Беседа на тему «Природа мордовского края»

Любовь Долганина
Беседа на тему «Природа мордовского края»

ЦЕЛЬ Формировать у детей представление о том, как люди заботятся о природе, создают заповедники. Закрепить знания детей о родном крае, развивать познавательный интерес к природе родного края. Расширять представление детей о птицах, животных, и растениях Мордовского края. Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к окружающей природе.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций: о природе родного края. Чтение мордовских сказок. Заучивание стихотворений мордовских поэтов о родном крае. Разучивание мордовских игр. Беседа о животных и растениях, занесенных в красную книгу Мордовии.

Образовательные области. Познавательное развитие. Социально – коммуникативная. Речевое развитие.

Ход беседы.

Воспитатель:

На карте всесоюзного значения

Невелика Мордовия моя.

Но вся она в порыве вдохновения

Как милы сердцу светлые края.

Куда не бросишь взгляд, повсюду прахи

Взметнули свои стрелы в небеса

Гул тракторов в полях рокочет непрестанно,

И всюду трудового героизма чудеса!

Игра «Ответь на вопрос и передай флажок».

- Ребята, а вы знаете, как называется наша республика?

- Кто является главой республики Мордовия?

- Какой город является столицей Мордовии?

- Какие города Мордовии вы знаете?

- Какие большие реки протекают в Мордовии?

Воспитатель: В народе есть такая загадка: «Никого не родила, а все матушкой зовут». Правильно - это Земля. Наша земля - это реки, леса, моря, люди, животные. Земля – это наш общий большой дом, в котором человек - хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

Воспитатель: Люди очень много используют природу: рубят леса, потому что нужна древесина; заводы и фабрики расходуют много чистой воды и спускают в реки ядовитые отходы производства; предприятия, автомашины, самолеты очень загрязняют воздух дымом и выхлопными газами. Это плохо отражается на условиях жизни человека, а также растений и животных, которые живут и произрастают в лесах, реках нашего края. Из-за этого страдает здоровье людей, а многие животные и растения гибнут. Поэтому люди уже давно решили, что необходимы специальные территории, природные зоны, на которых запрещается строительство дорог, домов, заводов, куда не следует пускать человека для отдыха, сбора грибов и ягод. Такие территории есть в разных местах нашей страны. Они называются ЗАПОВЕДНИКАМИ. У нас в республике тоже есть заповедник имени П. Г. Смидовича, он находится в Темниковском районе и природный заказник «Смольный» в Ичалковском. В темниковском заповеднике живет зубр. Это очень большое животное. В заповеднике живут и много других животных – это лоси, пятнистые олени, кабаны, медведи, бобры, лисы, зайцы, рыси, белки, волки и другие мелкие зверьки. В задачу заповедника входит сохранение исчезающих растений и животных.

Берегите эти воды, эти земли,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

На территории заповедника нашего края растут березы, дубы, липы, осины и много хвойных деревьев. Самые старые деревья в Мордовии – дубы. По берегам рек Суры и Мокши растут дубы, возраст которым 200- 300 лет. А самым высоким деревом у нас считается сосна. Некоторые сосны достигают 35- 40 сметров. Это как 20- этажный дом. Сосны растут в основном в заповедных местах республики.

Чтобы сохранить красу родной Земли,

Чтобы сберечь растенья и цветы,

Все исчезающие виды

В книгу Красную сейчас занесены.

Там сон-трава и медуница,

Прекрасная кувшинка, горицвет,

Венерин башмачок и ландыш,

Весны чудесной вестник-первоцвет.

Красная книга - книга тревоги.

Знай, все растения в ней - недотроги.

Рвать не нужно их, друзья!

Охраняйте их всегда!

Жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Главное в лесу - деревья, они создают тень, под ними растут кустарники, травы, ягоды и грибы. В лесу на земле и на деревьях живет множество животных - там они находят пищу, могут прятаться, строить гнезда и убежища. Во все времена люди жили среди природы и считали её живой. В сказках все персонажи: золотая рыбка, река - кисельные берега, яблоня и другие разговаривают с героями на человеческом языке и помогают им. По-особому, с любовью относились наши предки к деревьям.

Вот послушайте и отгадайте загадки:

Стоят в поле сестрички. Платья – белены, Шапочки – зелены.

Дети: береза.

Воспитатель: Какое дерево дает ароматный сладкий сок?

- Что вы можете рассказать о березе?

Я из крошки – бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

Дети: дуб.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о дубе?

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью надела красные кораллы.

Дети: рябина.

Воспитатель: Расскажите о рябине.

-Какие деревья ещё растут в нашем крае?

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали

Это – деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки согнули назад.

Воспитатель: Отгадайте загадки:

Загадки про птиц:

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит - и легче!

(дятел)

Длиннохвостая она,

Со спины черным - черна.

Брюхо белое по плечи,

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит - в миг

Поднимает стрекот-крик.

(сорока)

Воспитатель: - А каких птиц вы знаете?

- Какую пользу приносят птицы?

- Каких перелетных птиц вы знаете?

«Хорошо в гостях, а дома лучше» - гласит русская пословица, это понимают и птицы, которые каждую весну возвращаются в родные края.

Жура –жура - журавель, облетел он сто земель.

Мы спросили журавля: «Где же лучшая земля?»

Он ответил, пролетая: «Лучше нет родного края

Воспитатель: Земля - родной дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. А если нам вдруг кто-то лишним покажется, то это, конечно, ошибкой окажется.

Ребенок: Все - все, все на свете нужны!

И кошки не меньше нужны, чем слоны.

Нужны все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мёд и кто делает яд.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников: злых и свирепых.

Плохие дела у кошки без мышки,

У мышки без кошки не лучше делишки.

Все- все, на свете нужны!

И это все люди запомнить должны!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Мы с вами сегодня очень много говорили о нашем родном крае. Давайте немного поиграем, и узнаем, как вы знаете свой родной мордовский край.

Д/и «Кто живет в наших лесах?»

Дети на столе создают картину леса и дополняют её по мере высказывания детей.

Воспитатель: Лес - это сообщество разных растений и животных. Ребята, что растет в наших лесах?

-Кто в нем живет?

-В лесу все нужны друг другу. Как, вы думаете, кому нужны деревья? Зачем?

-А чем питаются животные? Кто на кого нападает?

-А что еще есть в наших лесах, кроме зверей и птиц?

-Какие ягоды растут в наших лесах? Грибы?

-А все ли грибы можно собирать?

-Какие редкие животные нашего края в целях их сохранения занесены в красную книгу? (зубр, летучая мышь, выхухоль, черный аист, беркут)

-Какие растения занесены в Красную книгу? (ландыши, лилия, рогульник)

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа:

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Публикации по теме:

Беседа «Сохраним природу мордовского края» .

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Природа родного края» Дидактическая настольная игра «Природа родного края» для детей старшего дошкольного возраста. ЦЕЛЬ ИГРЫ: уточнить и обобщить знания детей.

Игра-путешествие «Живая природа родного края» Цель: Закрепление знаний о живой природе: растениях, насекомых, животных, птицах Приморского края. Развитие наблюдательности, внимания,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Природа родного края» с детьми подготовительной группы Конспект непосредственно образовательной деятельности. «Природа родного края» с детьми подготовительной группы. Архипова Любовь Александровна.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Природа родного края» Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (Интеграция о. о. "Познавательное.

Конспект НОД по экологическому воспитанию «Природа родного края» (подготовительная группа)Конспект НОД по экологическому воспитанию «Природа родного края» (подготовительная группа) Цель. Расширять представления о природе родного края, о климатических условиях, о растениях и животных, имеющихсяна территории Мордовии.

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы «Природа родного края» Задачи: - систематизировать знания детей о природе родного края, о ее животном и растительном мире; - углублять и обобщать представления.

Мастер-класс «Природа родного края» Славкина Н. М., воспитатель Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше.

Открытый просмотр на город «Планета-Земля. Природа родного края» Стук в дверь. Входит Шапокляк с глобусом в руках и вертит его и говорит: Смотрите, дети какой у меня цветной мяч, давайте играть в футбол.

Проект на тему «Путешествие в мир природы Мордовского края». ПРОЕКТ В «МБДОУ ТЕНЬГУШЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2»[/b] ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРИРОДЫ МОРДОВСКОГО КРАЯ». Автор: воспитатель первой квалификационной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Дом, предметы быта
Автор публикации:
Беседа на тему «Природа мордовского края»
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 23:06
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о спортивном празднике «Зимние забавы»
Начинаем зимний праздник! Будут игры, будет смех, И весёлые забавы Приготовлены для всех. Именно зимой проходят самые волшебные праздники, происходят...
Конспект зимней прогулки в форме квеста «В поисках вещей снеговика» в старшей группе
Цель: Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры, формирование самостоятельности и инициативы в различных видах...
Обобщение опыта работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через...
Цель моего опыта работы: воспитание гуманной , духовно -нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Задачи: -...
Аппликация с детьми из бумаги «Поросёнок»
Скоро- скоро Новый год! Кто же в гости к нам придёт? Кто удачу принесёт? И почётный трон займёт? Свинку мы на праздник ждём, Чтобы счастьем каждый...
Фотоотчет о конкурсе «Добрый Дедушка Мороз» в подготовительной группе
«Капелька» МАОУ СОШ №1 г. Тобольск Конкурс «Добрый Дедушка Мороз» провели в подготовительной группе «Капелька». ________________________________________...