: воспитатель МАДОУ МО "Детский сад № 113" Колосова Э. Н. Описание пособия.

Лэпбук «Пиши-читай!» — дидактическое пособие по развитию речиЛэпбук «Пиши-читай!» — дидактическое пособие по развитию речи …. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.

Лэпбук «Развитие речи»Лэпбук «Развитие речи» УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ! Представляю Вам лэпбук «Развитие речи» Если хочешь, чтоб ребята, Знали звуки и слова, В руки папку Вы возьмите, Загляните.

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольниковЛэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Методическое пособие-лэпбук «Чистый воздух — это ваше здоровье!»Методическое пособие-лэпбук «Чистый воздух — это ваше здоровье!» Согласно новым требованиям и целям обучения, нам, как воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в свою работу более эффективные.

Методическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знанийМетодическое пособие лэпбук «Хочу все знать» как средство формирования экологических знаний Методическое пособие Лэпбук «Хочу все знать», как средство формирования экологических знаний Лэпбук «Хочу все знать» - методическое пособие,.

Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки»Методическое пособие на развитие мелкой моторики и логического мышления «Разноцветные Осьминожки» Игра для развития мелкой моторики рук и логического мышления ««Разноцветные Осьминожки» Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют.

Учебно-методическое пособие лэпбук «Путешествие по сказкам»Учебно-методическое пособие лэпбук «Путешествие по сказкам» Мне так понравилось делать лэпбуки, что я теперь сделала Лэпбук по теме «Путешествие по русским народным сказкам» для детей младшего дошкольного.

Автор публикации:
Авторское методическое пособие — лэпбук «Развитие речи»
Опубликовано: 1 июля 2020 в 09:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД