Получи документы

Беседа с детьми старшей группы ко Дню славянской письменности и культуры

Бобылева Анна Александровна
Беседа с детьми старшей группы ко Дню славянской письменности и культуры

Цель: воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за страну, в которой мы живём, уважение к народным традициям.

Задачи:

формировать интерес и уважение к родной культуре, показать её взаимосвязь со славянской культурой;

познакомить детей с историей создания славянского алфавита и его основоположниками – братьями Кириллом и Мефодием;

обратить внимание детей на значимость названий каждой буквы кириллицы;

Публикация «Беседа с детьми старшей группы ко Дню славянской письменности и культуры» размещена в разделах

формировать у детей представления о сходстве и различии современной азбуки и кириллицы;

Ход беседы

Сегодня 24 мая все славянские страны, в том числе и Россия, отмечают праздник – День славянской письменности и культуры.

Письменность – одно из важнейших изобретений человечества. Ведь именно благодаря ей люди могут передавать знания из поколения в поколение, делится друг с другом новостями и другой информацией, записывать сведения о происходящих событиях для своих потомков.

Если бы не было письменности, многие полезные знания и умения распространялись бы гораздо медленнее, а некоторые, если их не записать, просто забывались, и их приходилось бы открывать заново.

Из сегодняшней беседы мы узнаем, кто создал письменность для наших предков – славян, чтобы мы могли читать сказки, интересные рассказы, стихи, писать письма и сообщения друг другу.

- Как называется наша страна? (Россия)

А много лет назад Россия называлась – Русь, и населяли ее славяне, наши далекие предки, которые жили много-много лет тому назад.

Умели они землю пахать, да траву косить, умели дома строить, холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты наши предки не знали. Не умели читать и писать.

- А зачем человеку читать и писать?

(Можно общаться друг с другом на расстоянии – написать письмо, узнать что-то новое из книг, газет, журналов, передавать информацию)

- Как вы думаете, хотелось ли нашим предкам, чтобы у них появилась письменность, и они обучились грамоте? (Да)

Прежде чем люди изобрели письменность, они пытались передавать информацию с помощью рисунков. Подобные «письма» сохранились в некоторых пещерах, где жили первобытные люди. Для сообщения о каких-то простых вещах и событиях картинки подходили неплохо. Например, каждый поймёт, что человечки с палками вокруг зверя — это изображение охоты. Но более сложную информацию рисунками передать очень трудно.

Позже, люди стали заменять рисунки символами. Эти символы были очень простыми, и выглядели, как несколько штрихов или клиньев.

- Легко ли было написать что-то на скалах, камнях? (трудно, долго, доставлять тяжело)

Поэтому люди стали писать на том материале, который легче найти и изготовить. С помощью острой палочки на мягкой глине выдавливались рисунки, знаки, а потом готовые таблички высушивались на солнце, чтобы они затвердели. Если собрать несколько табличек вместе получалась глиняная книга.

В Древнем Римме и Древней Греции, писали на дощечках, покрытых воском с помощью острой палочки – стилоса, или стиля. Если надпись была больше не нужна, ее стирали тупым концом стилоса, и на воске можно было делать новую надпись.

На Руси в качестве материала для письма использовалась береста. Береста - это наружная часть березовой коры, из которой вырезали пластины небольшого размера. На них с помощью «писала» выцарапывали буквы. Такие письма на кусочках берестяной коры назывались берестяными грамотами.

- Как вы думаете, береста надежный хранитель текста?

Древесная кора очень хорошо горит и в случае пожара вспыхнет в первую очередь. И к тому же она ломается и трескается. Поэтому на бересте писали хозяйственные или деловые записи. Книги и важные документы такому непрочному материалу не доверяли, и писали их на пергаменте. Пергамент – материал, похожий на бумагу из обработанных шкур животных.

Шло время, на смену глине, восковым дощечкам, бересте пришла бумага и гусиные перья

Вернемся к нашим предкам.

- Вспомните, как называли они себя? (Славяне)

- Что не умели делать славяне, но очень хотели научиться?

В те времена жили в далекой Византии 2 брата. Добрые, послушные, которые очень любили учиться и звали их Кирилл и Мефодий. Когда они выросли, стали учить людей как жить на белом свете, творить добро. Они знали много языков, ходили по свету, рассказывали людям на их языках о Боге, Библии. Люди, видя их усердие, попросили Кирилла и Мефодия придумать, как записывать слова с помощью букв для славян у которых не было ни одной книги.

Буквы должны быть простыми и красивыми, чтобы рука писала легко – сразу подумали братья. Много трудились братья Кирилл и Мефодий и, наконец, придумали славянскую азбуку.

До сих пор весь славянский народ (болгары, украинца, белорусы, россияне) благодарен Кириллу и Мефодию – учителям славянским за их труд. В знак благодарности мы чествуем Кирилла и Мефодия 24 мая в день славянской письменности и культуры.

Давайте посмотрим, как выглядела 1 азбука. Называлась она глаголица. Ее название происходит от слова «глагол» - глаголить, говорить, что означает «речь».

- Похожа ли эта азбука на наш русский алфавит?

Позже была создана кириллица. Свое название она получила в честь ее создателя – Кирилла.

- А эта азбука похожа на наш русский алфавит?

Именно эта азбука стала основой для нашего русского алфавита.

В славянской азбуке каждая буква имеет название, у которого есть свое значение.

- Что это за буква? (А) Да, мы знаем ее как А, а в кириллице она звучит, как АЗ. Б – звучит как БУКИ. В – ВЕДИ. Если взять первые две буквы кириллицы, что получится? АЗБУКА

Слово АЗ по-славянски означает «Я»

БУКИ – «БУКВА», ВЕДИ – «ЗНАТЬ».

Я БУКВЫ ЗНАЮ! Повторяя названия первых трех букв, славяне как бы говорили «Я знаю буквы».

Д – ДОБРО, З – ЗЕМЛЯ, Е – ЕСТЬ,Ж – ЖИВЕТЕ.

Названия букв напоминали людям о таких словах, как добро, люди, слово, покой. Вся кириллица – это добрые буквы, добрые слова, так как соданы они были Кириллом и Мефодием с добром, светом и верой.

Наша беседа, посвященная дню славянской письменности и культуры, подходит к концу.

- С каким важным делом связан праздник День славянской письменности и культуры. (С созданием славянской азбуки Кириллом и Мефодием).

Спустя много лет азбука того времени немного изменилась, но она существует по сей день, так как явилась основой для русского алфавита, она была создана с добром, верой благодаря которой мы пишем сейчас и читаем.

(Дети раскрашивают буквы раскраски.)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «День славянской письменности и культуры»Фотоотчет «День славянской письменности и культуры» Все дети очень любознательны и пытаются найти ответ на многие вопросы самостоятельно. Однажды в уголке книги я услышала спор детей " о русских.

Фотоотчет «День славянской письменности и культуры»Фотоотчет «День славянской письменности и культуры» Ежегодно 24 мая в нашей стране отмечается один из важных праздников – День славянской письменности и культуры. Праздник пришел к нам из.

Сценарий праздника «День славянской письменности и культуры» в начальных классах (Звучит музыка “Седе Адам”. Валаамский распев) (Слайд 1) Возникновению славянской письменности исполняется 1153 года. В 863 году, согласно.

Познавательная игра ко Дню славянской письменности и культуры «От знаков к буквам, а потом и к наукам»Познавательная игра ко Дню славянской письменности и культуры «От знаков к буквам, а потом и к наукам» Цели: Познакомить с историей создания славянской азбуки, её основоположниками, формировать умения применять полученные знания.

День славянской письменности и культуры в подготовительной группеДень славянской письменности и культуры в подготовительной группе Завтра, 24 мая в России будут отмечать День славянской письменности и культуры. Этот праздник принято проводить не только у нас, но и.

Фоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть перваяФоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть первая Все Славяне с давних пор Вели древний разговор, Говорить кому и как, И как правильно писать. А Мефодий и Кирилл Азбуку нам подарил, Чтоб.

Фоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть третьяФоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть третья В этой публикации я расскажу о третьей, заключительной, не менее интересной части праздника «День славянской письменности и культуры».

Фоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть втораяФоторепортаж «День славянской письменности и культуры». Часть вторая 24 мая в России ежегодно празднуется день св. Кирилла и Мефодия, день славянской письменности как государственный праздник. День славянской.

Конспект тематического занятия «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект тематического занятия «День славянской письменности и культуры» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с историей возникновения русской азбуки и Дня славянской письменности и культуры. Задачи: - прививать и воспитывать.

Праздник для школ и колледжей «День славянской письменности» Данная публикация рассчитана на широкую школьную аудиторию,а также на учащихся колледжей. Она может использоваться полностью как один сценарий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа с детьми старшей группы ко Дню славянской письменности и культуры
Опубликовано: 8 апреля 2023 в 20:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД