Светлана Титова
Авторское многофункциональное дидактическое пособие «Умничка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 67» компенсирующего вида, г. Дзержинск, Нижегородской области.
Старший воспитатель Титова Светлана Александровна.
Многофункциональное дидактическое пособие «Умничка»
[/b]
Пояснительная записка
[/b]
Публикация «Авторское многофункциональное дидактическое пособие „Умничка“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2013
Одна из важнейших задач воспитания в дошкольном возрасте – это развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи, должны быть направлены и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки и обучение чтению. Ребенок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Учитывая положение отечественной педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считают, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить адекватное развитие мышления ребенка. Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются занимательные игры и упражнения. Занимательные задачи, игры с буквами и цифрами на магнитной доске несомненно будут способствовать развитию интереса, любознательности дошкольника.
Магнитная доска стразу станет центром притяжения, причем вовсе не из-за своих магнитных свойств, а из-за того интереса, который она у всех вызовет! И это вполне объяснимо: эта вещь очень многофункциональна, и применение ей найдет как ребенок, так и взрослый. Конечно же, первые претенденты на пользование доской – это дети. Для них это новая увлекательная игра, которая не просто развлечет, но к тому же научит читать, писать, считать и рисовать. А еще с такой доской можно устроить настоящую школу для кукол! В ней ваш ребенок сам станет учителем и во время сюжетно-ролевой игры сможет закрепить свои собственные навыки и знания.
Многофункциональное дидактическое пособие «Умничка» позволяет эффективно решать задачи познавательно-речевого развития детей.
Пособие поможет дошкольнику в обучении чтении, в частности в фонематическом восприятии, в звуковом анализе слов, в составлении слов; в развитии элементарных математических представлений:формирование понятия «количество», развитие навыков счета, различение геометрических фигур, цвета, различение понятий «больше- меньше», решение примеров, составление задач; развитие воображения и мышления: создание предметов из геометрических фигур и цветных полосок по типу «Танграм». Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом материале.
Сколько увлекательных занятий можно организовать с помощью этого развивающего дидактического пособия! Это могут быть и индивидуальные занятия с одним ребенком, и занятия с малой подгруппой детей (два-три человека). Особенно актуально использование данного пособия в коррекционно-развивающей работе с ребенком как дома, так и в детском саду, с учетом индивидуальных возможностей ребенка, его «зоны актуального» и «ближайшего» развития.
Магнитная основа позволяет ребенку сосредоточить внимание не решение задания, проблемы, а не на то, как удержать картинку, которая может сдвинуться с места, упасть даже от незначительного прикосновения или дуновения.
Детская магнитная доска легкая и легко переносимая,может быть напольной (как мольберт, настольной (со специальной подставкой) или настенной (для их крепления вам понадобится прочный шнурок).
Пособие содержит, кроме самой доски, магнитные буквы и цифры, а также карточки с картинками.
Для магнитной доски можно придумать и альтернативные способы применения:
использовать ее для рисования – цветными мелками или маркерами;
создавать узоры из магнитной мозаики и геометрических фигур;
на ней можно оставлять друг другу записки и напоминалки, хранить рецепты и всевозможные вырезки из журналов;
доска послужит отличным местом для «выставки» детских рисунков или любимых семейных фотографий.
Играйте и изучайте!
Магнитная доска изготовлена из оцинкованного железа, обработанного полимерной краской, задняя часть из ДВП, края доски обработаны пластиковым профилем на герметике.
Методическое руководство к играм на магнитной доске
[/b]
Игра «Ловись рыбка» (чтение)
В комплекте к одной доске: 10 рыбок, с обратной стороны которых написаны буквы, две лодки – красного и синего цвета.
Обучающие задачи:
• Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в умении пользоваться условным обозначением звуков, учить соотносить звук и букву;
• Учить проводить звуковой (фонетический) анализ слова;
• Учить составлять слова из букв, составлять новые слова, добавляя одну букву в конец слова;
• Учить составлять предложения с заданными словами, считать количество слов в предложении.
Развивающие задачи:
• Развивать фонематический слух;
• Развивать навыки чтения;
• Развивать связную речь;
• Развивать мышление, воображение.
Игровые задачи:
• Поймай рыбку и прочитай, как её зовут.
• Подумай в какую лодку положили бы её рыбаки (если звук в имени рыбки гласный – в красную; если согласный – в синюю).
• Помоги рыбакам разложить рыбок по лодкам, объясняя, в какую лодку и почему именно в неё кладёшь рыбку.
• Если рыбок рассмотреть и разложить в определённом порядке получатся какие-то слова. Попробуй собрать слова из букв (имён рыбок). Расскажи, какие звуки есть в этом слове (фонетический разбор слова). Составь предложение с этими словами. (Можно усложнить игру, предлагая ребёнку составить рассказ, придумать название для своего рассказа).
Слова: рыба, рыбак, улов, лодка.
Игра по математике «Бабочки и цветочки».
В комплекте к одной доске: таблица с десятью изображёнными цветочками и фишки – 10 бабочек.
Варианты игры:
1. Педагог показывает карточку с числом, ребёнку необходимо положить на цветочки столько бабочек, сколько указывает число. Ребёнок бросает кубик и кладёт столько бабочек на цветочки, сколько выпало на кубике.
2. Предлагается составить и решить задачу: (например, на цветах сидит 5 бабочек, 2 бабочки улетели. Сколько бабочек сидело на цветах?
Игра по математике «Пирамидки: цвет, форма, цифры»
Эта многофункциональная игра поможет познакомиться, изучить и закрепить с ребенком:
1. Цифры.
2. Счет до десяти и обратно.
3. Геометрические фигуры.
4. Цвета.
5. Понятия «больше — меньше».
Варианты применения:
1. Сначала учимся раскладывать карточки, классифицируя их по признакам. К примеру, раскладываем по признаку «форма» так, чтобы у нас получилось 4 группы (кружочки, треугольники, квадраты, прямоугольники). Затем можем предложить разобрать карточки по цветам (желтый, красный, зеленый….). По цифрам, отдельно собираем группы с цифрами: с двойками, тройками….
2. Дальше переходим к основной игре, когда ребенку предлагается построить пирамиду от большего к меньшему снизу вверх, а затем считаем от одного до десяти сверху вниз.
3. Следующим этапом этой игры может стать составление картинки с помощью геометрических фигур — сначала по образцу (как аппликация, а в дальнейшем ребенок придумывает свои картинки.
4. Можно использовать данный материал для объяснения счета и величины: плюс, минус, равно, больше — меньше. К примеру, квадрат с цифрой пять меньше чем квадрат с цифрой четыре и больше чем квадрат с цифрой шесть.
Карточки с изображением счета: Сложение и Вычитание.
К комплекту из двух досок: 20 карточек с примерами (в картинках) на вычитание и 20 карточек с примерами (в картинках) на сложение. 40 карточек с цифрами.
Описание игры: ребенок должен положить правильную картинку с изображением цифры, если он догадался какой ответ.
Занятия проводятся в игровой форме.
Например, показываете на картинку и рассказываете историю, что на болоте сидело 6 лягушек, к ним в гости пришли ещё 2 лягушки. Как узнать, сколько теперь лягушек на болоте? Надо сосчитать их всех вместе.