Папки-передвижки

Беседа по реализации калмыцкого компонента «Зая-Пандита — Алдр багш» (2 фото)

Худаева Булгун Дорджиевна
Беседа по реализации калмыцкого компонента «Зая-Пандита — Алдр багш»
▼ Скачать + Заказать документы

Беседа «Зая Пандита – Алдр багш» «Зая Пандита – Великий учитель».

Цель: познакомить дошкольников с биографией Зая-Пандита и его деятельностью выдающегося ученого создателя калмыцкой письменности.

Оборудование: презентация, портрет, алфавит «Цаган толга», альчики, домбра.

Вступительное слово педагога.

Публикация «Беседа по реализации калмыцкого компонента „Зая-Пандита — Алдр багш“» размещена в разделах

5 сентября ежегодно в Республике Калмыкия отмечают День старокалмыцкой письменности. Основателем письменности является ученый Зая Пандита. И сегодня мы с Вами познакомимся с биографией этого замечательного человека, и с историей возникновения калмыцкой письменности.

Зая Пандита – Намка Джамцо родился в 1599 году в Западной Монголии в семье хошутского Баба-Хана. Он был в семье пятым ребенком. С юных лет будущий ученый проявлял большие способности к науке, научному мышлению, в особенности к языкознанию. В 17 лет Зая Пандита отправили в Тибет, где он провел 22 года, изучая философию буддизма. Много читал, изучал различные науки, переводил с тибетского на ойратский язык. Зая Пандита был назначен на пост настоятеля монастыря Тибета, став одним из приближенных сановников Далай-ламы. Став крупным, признанным ученым, умудренным богатым жизненным опытом, он возвратился в родные края. Ученый много ездил по Западной и Восточной Монголии, а в 1647 году побывал на Волге, в гостях у калмыков. Часто посещая кочевые ойрат-калмыков, он понял, что является главным препятствием в дальнейшем развитии национальной культуры – отсутствие письменности, отвечающей всем особенностям и требованиям национального калмыцкого языка. Он смело взялся за создание национального алфавита и в 1648 году такой алфавит был создан, эта письменность получила название «Тодо бичг». Создавая новый алфавит Зая Пандита воспользовался старомонгольским алфавитом. Направление письма вертикальное, как и в старомонгольской письменности. Зая Пандита создал легкое и удобное письмо. Каждая буква в «Тодо бичг» имеет только одно значение, а не как раньше по 2-3 значения. Новая письменность, созданная Зая Пандитом, оказалась способной служить не только для государственной переписи и религии, но и для литературного языка. В честь великого ученого в нашем городе на 5 микрорайоне был установлен памятник, где Зая Пандита держит в руках свиток с символами «Ясного письма» («Тодо бичг»).

Калмыцкая легенда о возникновении «Тодо бичг».

Как возникла письменность «Тодо бичг»?

Когда ойраты, не имея еще своей письменности, мучительно размышляли над тем, как создать алфавит, среди них отыскался один человек, славившийся своей мудростью. Узнав, что требуется от него, этот мудрец стал часто ходить по кочевьям, высматривая, с чего же можно срисовать знаки, в один из таких дней его внимание привлекла женщина, занятая выделкой овчины.

Приняв это за предзнаменование свыше, этот процесс он и взял за основу при создании письменности: белую овчину, которую выделывала женщина, заменив бумагой, а следы, оставляемые на овчине эдрингом, срисовал и сделал их буквенными знаками. Вот почему считается, что в «Тодо бичг» («Ясное письмо») рисунок букв очень напоминает следы от зубцов эдринга, а вертикальность строк объясняется тем, что овчину обычно выделывают, водя эдрингом сверху вниз.

Эдринг – это рубель, деревянная зубчатая скалка для выделывания овчины.

Беседа по реализации калмыцкого компонента «Зая-Пандита — Алдр багш»
Фото «Зая-Пандита — Алдр багш»

Подведение итогов.

О ком сегодня мы говорили?

Кем он был?

Что он создал?

Публикации по теме:

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Беседа «Зая Пандита — основатель калмыцкой письменности»Беседа «Зая Пандита — основатель калмыцкой письменности» Нурова Цаган Владимировна МКДОУ № 16"Бадм цецг" В этом году исполняется 368 лет со дня создания старокалмыцкой письменности "Тодо бичг".

Композиция «Воспитатель с детьми» к Международному Дню Снеговиков в рамках реализации регионального компонентаКомпозиция «Воспитатель с детьми» к Международному Дню Снеговиков в рамках реализации регионального компонента Главный зимний герой помимо деда Мороза – это Снеговик. Какая же зима без любимца детворы? Вот и он удостоен чести праздновать свой День.

Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» в средней группеКонспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» в средней группе Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (тарелок). Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать.

Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика»Конспект занятия по реализации национального компонента в изодеятельности «Балхарская керамика» Цель: Совершенствовать навыки росписи балхарской посуды (кувшинов). Задачи: Научить детей совмещать различные способы украшения, способствовать.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова»НОД по реализации регионального компонента «Первый снег в произведениях омских поэтов Т. Четвериковой и Т. Белозёрова» Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие» Тема: ««Первый снег в произведениях Омских поэтов Татьяны Четвериковой.

Организация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУОрганизация и оформление вариативности центров по реализации регионального компонента в холлах ДОУ Дошкольный возраст – благоприятный период для потенциальных возможностей развития малышей. На нас, педагогов-дошкольников, возложена великая.

Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента»Отчет по самообразованию «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента» В 2019 – 2020 учебном году я работала по теме самообразования «Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Автор публикации:
Беседа по реализации калмыцкого компонента «Зая-Пандита — Алдр багш»
Опубликовано: 7 сентября 2021 в 20:44
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа по реализации калмыцкого компонента «Зая-Пандита — Алдр багш»» (включая файлы) размещена пользователем Худаева Булгун Дорджиевна (УИ 2361187) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД