Папки-передвижки

Беседа-концерт «Сказка в музыке» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Ирина Мандрик
Беседа-концерт «Сказка в музыке» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет

Актуальность

Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания дошкольников. Приобщая ребенка к музыкальному искусству, музыкальный руководитель решает важную педагогическую задачу, которую В. А. Сухомлинский определил так: «не кем вырастет, а каким вырастет ребенок». Таким образом, музыка – своеобразный мостик в детскую душу, помогающий становлению личности ребенка-дошкольника.

Публикация «Беседа-концерт „Сказка в музыке“ для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет» размещена в разделах

Беседа-концерт «Сказка в музыке» направлена на поиск новых форм работы по слушанию музыки с дошкольниками, качественному подходу в реализации задачи по развитию восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста от 5-ти до 7-ми лет, формирование у них музыкальных способностей во всех доступных для них видах музыкальной деятельности.

Образовательные задачи:

1) познакомить детей с классической музыкой русских и зарубежных композиторов: С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского,

Н. А. Римского - Корсакова, Э. Грига;

2) познакомить детей с жанрами музыки (сюита, симфоническая сказка, видами музыкального сценического искусства (балет);

музыкальными инструментами симфонического оркестра (скрипка, флейта, гобой, кларнет фагот, валторна);

3) формировать элементарные представления о средствах музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, регистры).

Развивающие задачи:

4) развивать музыкально-эстетические потребности, вкус;

5) развивать музыкальное мышление, творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

6) развивать у детей компоненты музыкального слуха – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, ритмический, тембровый, динамический слух;

7) развивать умения выражать свои музыкальные впечатления в музыкально-исполнительской, творческой деятельности в выполнении музыкальных движений, игре на музыкальных инструментах;

Воспитательные задачи:

8) воспитывать интерес и любовь к классической музыке, признание ценности классической музыки;

9) воспитывать сопереживание музыке, проявление эмоциональной отзывчивости, эстетические чувства;

10) побуждать к эмоциональной и словесной оценке музыки, воспитывать проявления оценочного отношения к музыке.

Интеграция образовательных областей:

речевое развитие;

познавательное развитие;

социально-коммуникативное развитие;

Материальное обеспечение:

• Мультимедийная система

Музыкальный центр

• Детские музыкальные инструменты : бубны, молоточки, маракасы,

ложки, трещотка

• Презентация беседы-концерта «Сказка в музыке»

Литература:

Н. А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»

О. П. Радынова «Музыкальное воспитание дошкольников»

Репертуар:

• Видеозапись симфонической сказки «Петя и волк»

• Видеозапись балета «Щелкунчик»

• Видеозапись музыки П. И. Чайковского «Вальс цветов»

Музыкальная запись симфонической сказки «Петя и волк»

«Музыка не может мыслить,

но она может воплощать мысль»

Р. Вагнер

Дорогие ребята! Тема нашей сегодняшней беседы : «Сказка в музыке».

(Слайд 1)

Сказку любят все : и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли. Народный сказочный герой, идеал народа - носитель правдивости и великодушия, физической душевной силы, постоянно готовый поставить

эту силу на службу добру и справедливости.

Сказка развивает фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет» сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит нас в «мир добра».

В музыкальных сказках духовно-нравственное содержание усиливается музыкальным сопровождением, эмоционально-чувственным воздействием. Определенный настрой, установка на восприятие способствует пробуждению в слушателях инстинкта сопереживания, соучастия, сотворчества. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.

Итак, мы начинаем наше сказочное путешествие по

замечательным музыкальным страницам великих композиторов. (Слайд2)

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) - замечательный русский композитор, который сочинил музыкальную сказку и называется она : «Петя и волк». (Слайд3,4)

Сказка не очень волшебная, но все же необыкновенная, потому, что разыгрывают её не драматические артисты, а артисты оркестра. При этом, сами они не говорят ни слова, за них разговаривают музыкальные инструменты. У каждого героя сказки есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется.

Главный герой-Петя, а какой он по характеру и какие инструменты его изображают - догадайтесь сами. (Ответы детей)

(Петя - весёлый, бодрый, беззаботный, смелый, добрый). (Слайд 5,6,фрагмент записи скрипки).

Следующий персонаж-птичка. Угадайте инструмент (Ответы детей) (фрагмент записи флейты). Мелодия птички - быстрая, легкая и отрывистая, потому, что голоса птички и флейты очень похожи.

Следующий персонаж-кошка. Мелодию коварной, хитрой кошки играет кларнет. Этот инструмент обладает большими возможностями. Он очень подвижный, с разными тембровыми красками. (фрагмент записи кларнета).

Ещё один персонаж-утка. Мелодию утки играет гобой. Он имеет немного гнусавый тембр. (Слайд7,звучит фрагмент).

Старого дедушку изображает строгая, ворчливая мелодия. Эту мелодию играет фагот - самый низкий деревянный духовой инструмент. (фрагмент)

В каждой сказке есть свой отрицательный персонаж. В этой сказке это волк.

Волка изображают три валторны. Звучание валторн – резкое, хриплое, немного устрашающе грозное. (фрагмент)

Симфоническая сказка «Петя и волк», помогает различать тембры духовых и струнных музыкальных инструментов.

Еще один русский композитор, с которым мы сегодня с вами познакомимся, это Николай Андреевич Римский-Корсаков. (Слайд 8)

Он говорил так: «Мой род — это сказка, былина. и непременно русские». Римский-Корсаков — композитор-сказочник, так как из пятнадцати опер девять написаны им на сюжеты русских сказок и былин. Мы остановимся на опере «Сказка о царе Салтане». (Слайд9)

В год создания оперы исполнилось 100 лет со дня рождения Пушкина, это вдохновляло композитора и возлагало на него большую ответственность. Музыка оперы получилась солнечной, яркой, необычной, а почему необычной — вы догадаетесь сами. Сказочное чудо стихов А. С. Пушкина композитор Н. А. Римский-Корсаков передал в музыке…

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.» (Слайд 10)

Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков, ведь он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались у него в памяти навсегда.

Назовите пожалуйста три чуда в этой сказке? (Ответы детей)

( Слайд 11: 33 богатыря, белка, царевна-лебедь).

…Есть там белка, что при всех,

Золотой грызёт орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки ровные кладёт,

И с присвисточкой поёт.

При честном при всё м народе:

«Во саду ли, в огороде!»

Я сегодня предлагаю вам, ребята, оркестровать фрагмент одного из трех чудес. (Слайд12,звучит на ДМИ оркестр на мел. рус. нар. песни «Во саду ли, в огороде!»)

А сейчас мы с вами совершим путешествие в удивительную страну-Норвегию. (Слайд 13)

Полна величия северная природа. Прекрасен далёкий край скал, бездонных озёр, снежных вершин. В зимних метелях и вьюгах, в рокоте угрюмого моря, в мерцании белых ночей рождала свои песни Норвегия.

Эта суровая, непреступная, но полная сказочных красот страна взрастила и дала миру своё самобытное искусство и своего певца Э. Грига. (Слайд 14)

Место, где жил композитор называется Тролльхауген («Холм Троллей»).(Слайд 15,16,17)

Э. Григ жил в стране, где очень любили сказки, поэтому, многие его произведения волшебные и сказочные. Большую известность получила музыкальная сюита (произведение, состоящее из нескольких частей, разных по характеру, но объединённых общим смыслом, написанная к драматической поэме «Пер Гюнт» Генрика Ибсена. Герой драмы, именем которой она названа - норвежский крестьянин. Фантазёр и искатель,

Пер Гюнт, много лет странствовал по дальним краям и встречал на своём пути сказочных персонажей - горного короля, кобольдов и троллей. И сейчас мы с вами, ребята, послушаем фрагмент сюиты, которая называется «В пещере горного короля». (Слайд 18,19, звучит фрагмент сюиты «В пещере горного короля»).

В 1888 году, когда была написана сюита «Пер Гюнт», Э. Григ и П. И. Чайковский познакомились в Германии, г. Лейпциге. (Слайд 20)

С первой же встречи они подружились. П. И. Чайковский был покорён не только творчеством норвежского мастера, но и его личным обаянием, приветливостью, сердечностью, простотой.

Историческими стали слова П. И. Чайковского, сказанные им вскоре после встречи: «Э. Григ сумел сразу и навсегда завоевать себе русские сердца». Музыка Э. Грига по - прежнему радует и волнует миллионы людей. Нет страны, где не знали бы имени Э. Грига, не любили и не ценили бы его музыку.

Ребята, назовите сказку, к которой П. И. Чайковский написал музыку (Ответы детей)

(Слайд 21, 22 «Щелкунчик»)

Сюжет балета «Щелкунчик» взят из сказки Гофмана. Как и в народных сказках, в Щелкунчике причудливо сплетаются фантастика, действительная жизнь, мир детских игр и впечатлений. (Слайд23)

Ребята, сейчас я предлагаю вам раскрыть свои творческие способности в танцевальной импровизации под музыку «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» (Видеозапись «Вальс цветов», игра «Собери букет»)

Наша беседа подошла к концу. Ребята, что вам особенно понравилось?

(Ответы детей).

Как называются люди, создающие музыкальные произведения?

(Слайд 24,25,26)

(Ответы детей)

Творчество какого композитора больше всего произвело впечатление и чем?

(Ответы детей)

Назовите композитора, написавшего симфоническую сказку «Петя и волк»

(Ответы детей (Слайд 27,28)

Вам понравилась сказка?

(Ответы детей).

Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке –

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

(Ответы детей).(Слайд29,30,31)

Сказка – это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужна фантазия и воображение.

Таким образом, сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку.

Спасибо за внимание! (Слайд 32)

Публикации по теме:

Беседа с детьми группы общеразвивающей направленности детей от 6–до 7 лет «Моя малая Родина» Программные задачи: 1. Продолжать детей знакомить с малой родиной (п. Прямица) 2. Обогощать знания детей о поселке (его достопримечательностями,.

Конспект НОД по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей 4–5 лет «Знакомство с профессией» 1. Введение в игровую ситуацию: 1. (Дети проходят в зал, здороваются) Ребята, скажите мне, пожалуйста, люди каких профессий работают в нашем.

Конспект НОД в группе общеразвивающей направленности детей от 2–3 лет «Овечки» Программные задачи: 1. Знакомство с новым материалом - ватой, 2. Воспитывать у детей интерес к аппликации, 3. Воспитывать отзывчивость.

Конспект СОД педагога с детьми средней группы общеразвивающей направленности на тему: «Волшебный фантик» по ФГОС Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы общеразвивающей направленности на тему: «Волшебный фантик».

НОД по рисованию для детей старшей группы «Сказка в музыке и живописи» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 18 «Мишутка» города Дубны Московской.

Примерный план работы на неделю, посвящённую Дню матери в группе детей общеразвивающей направленности 3–4 лет Дата, дни недели Виды мероприятий Цель 24.11. понедельник История праздника. НОД «Что за праздник «День Матери» Познакомить детей с праздником.

Проект в группе общеразвивающей направленности для детей 5–6 лет «Знакомимся с творчеством Виталия Бианки» «Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко открытые на мир глаза, непосредственность. Горячую отзывчивость на все. Мечту. И.

Сценарий праздника к 8 Марта «Маму любят все» в группе общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет Звучит музыка, дети входят в зал. Ведущая. Посмотрите за окошко, Стало там теплей немножко. Главный праздник наступает, Солнышко его встречает.

Сценарий развлечения «Веселая ярмарка» в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет Сценарий праздника «Веселая ярмарка» Зал оформлен в виде прилавков с разными видами прикладного искусства: дымковские, каргопольские игрушки,.

Сценарий Весеннего развлечения в средней группе общеразвивающей направленности «Весела была беседа» Сценарий Весеннего развлечения в средней группе общеразвивающей направленности «ВЕСЕЛА БЫЛА БЕСЕДА» : В углу стоит домик, заборчик, девочки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа-концерт «Сказка в музыке» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 14:49
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД