Людмила Ельчинова
Банк техник и технологий выявления и развития детской одарённости (область — математическое развитие)
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №59 «ЯГОДКА»
выявления и развития детской одарённости (область – математическое развитие)
Подготовила:
Ельчинова Людмила Николаевна,
Публикация «Банк техник и технологий выявления и развития детской одарённости (область — математическое развитие)» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Республика, область, край. Список городов
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
воспитатель
Тамбов-2021
Существуетмножествопсихологических техник, методик, технологий, направленныхнавыявлениеодаренностиучащихся. Книмотносятсятакиеметодыкакнаблюдение,беседа,тестыинтеллекта,креативности,способностей,мотивации,личностныхособенностей.
Нижепредставленнабор таких техник, методик, технологий,позволяющихвыявитьопределенныеспособностиуучащегося,наосновекоторыхможнопостроитьпрофильодаренности и спланировать дальнейшую развивающую или коррекционнуюработу.
Тест на математические способности Г. Айзенка
Инструкция: На выполнение всех 40 заданий теста дается ровно 30 мин. Не задерживайтесь слишком долго над одним заданием. Быть может, вы находитесь на ложном пути и лучше перейти к следующей задаче. Но и не сдавайтесь слишком легко: большинство задач поддается решению, если вы проявите немного настойчивости. Продолжать ли размышлять над заданием или отказаться от попыток и перейти к следующему - подскажет здравый смысл. К концу серии задания становятся в общем труднее. Всякий человек в силах решить часть предлагаемых заданий, но никто не в состоянии справиться со всеми заданиями за полчаса.
Записывайте номер задания и ваш ответ, который может состоять из одного числа, буквы или слова. Если вы не в состоянии решить задачу - не следует писать ответ наугад.
Примечания:
1) точки обозначают количество букв в пропущенном слове;
2) для решения некоторых заданий потребуется использовать последовательность букв русского алфавита без буквы "ё".
1. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.
2. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго
• ОБЫ(.) КА
3. Решите анаграммы и исключите лишнее слово.
• ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ
4. Вставьте недостающее число.
5. Вставьте пропущенное слово
• БАГОР (РОСА) ТЕСАК
• ГАРАЖ (.) ТАБАК
6. Вставьте пропущенное число
• 196 (25) 324
• 325 (.) 137
7. Продолжите ряд чисел
• 18 10 6 4 ?
8 Решите анаграммы и исключите лишнее слово
• НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР
9. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.
10. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
11. Вставьте недостающую букву.
• Щ Ц Т П Л
12. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго.
• ME (.) ОЛАД
13. Вставьте пропущенное число.
14. Вставьте недостающее число.
• 4 9 20
• 8 5 14
• 10 3 ?
15. Вставьте недостающее число.
• 16 (27) 43
• 29 () 56
16. Вставьте недостающие буквы.
17. Выберите нужную фигурку из пронумерованных.
18. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
19. Вставьте пропущенное число
• 6 11? 27
20. Вставьте пропущенное число
• 12 (56) 16 17 () 21
21. Вставьте пропущенное слово
• ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ
• КОСЯК (.) МИРАЖ
22. Вставьте слово, которое служило бы окончанием первого слова и началом второго
• ПРИК (.) ЬЯ
23. Решите анаграммы и исключите лишнее слово
• ЖААРБ НУССК ТЯХА КОДАЛ
24. Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок
• РУКА (.) ГРОЗДЬ
25. Вставьте пропущенную букву
• АГЖ
• ГЗЛ
• ЗМ?
26. Вставьте пропущенные буквы.
27. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
28. Выберите нужную фигуру из пронумерованных.
29. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
3O. Вставьте пропущенное слово
• КНИГА (АИСТ) САЛАТ
• ПОРОГ (.) ОМЛЕТ
31. Вставьте слово, которое означало бы. то же, что и слова, стоящие вне скобок
• КАРТОЧНАЯ ИГРА (.) СТЕРЖЕНЬ С РЕЗЬБОЙ
32. Вставьте пропущенное число
• 1 8 27 ?
33. Вставьте пропущенное слово
• ЛОТОК (КЛАД) ЛОДКА
• ОЛИМП (.) КАТЕР
34. Решите анаграммы и исключите лишнее слово
• АТСЕН ТИВОНКР РАКЫШ КООН
35. Вставьте пропущенную букву и пропущенное число.
36. Вставьте слово, которое обозначало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок
• ЗАЛИВ (.) ЧАСТЬ ЛИЦА
37. Вставьте пропущенное слово
• ПИРОГ (ПОЛЕ) СЛЕЗА
• РЫНОК (.) ОСАДА
38. Выберите нужную фигуру из шести пронумерованных.
39. Выберите нужную фигурку из шести пронумерованных.
40. Выберите нужную фигуру из четырех пронумерованных.
Обработка и оценка результатов.
1. Проверьте правильность своих ответов с помощью ключа (см. "Ключи").
2. Сосчитайте
2. Сосчитайте общее количество правильно решенных задач.
3. Оценка результатов производится с помощью графика.
график для оценки результатов тестирования
4Точка на вертикальной оси соответствует вашему коэффициенту интеллектуальности (КИ). Наиболее достоверные и надежные результаты, свидетельствующие о ваших способностях, получаются в диапазоне от 100 до 130 баллов; вне этих пределов оценка результатов недостаточно надежна.
Тестна математические способностиГ. Айзенка
КЛЮЧИ: Номер задания - правильный ответ. Свой ответ человек должен уметь объяснить, обосновать.
1. 4.
2. Чай.
3. Чемодан ( все остальные слова обозначают посуду: тарелка, ложка, чашка).
4. 11 (вычесть число на полу из суммы чисел на окнах).
5. Жаба.
6. 25 (сложить все цифры, стоящие вне скобок).
7. 3 (каждое число получается, если к нему прибавить 2 и результат разделить на 2: 4 + 2 = 6, 6 : 2 = 3).
8. Тесто ( все остальные слова обозначают мебель: стол, диван, кресло).
9. 6.
10. 5.
11. И (буквы расположены в обратном алфавитном порядке поочередно через две на третью и через три на четвертую).
12. Шок.
13. 54 (число в левой половине круга втрое больше противостоящих им чисел в правой половине круга).
14. 11 (в каждом ряду третье число есть сумма половины первого числа с удвоенным вторым).
15. 27 (число в скобках есть разность между числами вне скобок).
16. С и Е (слово «сомнение» читается против часовой стрелки).
17. 2 (круг может быть без линий, может иметь горизонтальную или вертикальную линию, а малые кружки внутри круга могут быть в одном из трех положений, они имеют разную штриховку).
18. 2 (третья фигура каждого горизонтального ряда состоит из трех элементов фигур своего ряда, которые не являются для них общими).
19. 18 (возвести в квадрат числа 2, 3, 4, 5, каждый раз прибавляя 2).
20. 76 (удвоенная сумма чисел, стоящих вне скобок).
21. Кожа.
22. Лад.
23. Скунс (остальные слова обозначают типы судов (баржа, яхта, лодка).
24. Кисть.
25. С (ряды построены из букв русского алфавита через 2, 3 и 4 буквы).
26. Е и Е (слово «единение» читается по часовой стрелке).
27. 2 (имеется три типа главных фигур, на каждой из которых есть либо +, либо стрела, либо X).
28. 1.
29. 1 (шипы наружные считаются за +1, направленные внутрь - за -1. В горизонтальном ряду последняя фигура равна сумме двух предыдущих фигур).
30. Грот.
31. Винт.
32. 64 (возведите в куб числа 1, 2, 3, 4).
33. Порт.
34. Вторник ( остальные слова обозначают части дома: стена, крыша, окно).
35. Ж/7 (буквы идут в алфавитном порядке через одну, поочередно в числителе и знаменателе).
36. Губа.
37. Роса.
38. 1 (в каждом ряду и в каждой колонке есть три типа мячей, три формы головы, три формы сапог и три положения рук).
39. 6 (есть три фасона юбок, три положения рук, три типа обуви).
40. 1 (вторая и третья фигуры каждого ряда содержат по одному из элементов, находящихся внутри первой фигуры, повернутых на 90 градусов).
Диагностическая ситуация «Войди в избушку»
Цель: выявление практических умений детей 5-6 лет в составлении чисел из 2-х меньших и в осуществлении поисковых действий.
На трёх избушках, расположенных в ряд, цифрами (6, 9,7 соответственно) обозначено количество золотых монет. К избушкам ведут следы. Забрать монеты сможет только тот, кто откроет дверь. Для этого надо наступить на левые и правые следы вместе столько раз, сколько показывает цифра. (Отмечать карандашом).
Педагог: Какую избушку ты выбрал? На какие следы наступишь? Если хочешь, то войди в другие избушки?
Диагностическая ситуация «Исправь ошибки и назови следующий ход»
Цель – выявление умений детей соблюдать последовательность ходов, предлагать варианты исправления ошибок, рассуждать, мысленно обосновывать ход своих действий.
Ситуация организуется без практических действий. Ребёнок следит за ходом взрослого, комментирует свой ход, исправляет ошибки.
Педагог: Представь, что мы с тобой играем в домино. Кто-то из нас допустил ошибки. Найди их и исправь. Первый ход был моим (слева).
По мере обнаружения ошибок ребёнку задаё тся вопрос: «Кто же из нас допустил ошибки? Как их исправить, используя дополнительные фишки?»
1. Диагностическая ситуация аналитико-синтетической деятельности
(адаптированная методика Белошистой А. В.)
Цель: выявить сформированность навыка анализа и синтеза детей 5-6 лет.
Задачи: оценка умения сравнивать и обобщать предметы по признаку, знаний о форме простейших геометрических фигур, умения классифицировать материал по самостоятельно найденному основанию.
Предъявление задания: диагностика состоит из нескольких этапов, которые поочерёдно предлагаются ребёнку. Проводится индивидуально.
1.
Материал : набор фигур — пять кругов ( синие: большой и два маленьких, зеленые: большой и маленький, маленький красный квадрат. (Слайд «Круги»)
диагностическая ситуация
Задание: «Определи, какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат.) Объясни почему. (Все остальные — круги.)».
2.
Материал : тот же, что к №1, но без квадрата.
Задание: «Оставшиеся круги раздели на две группы. Объясни, почему так разделил. (По цвету, по размеру.)».
3.
Материал : тот же и карточки с цифрами 2 и 3.
Задание: «Что на кругах означает число 2? (Два больших круга, два зеленых круга.) Число 3? (Три синих круга, три маленьких круга.)».
Оценка задания:
1 уровень – задание выполнено полностью верно
2 уровень – допущено 1-2 ошибки
3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого
4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки
Слайд с фото ребёнка
2. Диагностическая ситуация «Что лишнее»
(методика Белошистой А. В.)
Цель: определить сформированность навыка визуального анализа детей 5-6 лет.
1 вариант.
Материал : рисунок фигурок-рожиц. (слайд «Рожицы»)
диагностическое задание
Задание: «Одна из фигурок отличается от всех других. Какая? (Четвертая.) Чем она отличается?»
2 вариант.
Материал : рисунок фигурок-человечков.
диагностическое задание
Задание: «Среди этих фигурок есть лишняя. Найди ее. (Пятая фигурка.) Почему она лишняя?»
Оценка задания:
1 уровень – задание выполнено полностью верно
2 уровень – допущено 1-2 ошибки
3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого
4 уровень – ребёнок затрудняется с ответом на вопрос даже после подсказки
3. Диагностическая ситуация на анализ и синтез
для детей 5 – 7 лет (методика Белошистой А. В.)
Цель: определить степень развитости навыка выделения фигуры из композиции, образованной наложением одних форм на другие, выявить уровень знаний геометрических фигур.
Предъявление задания: индивидуально с каждым ребёнком. В 2 этапа.
1 этап.
Материал : 4 одинаковых треугольника. (слайд)
диагностическое задание
Задание: «Возьми два треугольника и сложи из них один. Теперь возьми два других треугольника и сложи из них еще один треугольник, но другой формы. Чем они отличаются? (Один высокий, другой — низкий; один узкий, другой — широкий.) Можно ли сложить из этих двух треугольников прямоугольник? (Да.) Квадрат? (Нет.)».
2 этап.
Материал : рисунок двух маленьких треугольников, образующих один большой. (слайд)
диагностическое задание
Задание: «На этом рисунке спрятано три треугольника. Найди и покажи их».
Оценка задания:
1 уровень – задание выполнено полностью верно
2 уровень – допущено 1-2 ошибки
3 уровень – задание выполнено с помощью взрослого
4 уровень – ребёнок не справился с заданием
4. Диагностический тест.
Первоначальные математические представления (методика Белошистой А. В.)
Цель: определить представления детей о соотношениях больше на; меньше на; о количественном и порядковом счёте, о форме простейших геометрических фигур.
Материал : 7 любых предметов или их изображений на магнитной доске. Предметы могут быть как одинаковые, так и разные. Задание может быть предложено подгруппе детей. (слайд «Юла»)
диагностическое задание
Способ выполнения: ребёнку дают лист бумаги и карандаш. Задание состоит из нескольких частей, которые предлагаются последовательно.
Задания:
А. Нарисуй на листе столько же кругов, сколько на доске предметов.
Б. Нарисуй квадратов на 1 больше, чем кругов.
В. Нарисуй треугольников на 2 меньше, чем кругов.
Г. Обведи линией 6 квадратов.
Д. Закрась 5-ый круг.
Оценка задания:
1 уровень – задание выполнено полностью верно
2 уровень – допущено 1-2 ошибки
3 уровень – допущено 3-4 ошибки
4 уровень – допущено 5 ошибок.
Методики №№ 1 – 2 проводятся в сентябре, как один из этапов начального мониторинга. Методики №№ 3-4 – в мае, для определения результата математического развития детей.
Только после проведения нескольких диагностик оформляется вывод о сформированности знаний, умений и навыков ребёнка, результат которых заносится в таблицу.
Список литературы:
1. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. – СПб. : «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 592 с.
2. Управление образовательным процессом в ДОУ. Методическое пособие/ Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. – М. : Айрис-пресс, 2006. – 224 с.
3. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Методическое пособие. / Н. В. Белошистая. – М. : Аркти, 2004.
Общие рекомендации по проведению диагностических ситуаций:
• Убедитесь, что ребёнок эмоционально положительно настроен на общение.
• Задания предлагаются в точном соответствии с инструкцией.
• Оценка математического развития ребёнка делается на основании результатов нескольких диагностик.
• Выбор конкретной диагностической методики производится в соответствии с базовой и основной общеобразовательной программой ДОУ.
• При подведении итогов следует учитывать результаты кратковременных наблюдений за ребёнком, его поведение в условиях новой игры, в творческой или проблемной ситуации.