МААМ-картинки

Конспект занятия в старшей группе «Башкортостан — мой край родной»

Розалия Салихова
Конспект занятия в старшей группе «Башкортостан — мой край родной»

Конспект занятия в старшей группе по теме : «Башкортостан- мой край родной».

Цель: Расширять представления детей о родном крае, столице, культуре и традициях людей разных национальностей, живущих в Башкортостане. Продолжать знакомить с государственной символикой (гербом, флагом, мелодией гимна, с национальным героем – Салаватом Юлаевым, с поэтами и писателями.

Задачи:

Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Башкортостан — мой край родной“» размещена в разделах

- Расширять представления детей о родном крае, о народах разных национальностей, живущих в Башкортостане.

- Продолжить формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине и ее природе.

-Продолжать развивать связную речь детей.

- Развивать память, зрительное и слуховое внимание.

- Воспитывать любовь к родному краю. Чувство гордости за свою республику, воспитывать любовь к родным местам.

Материал: Презентация, политическая карта России. Карта, герб, флаг Башкортостана. Лист ватмана с изображением соцветия курая, на каждом цветке и в середине соцветия нарисованы символы одного из семи заданий (они прикрыты бумажными кружками). Портрет Главы республики Башкортостан, музыкальное сопровождение – мелодия курая, атрибуты для подвижной игры «Юрта», угощение для детей.

Предварительная работа: Разучивание башкирской народной игры «Юрта», слушание национальных башкирских мелодий (звучание курая, рассматривание иллюстраций, беседы о родном крае, рассматривание альбома «Государственная символика республики Башкортостан».

Ход занятия:

Воспитатель:

М. Карим «О березовом листе»

Взгляни на глобус: Вот он- шар земной,

На нем Башкирия с березовой листок величиной.

Всего лишь навсего

Не больше обыкновенного листка

Береза же – великая Россия

Так зелена, так высока!

— Вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чем оно? (Ответы детей).

— Правильно, это стихотворение о республике Башкортостан, в которой мы живем. (Вывешивает политическую карту России). Покажите ее на карте России.

Наш край очень красив. Если посмотреть на Башкортостан с высоты птичьего полета, можно увидеть горы, леса, озера и реки. Назовите горы, протянувшиеся по территории нашей республики. (Уральские горы). Какие реки здесь текут? (Белая, Дема, Уфа, Юрюзань). Кто знает, чем богата наша республика, какую пользу она приносит нашей стране – России? (Ответы детей). В Башкортостане добывают нефть, газ, уголь, железо, медь. Но главное наше богатство – это люди. Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана. (Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы). Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике

Стихотворение М. Карим “Я россиянин”

Не русский я, но россиянин. Ныне

Я говорю, свободен и силен

Я рос, как дуб, зеленый на вершине

Водою рек российских напоен

Своею жизнью я гордиться вправе –

Нам с русскими одна судьба дана

Четыре века в подвигах и славе

Сплелись корнями наши племена.

Воспитатель: Башкирский народ очень гостеприимный. У нас не только преподнесут кумыс и ароматный мед, но и есть национальный музыкальный инструмент.

- Как вы думаете, как он называется, что это за инструмент? (Курай)

Существует легенда о том, как появился этот инструмент. Послушайте! Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки. Хотите послушать, как звучит курай? (Включает аудиозапись). Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик-

Курая песенный родник.

И зажурчит наверняка

В нём мелодичная река!

Сегодня я хочу поговорить с вами о музыкальном инструменте, изображенном на цветке. Это курай. Из чего он сделан? (Ответы детей). Да, он сделан из стебля растения курай, о котором мы говорили.

— Я приготовила для вас картинку. (Вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая). Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.

В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там. (Воспитатель снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия). Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города». Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно. Давайте проведем игру «Кто больше назовет городов нашей республики». За каждый правильный ответ я буду давать по одной фишке.

Дети называют города Баймак, Белорецк, Сибай, Учалы и др.

Воспитатель:

А сейчас следующее задание курая.

(Снимает второй бумажный кружок). Что вы видите? (Герб республики Башкортостан).

Кто изображен на фоне восходящего солнца? (Салават Юлаев). Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит). «С юных лет Салават Юлаев отличался мужеством и храбростью. Он был хорошим наездником, мастерски владел оружием. С малых лет занимался спортом, принимал участие в скачках на коне. Стрелял из лука, принимал участие в борьбе,Он был сильный и могучий.»

- Посмотрите, какой он сильный, отважный, как он стремительно несется в бой с врагами на коне. Народ слагал о нем песни:

Салават водил полки отважных

Быстрый конь, ярясь под ним играл

Имя храброго из самых храбрых

Хранит на скалах своих Урал.

По краю герба расположен башкирский национальный орнамент-кускар. Под гербом – флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый). Что они означают? (Ответы воспитанников). Да, синий цвет – это безоблачное небо, белый – чистота души народа, зеленый – вера в жизнь. Что еще можно назвать государственной символикой? (Гимн). Когда звучит эта торжественная музыка? (На праздниках, торжествах). Правильно. Как его слушать? (Стоя, не разговаривая).

Слушают гимн Республики Башкортостан.

Воспитатель: (Снимает третий бумажный кружок). Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он? Демонстирует портрет Главы республики Башкортостан Хабиров Р. Ф)

Интересно, какое еще задание приготовил курай. (Снимает четвертый бумажный кружок). Что здесь изображено? (Географическая карта).

Игра «Юрта» В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит, стул котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок

Поиграем, и попляшем,

И, помчимся на лужок

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Воспитатель: Кто хочет открыть следующее задание? (Ребенок снимает пятый бумажный кружок). Наш Башкортостан богат такими писателями как Мустай Карим, Зайнаб Биишева, Муса Гали, Расима Ураксина, Шайхзада Бабич. (В это время показывают презентацию с фотографиями писателей).

Воспитатель. Прекрасны башкирские песни, хороши народные танцы. Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей). Воспитатель: Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание. (Снимает шестой бумажный кружок). Что здесь нарисовано? Назовите, как называются элементы орнамента (птичья головка, цветок, рак, талия муравья и кускар и т. д).

Посмотрите на соцветие курая. У него осталось одно задание. Аделина, открой его. (Девочка снимает последний бумажный кружок). Что здесь нарисовано? (Пироги, кувшины). Значит, мы поговорим о башкирских национальных напитках и блюдах. Назовите их. (Кумыс, айран, очпочмак, зур бэлеш, баурсак, чак-чак, вак балеш).

Наш край славится целебным напитком кумыс. Что это за напиток? (Это кислое кобылье молоко). А что такое катык? (Заквашенное кипяченое коровье молоко). Молодцы, ребята!Мне радостно от того, что вы много знаете о своей республике.

В конце занятия проводится подведение итогов и в качестве поощрительного приза дети пьют чай с башкирскими блюдами и целебным мёдом.

Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе рисунков «Родной Башкортостан»Фотоотчет о конкурсе рисунков «Родной Башкортостан» .

Фотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группеФотоотчет. Национальный уголок «Дагестан — мой край родной» в старшей группе Цель: Приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного Дагестана, воспитание уважение к культурным и национальным традициям,.

Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!»Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной!» Конспект интегрированного занятия «Краски осени» для старшей группы в рамках проекта "Люблю тебя, мой край родной!" Цель: Через синтез.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе «Родной свой край, люби и знай» Задачи: Формировать начальные представления о своей малой Родине. Познакомить с природой и животным миром Омской области. Расширять представления.

Конспект НОД в группе «Дагестан — мой край родной»Конспект НОД в группе «Дагестан — мой край родной» Конспект НОД «Дагестан — мой край родной" Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. – Продолжать знакомить.

Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной»Конспект тематического занятия «Русская песня — душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Конспект тематического занятие «Русская песня – душа народа» в рамках проекта «Люблю тебя, мой край родной» Цель: Приобщение детей к истокам.

Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе.Конспект викторины «Родной свой край люби и знай» в средней группе. Заключительное занятие совместное с детьми и родителями проходит в музее «Симбирской Чувашской школы. Квартиры И. Я. Яковлева» с сотрудниками.

Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край»Конспект занятия по познавательному развитию «Мой родной степной край» Тема занятия: "Мой родной степной край". Программное содержание: - Расширить представления детей о родном крае. - Развивать связную монологическую.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра — мой край родной» Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительно группе «Югра – мой край родной» Цель: Побудить внимание и любовь детей к родному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Башкортостан — мой край родной»
Опубликовано: 17 марта 2023 в 20:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД