Светлана Александровна Мажова
Конспект беседы с детьми старшего возраста о балалайке
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать знание о музыкальном инструменте — балалайке.
Задачи:
рассказать об истории балалайки,
из каких частей состоит,
к каким видам муз. инструментов относиться.
Ход занятия:
- Ребята отгадайте загадку:
Треугольная доска,
А на ней три волоска.
Волосок — тонкий,
Голосок звонкий.
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнаю его в момент -
Самый русский инструмент.
Публикация «Конспект беседы с детьми старшего возраста о балалайке» размещена в разделах
- Балалайка
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
(Ответы детей) Правильно, молодцы догадались. Да, это балалайка.
Посмотрите – вот она. (показ инструмента)
- Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте.
Давным - давно жили бедные крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляньях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали, играли. Но вот как назвать его? Думали- думали и придумали. В русском языке было такое слово «балакать», то есть разговаривать, болтать. Вот и назвали этот инструмент… как? (балалайкой).
Музыкантов, которые играют на балалайках, называют балалаечниками. А есть ли среди вас балалаечники? (ответ детей)
Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах. Посмотрите, из каких частей состоит она - гриф, резонатор, три струны. Корпус у балалайки треугольный. Изготавливают ее из дерева, чаще всего из ели, без единого гвоздя, а детали соединяют специальным клеем.
(показ картинки «балалайки части»)
В современном виде балалайка стала музыкальным символом нашей России. А что такое «символ»? Символ — это условный знак понятия или явления. Например в Шотландии муз. Символ - волынка, в Украине - бандура.
В старину трудно было найти дом, где бы не звучала балалайка : и в крестьянских избах, и в дворянских, и даже при царском дворце нашлось ей место.
- Балалайка так полюбилась людям, что многие великие композиторы стали сочинять свои произведения, в которых звучит балалайка. Давайте послушаем, как звучит балалайка.
(слушание на магнитофоне русского народного танца «Камаринская» популяризованный в одноименной увертюре М. И. Глинки)
- Понравилась вам музыка (ответы детей) Какая она? (ответы детей) Правильно: Веселая, озорная.
- Что хочется делать под эту музыку? (ответы детей)
- Верно, это плясовая.
Было у балалайки и трудное время ее чуть не вытеснили - семиструнная гитара и гармонь. Но однажды услышал звучание балалайки замечательный музыкант Андреев Василий Васильевич, научился играть на ней и понял, что нужно балалайку немного усовершенствовать.
По чертежам Андреева, изготавливают балалайку нового образца, которая отличалась и по виду, а главное по звучанию.
Василий Васильевич начинает упорно трудиться на новом инструменте. Он сочиняет марши, вальсы, полонезы, мазурки. Он создает ансамбль, начинает с ним гастролировать. Так балалайка приобрела всемирную известность.
- Знаете ли вы, что в Тверской области в городе Бежецке в родном городе Андреева поставлен первый памятник русской балалайке. А летом 2014г был установлен памятник и в городе Севастополе.
В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.
Подведение итогов занятия:
- О каком русском народном инструменте мы сегодня говорили?
- Какую мелодию, исполненную на балалайке, слушали?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?