Елена Копылова
Беседа в средней группе «История русской матрешки»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа в средней группе «История русской матрешки»
Цель: знакомство детей с историей русской матрешки.
Задачи:
-создать условия для развития речи детей, внимательности.
-формировать эстетическое отношение и развивать творческие способности детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной, музыкальной)
- учить выделять знакомые детям детали костюма матрешки (сарафан, фартук, платок) и видеть их красоту.
Публикация «Беседа в средней группе „История русской матрешки“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
-закрепить счет до пяти.
Материал: чудесный мешочек, три матрешки, одна из которых с угощением. Иллюстрация первой матрешки.
Ход:
Воспитатель:
Доброе утро, мои ребята, сегодня у меня для вас сюрприз, я попрошу вас угадать, что спрятано у меня в чудесном мешочке, но для начала попрошу вас отгадать загадку:
Она на вид одна, большая,
Но в ней сестра сидит вторая,
А третью — во второй найдёшь.
Их друг за дружкой разбирая,
До самой маленькой дойдёшь.
Внутри их всех — малютка, крошка.
Всё вместе — сувенир … (Матрешка)
Воспитатель: Правильно ребята – это матрешки. А давайте, их внимательно рассмотрим. (воспитатель достает детям матрешку из мешочка).
Давайте посмотрим, как одеты матрешки?
Ответы детей: сарафан, фартук, платок
Воспитатель: А какая это одежда? Носят такие одежды современные девочки, женщины?
Ответы детей: нет, в такой одежде ходили женщины давно, в прошлом.
Воспитатель: Дети, а посмотрите на матрешек, какие они?Опишите их.
Ответы детей. (поощрять ответы детей, учить в своих ответах использовать прилагательные)
Воспитатель: Очень хорошо, красивые слова подобрали для описания матрешек, думаю им приятно. И еще хорошо, что вы понимаете из какого материала сделана игрушка (из дерева).
А сейчас я предлагаю вам послушать стихотворение Громовой Л.
Подарили Маше
Матрешку – нету краше!
Вся такая ладная:
Яркая, нарядная!
Интересно с ней играть,
Можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко,
Там внутри — ещё матрешка!
Только чуть поменьше ростом,
В остальном — двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – все в одной
Могут спрятаться порой.
Воспитатель:
Наша русская матрешка настоящая красавица, а если вы ребята внимательно слушали, то в стихотворении было сказано, чем матрешки отличаются от других игрушек? Есть ли у нее секретик?
Ребята, как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я попрошу вас посмотреть, сколько сестричек спряталось в ваших матрешках? Но для этого нужно сказать волшебные слова : «Матрешка, Матрека, откройся немножко»
Дети разбирают матрешек и смотрят сколько внутри матрешек?.
Дети я предлагаю вам посчитать сестричек. (дети выполняют задание).
Физкультминутка:
Мы веселые матрешки
Ладушки, Ладушки
На ногах у нас сапожки
Ладушки, Ладушки
В сарафанах наших пестрых
Ладушки, Ладушки
Мы похоже словно сестры
Ладушки, Ладушки
Воспитатель предлагает поиграть с матрешками в прятки и спрятать сестричек. Дети собирают матрешек.
Дети, собрав матрешек понимают, что спрятать удалось только маленьких сестричек, а самая большая никуда не помещается.
Воспитатель: А почему большая матрешка не прячется никуда, а маленьких вы смогли спрятать. (ответы детей) воспитатель подводит детей к пониманию размеров: в большую помещается маленькая.
Воспитатель: самая первая матрешка была изготовлена очень давно 200 лет назад, эту игрушку выточил из дерева токарь Василий Звездочкин, а художник Сергей Малютин ее расписал красками на русский лад. Это круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с черным петухо в руке состояла из восьми фигурок, где девочки сменялись с мальчиками, но а свмым маленьким был младенец в пеленочках. Вот вы на картинке можете увидеть первую матрешку.
Показ картинки.
Матрешки веселые не любят на месте сидеть, они любят петь и веселится, танцевать,
Воспитатель:
Кто не знает нашу русскую куклу - игрушку развеселую матрешку?
Вот она нарядная, расписная, выточенная мастером из дерева - наша русская матрешка!
А сейчас я хочу вам почитать сказку про матрешек.
Было это давным-давно. Шел как-то Иванушка-молодец на все руки мастер по русской земле, по широким полям, по березовым рощам. Вдруг видит деревушку вдалеке. Вошел он в деревню. На краю деревни дом стоит, а там мужик сидит на лавочке печалится. Спросил Иванушка, почему он такой печальный сидит. И рассказал мужик ему, что есть у него дочь да заболела она. А заболела от того, что нет у нее игрушки забавушки. «Не печалься» :-сказал ему Иван, что-нибудь придумаем. Обязательно развеселим твою дочь. И придумали они на ярмарку сходить да купить чего-нибудь веселого и сладкого. Долго, долго ходили по ярмарке рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на картине смешную куколку. Купили они картину и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку, сразу повеселела, разрумянилась да похорошела. Захотела поиграть в куколку да не может. Опять ей грустно стало. Тогда взял Иван чурочку и выточил из нее фигурку куколки, и яркими красками расписал: одел ее в сарафан яркий, платок на голову повязал, рубаху да фартук. Получилась смешная, веселая кукла, обняла ее девочка и назвала русским именем – Матрешка. А Иван с тех пор для детей стал точить забавных деревянных кукол. А потом научился и с секретом делать. Раскрывалась, а из нее Матрешка меньше выходила.
Полюбилась эта кукла русскому народу и стали ее в разных городах делать и расписывать, но в каждом городе по-своему.
Воспитатель: Посмотрите, все ли матрешки у нас похожи?
У каждой Матрешки свой узор на сарафане, платке и фартуке. Вот, она какая кукла расписная.
Воспитатель достает из чудесного мешочка еще матрешки и гремит ею. Дети задают вопрос, что там внутри. Открывают и получают угощение.
Ребята: С какой игрушкой мы с вами познакомились? Какому народу эта игрушка принадлежит? (русскому).
Воспитатель: Молодцы хорошо отвечали, вам понравилось занятие?
Дети не прощаются с матрешкой, убирают ее в группе на полочку.