Лучший педагог года

Беседа логопеда с родителями «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция»

Екатерина Федякова
Беседа логопеда с родителями «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция»

Беседа логопеда с родителями.

Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция.

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочисленны: перинатальное поражение центральной нервной системы, мозговая дисфункция, различные внутриутробные инфекции, гипоксия плода, хронические заболевания матери; натальные, т. е. возникшие в процессе родов, осложнения, в числе которых асфиксия (обвитие плода пуповиной, узость таза роженицы, кесарево сечение, преждевременное отхождение вод, затяжные или стремитеьные роды. Целый ряд причин возникает и в постнатальном периоде — заболевания ребенка, травмы и пр. К сожалению, в специализированное дошкольное детское учреждение дети с речевыми нарушениями попадают только перед школой, в лучшем случае после пяти лет, и самый значимый для развития ребенка возраст — до трех-пяти лет — оказывается упущенным.

Публикация «Беседа логопеда с родителями „Нарушения речи, Причины и ранняя коррекция“» размещена в разделах

В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы мама и наблюдающий врач своевременно, с первых дней жизни ребенка, выявили предрасполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению.

Как можно раньше необходимо выделять детей группы риска по патологии речи, и вот на что надо обращать особое внимание:

1. Если у новорожденного крик слабый, монотонный, немодулированный, это настораживающий признак для прогноза речевого развития, и надо обратиться за консультацией к неврологу (в норме крик новорожденного должен быть громким, модулированным).

2. Другой настораживающий фактор — ранний отказ ребенка от грудного вскармливания. Возможно, у младенца ослаблены мышцы, принимающие активное участие в сосательном акте (одно- или двусторонний порез губ).

3. Если в состоянии покоя рот ребенка постоянно открыт, это может свидетельствовать о слабости круговой мышцы рта (парез лицевого нерва, жевательной мускулатуры, мышц, удерживающих нижнюю челюсть (парез тройничного нерва).

4. Парез языкоглоточного нерва может придать голосу ребенка назальный оттенок — незначительную гнусавость.

Все вышеперечисленные признаки, замеченные у детей грудного возраста, свидетельствуют о перинатальном поражении центральной нервной системы; впоследствии эти нарушения, как правило, приводят к патологии речевого развития.

Родителям также необходимо обращать внимание на отставание ребенка в физическом развитии, плохой аппетит, бледность и сухость кожи, спастичность мышц.

Родителя должны уделять как можно больше времени общению с ребенком — играм, массажу, различным упражнениям. Особенно важно на первом году жизни развитие мелкой моторики рук. Развивая ее, мы тем самым готовим почву и для развития артикуляционных движенпй. Вот потому-то так полезно играть с малышами во всевозможные традиционные «пальчиковые» игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т. д.

Помимо игр, развивающих мелкую моторику рук, хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно тщательно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую сторону (по 10 раз).

Общаясь с ребенком в доречевой период, важно отмечать, узнает ли малыш близких по голосу, поворачивает ли голову на зов, следит ли за губами говорящего, пытается ли подражать ему, - все это способствует речевому развитию.

Задержка гуления, его неинтонированность, запаздывание фазы лепета (в норме она появляется к четырем-пяти месяцам) и необращенность лепета к взрослому является симптомом речевых нарушений и, как правило, связаны с нарушениями в центральной нервной системе. Родители, заметив это, сразу должны обратиться к неврологу. Необходимо выявить патологию как можно раньше, уточнить диагноз, провести профилактическую и коррекционную работу, не откладывать начало комплексного медико-педагогического воздействия. Если лечение не было начато вовремя (в доречевой период, по мере роста ребенка в диагностике патологии все большее значение начинают приобретать речевые симптомы, стойкие дефекты произношения: речь такого ребенка неразборчивая («каша во рту»).

Позднее развитие речи должно насторожить родителей. Нельзя ждать, пока ребенок «выговорится». Важно не упустить значимый для полноценного развития (сензитивный) период — возраст до трех-пяти лет. Только ранняя диагностика и своевременная коррекция — педагогическая и медикаментозная — помогут достичь успехов и компенсировать речевую патологию.

Для детей с речевыми проблемами характерно нарушение общей и мелкой моторики, нарушение поведения в виде гипермоторности, что обусловлено слабостью нервной системы. При отсутствии своевременной помощи у большинства детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическими развитием личности. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у большинства детей отмечаются повышенная истощаемость, дефицит внимания, снижение памяти и работоспособности.

При комплексном подходе к коррекционной работе включаются компенсаторные возможности нервной системы и она приобретает ряд свойств, которые в той или иной мере восполняют ослабленные, нарушенные или утраченные функции. Однако пластичность нервной системы ребенка не беспредельна и с возрастом значительно снижается, поэтому работа по диагностике, коррекции и формированию речи должна начинаться с раннего возраста.

Рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми проблемами.

Общие рекомендации:

1. Покажите ребенка детскому психиатру, невропатологу, учителю-логопеду.

2. Систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание.

3. Занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме.

4. Соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий.

5. Постепенно усложняйте требования к речи ребенка.

6. Вводите поставленные звуки и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля.

7. Учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли.

8. Воспитывайте усидчивость, самостоятельность.

9. Помните, сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе.

10. Не фиксируйте внимание ребенка на том, что у него не получается, лучше подбодрите его.

11. Родителям, имеющим дефекты произношения, полезно заниматься вместе с ребенком.

12. Запаситесь терпением, не ждите быстрых результатов и обязательно доведите курс коррекции произношения у ребенка до конца.

13. Верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.

14. Помните, что по мере взросления привычка говорить неправильно у ребенка закрепляется и хуже поддается коррекции.

Публикации по теме:

Раннее выявление и коррекция нарушений речи Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Для оказания эффективной логопедической.

Консультация для логопедов «Причины нарушения речи» ТЕМА: Причины речевых нарушений. Свою работу я начала с определения понятий. РЕЧЬ — исторически сложившаяся в процессе деятельности людей.

Консультация для родителей на тему «Причины нарушений речи у детей дошкольного возраста» Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста. До недавнего времени неправильности звукопроизношения у детей до 5-6 лет рассматривались.

Коррекция речи: совместная работа учителя — логопеда и инструктора по физической культуреКоррекция речи: совместная работа учителя — логопеда и инструктора по физической культуре Коррекция речи: совместная работа учителя - логопеда и инструктора по физической культуре. Основными направлениями деятельности Муниципального.

Многофункциональное дидактическое пособие в коррекции нарушения речи «В родном краю»Многофункциональное дидактическое пособие в коррекции нарушения речи «В родном краю» Цель: Развитие мелкой моторики, автоматизация отдельных звуков, развитие связной и диалогической речи, развитие сенсорного и пространственного.

НОД по развитию речи «Кто в теремочке живет» ранняя группа Программное содержание. 1. Развивать способность длительному, медленному выдоху воздуха через рот. 2. Продолжать учить произносить слова отчетливо,.

План-конспект по развитию речи «Ранняя весна» Цель: создание условий для формирования целостного представления о ранней весне, ее многообразии. Задачи: Логопедические (неречевые): -воспитание.

Развитие речи и признаки её нарушения Первые три года жизни ребенка для речетворчества являются критическим периодом развития. К этому времени в основном заканчивается анатомическое.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Ранняя весна» (с использованием схем …) Цель: закрепить представления о ранней весне в природе, пополнение уточнения и активизация словарного запаса; обучение составлению предложений.

Веселая беседа о кабинете логопедаВеселая беседа о кабинете логопеда Любим мы сюда ходить, Буквы разные учить. Язычок тренировать, С пальчиками поиграть. Кабинет логопеда - особое место для занятий с маленькими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа логопеда с родителями «Нарушения речи. Причины и ранняя коррекция»
Опубликовано: 21 августа 2015 в 15:43
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД