Беседа о творчестве В. М. Васнецова. Рассматривание картины «Алёнушка»

ирина васильева
Беседа о творчестве В. М. Васнецова. Рассматривание картины «Алёнушка»

Беседа о творчестве В. М. Васнецова.

Рассматривание картины «Алёнушка».

Старшая группа.

Задачи: -Познакомить детей с творчеством русского художника Виктора Михайловича Васнецова.

-Учить детей понимать содержание картины, то, о чем рассказывал художник в своём произведении.

- Учить замечать выразительные средства, использованные художником (мимика, поза, жесты героини)

- Формировать у детей эмоционально положительное отношение к содержанию произведения. Учить детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи.

Учить выражать свое отношение к произведению искусства. Воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Материал: Видео «Третьяковская галерея», презентация «Картины В. Васнецова», портрет Васнецова, репродукция картины «Аленушка», фонограмма «Лунная соната», «Алегретто» Л. Бетховена,коробочка с сердечками.

Предшествующая работа: д/и «Эмоции», рассматривание иллюстраций разных художников –иллюстраторов.

Ход занятия:

-Как называется страна в которой мы живем? (Россия)

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О мастерах и мастерицах

Слава на весь мир идет!

Когда человека называют мастером? (Ответы: когда человек лучше всех делает свое дело, выполняет работу)

Работу мастеров очень ценят, берегут. Люди говорят: «Каков мастер-такова и работа» Работа художника это (картина, работа композитора… (музыка, работа скульптора… (скульптура, работа строителя… (постройка, здание).

Работы настоящих мастеров называют произведениями искусства.

Я предлагаю отправиться в путешествие, туда где собраны произведения искусства-работы некоторых мастеров (художников, скульпторов).

Видео «Третьяковская галерея»

-Я бы хотела рассказать вам о Викторе Михайловиче Васнецове, замечательном художнике, картины которого знают во всем мире

(внести портрет)

Жил он сто лет назад в Кировской области в маленьком селе Рябово в деревянном доме. Семья Виктора Михайловича была большая: с ним жили мама, папа, бабушка, дедушка и пять братьев. По вечерам бабушка зажигала лучину, ведь электричества тогда не было, и рассказывала внучатам сказки про ковёр - самолёт, про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку, про бабу Ягу - костяную ногу, про царевну – Лебедь. Маленький Витя слушал внимательно бабушку и рисовал сказочных героев. А когда он вырос, поступил в Художественную академию, научился рисовать и портреты, и пейзажи, и натюрморты, но больше всего ему по-прежнему нравилось рисовать сказки, поэтому сказочных картин у Васнецова очень много.

- презентация «Картины Васнецова» («Богатыри», «Царевна-лягушка», «Ковер самолет», «Витязь на распутье»)

Заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.

Об одной картине Виктора Михайловича Васнецова я хочу рассказать вам подробно.

Внести репродукцию картины (закрытая)

Однажды увидел Виктор Михайлович Васнецов в своём селе бедную девушку-сиротку, она была бедно одета, босая.

- Что значит- сиротка?

У девушки были очень грустные глаза. Виктор Васнецов пригласил девушку в дом, накормил, но глаза её всё равно оставались грустными. Она не знала где ее родные и очень скучала по маме. Её глаза так запомнились Виктору Михайловичу, что в своей картине «Алёнушка» он нарисовал Алёнушке именно такие глаза.

- Вы хотите увидеть картину? (открываю)

• Как вы думаете к какой сказке написал эту картину Виктор Михайлович?

• Вы сразу увидели Аленушку? Почему? (Да, художник нарисовал ее в центре.) Девушка привлекает взгляды своей простой красотой.

• Где в картине художник изобразил девочку? Ответы детей (В лесу у реки, пруда, на полянке и т. д.).

• Как вы думаете, почему девочка пришла в лес? Зачем? Ответы детей

Рассмотрите внимательно и расскажите, какой изображена Алёнушка? Ответы детей (грустная, печальная, обиженная, заплаканная)

- Ребята, послушайте два музыкальных произведения и подберите подходящее к «Алёнушке».

Дети высказывают своё мнение, какая и почему мелодия подходит.

• Посмотрите на Аленушку, как она выглядит? (волосы растрепаны). Простоволосая.

• Как одета Алёнушка? Ответы детей (не тепло, легко, по - летнему, сарафан, юбка, кофта)

• Обратите внимание на ноги девочки-сиротки, какие они? Ответы детей (босые, необутые и т. д. грязные). Уточнение воспитателя:(босые, усталые, обитые о дорожные камни пальцы)

• Как вы думаете, почему девочка босая? Ответы (нет обуви, не купили)

Упр. «Пройди по лесной тропинке» (дорожка с камушками, веточками и листьями)

• Что вы почувствовали, когда шли по камням, веткам?

- Уставшая Аленушка в сиротливой позе сидит на большом камне, грустно облокотившись на колено, наклонив голову у мрачного пруда, в дремучем лесу. Она одета в русском темно-сером обветшалом сарафане, босая.

• Как художник передал настроение Алёнушки? (по выражению лица)

• Какие краски помогли ему в этом? (темные)

Задумчиво смотрит Алёнушка в тёмные воды омута. Дополнение воспитателя: (омут-глубокая яма на дне пруда,реки). Поникла её голова, свешиваются спутанные волосы, печально сложены на коленях руки. В ее глазах отражается грусть и печаль

Природа словно сочувствует Алёнушке и тоскует вместе с ней.

Физкультминутка.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополя затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Возвращаемся к репродукции картины.

• Что можно сказать о солнце? (Солнце прячется за тучами. Оно уже не греет, только светит немного за лесом).

• О небе? (Небо на картине хмурое, пасмурное, серое).

• Ветер? (Ветра нет, листочки не колышутся и вода не движется).

• Дождь? (Дождя нет, но как будто он хочет начаться, небо в тучах. Осенью часто идут дожди).

• Трава? (Трава желтая и сухая. Весь пруд зарос травой).

• Деревья какие? (Деревья роняют листья. Идет листопад. Листья на березе желтые, в воду облетают).

А какое настроение в лесу? (как-то грустно, все желтое, тихо). Девочку окружает лесная непроходимая чаща. Чтобы подчеркнуть тяжелое положение Аленушки, автор нарисовал лес темными красками. Вода в лесном пруду тоже кажется темнотой, мрачной.

Посмотрите на ёлочки- они дрожат. Им очень жаль бедную девочку-сиротку. А стройные осинки, они вовсе стоят рядом с Алёнушкой и осыпают девочку золотом своих листьев, как бы шепчут ей “Не плачь, не горюй”

-Кажется, что на картине девочка совсем одна. Но это не так. Сочувствуют ей не только осинки, но и… Кто сидит на веточке? (Ответы детей.)

• Вы хотели бы побывать в этом лесу? давайте закроем глаза и перенесемся мысленно к Аленушке.

Метод эмпатии. «Попадаем в лес».

Звучит музыка (Л. Бетховен. «Лунная соната»)

• Что вы услышали, когда были в лесу? Что почувствовали сидя рядом с Аленушкой? (ответы детей)

• Мне хочется, как то помочь этой девушке, согреть ее добрыми словами. Вы мне поможете?

“Окружи добротой” (назвать доброе слово и наклеить сердечко на рамку картины)

У вас на столах лежат сердечки. Подарите Алёнушке сердце и добрые слова!

Спасибо вам. Вы такие слова хорошие сказали Алёнушке. Я думаю, у неё все будет хорошо!

Понравилось вам рассматривать картину?

Я получила большое удовольствие от ваших ответов. Я почувствовала, что и вас затронула эта картина.

Как она называется? Дети: «Алёнушка»

Кто написал её? Дети: В. М. Васнецов

Вот такой замечательный русский художник был Виктор Михайлович Васнецов. Он уже умер, а его замечательные сказочные картины до сих пор любят рассматривать люди со всего мира.

Прикреплённые файлы:

prezentacija-microsoft-powerpoint_961im.pptx | 4196,38 Кб | Скачан: 116
 
Публикации по теме:

Конспект НОД «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» образовательная.

Конспект НОД по развитию речи «Рассматривание картины «Ежи» Конспект НОД «Рассматривание картины «Ежи». Цель: учить детей рассматривать картину. Задачи: уточнить представление детей о ежах. Учить.

Конспект по нравственному воспитанию. Рассматривание картины «Мамины помощницы» Программные задачи: Учить детей целенаправленному рассматриванию картины; ввести в словарь детей существительные, обозначающие предметы.

Конспект занятия «Беседа о творчестве И. И. Левитана» Конспект интегрированного занятия «Беседа о творчестве И. И. Левитана» (подготовительная группа) Программное содержание: - развивать у детей.

Конспект познавательного занятия в средней группе. Рассматривание картины «Улица города» Предоставляю вашему вниманию конспект занятия в старшей группе по теме "Улица города". Думаю будет полезен воспитателям детских садов. Задачи:.

Мероприятие по музыкальной деятельности с элементами ИЗО «Картины в творчестве П. И. Чайковского» (Возраст 6–7 лет) Мероприятие для детей подготовительной группы по музыкальной деятельности с элементами ИЗО «Музыкальные картины в творчестве П. И. Чайковского».

Конспект занятия по развитию речи. Рассматривание картины «В уголке природы» Цели: Обеспечить целостное восприятие картины. Учить повторять рассказ по картине вслед за педагогом. Формировать представления у детей.

Беседа с детьми с рассматриванием картины Васнецова «Три богатыря» по плану мероприятий, посвящённых 70-летию ВОвБеседа с детьми с рассматриванием картины Васнецова «Три богатыря» по плану мероприятий, посвящённых 70-летию ВОв План конспект «Беседа с детьми с рассматриванием картины Васнецова «Три богатыря» по плану мероприятий посвящённых 70-летию ВОВ. Тема: картина.

Рассматривание картины «Моя семья» Цели: образовательные: обучать навыку рассматривания картины, уточнить, систематизировать знания о семье, познакомить с ролевыми отношениями.

Рассматривание сюжетной картины «Коза с козлятами» Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет» Тип занятия: интегрированное. Вид занятия: речевое развитие Тема: Рассматривание сюжетной картины «Коза с козлятами». Дидактическая игра.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Беседа о творчестве В. М. Васнецова. Рассматривание картины «Алёнушка»
Опубликовано: 28 марта 2016 в 19:39
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Предметно-пространственная среда для детей младшего дошкольного возраста «Мы ждали вас»
И снова: "Здравствуйте! ". Рада приветствовать гостей блога, новых друзей! Выпускники превратились в школьников, а к нам с опаской приходят малыши. Мы...
Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе...
Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования в подготовительной группе «Зимушка – зима» Елена Долгих Цель: 1. Закрепить знания детей о времени года –...
Фотоотчет «Экскурсия в районную детскую библиотеку»
Фотоочет «Экскурсия в библиотеку» с детьми подготовительной группы. Цели: : Познакомить дошкольников подготовительной группы детского сада с районной...
Фотоотчет «Акция «Научи ребенка ПДД»
С приходом летних каникул возрастает ответственность за безопасность детей вблизи дорог. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и...
Развлечение «Добрый доктор Айболит снова в гости к нам спешит» с детьми...
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - расширять представления детей о рациональном питании - формировать...