Алексеева Ольга Викторовна
Биохимическое обоснование методики занятий физической культурой и спортом с детьми и подростками
▼ Скачать + Заказать документы
БИОХИМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ.
С момента рождения до 11-12 лет наблюдается быстрое снижение скорости роста (детский возраст). В последующие 3-4 года (подростковый возраст) скорость роста резко возрастает. Происходит так называемый скачок роста, обусловленный наступлением периода полового созревания. У девочек он приходится на возраст 12-13 лет, у мальчиков- 14-15 лет. В дальнейшем (юношеский возраст) скорость роста снижается ниже уровня, который был до скачка, и к 16-17 годам у девочек и к 18-19 годам у мальчиков рост полностью прекращается.
Публикация «Биохимическое обоснование методики занятий физической культурой и спортом с детьми и подростками» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Рост живого организма - это процесс интенсивного синтеза белков и нуклеиновых кислот. В соответствии с этим потребность в белках у детей значительно выше, чем у взрослых. В период роста происходит увеличение размеров и веса всех органов и тканей. Особенно интенсивно увеличивается мышечная масса. Возрастает процентное отношение мышечной массы к весу тела. Особенно активно синтезируются мышечные белки в период полового созревания. В этот период заметно увеличивается мышечная сила и быстрота.
Интенсивный синтез белков и нуклеиновых кислот требует значительных энергетических затрат. Высокий уровень энерготрат растущего организма обеспечивается интенсивно идущими процессами аэробного окисления. Эго находит отражение в более высоком, чем у взрослых, потреблении О2 на 1кг веса тела (общее количество потребляемого в единицу времени О2 у взрослых выше из- за большего веса тела).
Потребление кислорода детьми в покое.
Возраст (годы) 10 11 12 13 14 15 16
Потребление О2 (в мл/кг мин) 6,0 5,4 5,0 4,8 4,8 4,6 4,7
Повышенное потребление О2 обеспечивается постоянным напряжением в работе дыхательной и сердечно-сосудистой систем. В тоже время для детей характерен более низкий уровень развития систем организма, обеспечивающих потребление, транспорт и использование О2 клетками организма. У детей слабее развиты дыхательные мышцы, ниже диффузионная способность легких.
В детском возрасте ниже кислородная емкость крови, обусловленная пониженным содержанием гемоглобина в крови. Ограниченные возможности детей потреблять кислород и небольшие запасы его в организме объясняются также невысоким содержанием миоглобина. Растущий организм уступает взрослому и по количеству, и по активности ферментов, осуществляющих аэробные превращения.
Еще одним и фактором, ограничивающим возможности аэробного обмена у детей и подростков, является высокая степень разобщения окисления с фосфорилированием (то есть перенос пары водородов с НАД * Н2 по дыхательным ферментам на кислород очень часто сопровождается ресинтезом не трех, а меньшего количества молекул АТФ).
Ограниченность углеводных ресурсов организма объясняется тем, что часть углеводов используется в качестве строительного материала.
При выполнение мышечной работы содержание сахара в крови у детей и подростков снижается значительно быстрее, чем у взрослых. Это объясняется не только меньшими запасами углеводов в печени и в организме в целом, но и особенностями регуляции углеводного обмена, выражающимся в недостаточной мобилизационной способности печени к выделению сахара в кровь.
Таким образом, растущий организм характеризуется высокой интенсивностью обменных процессов, преобладанием процессов ассимиляции над диссимиляцией, что обеспечивает его рост и развитие. Это приводит к высокой интенсивности процессов энергообмена в организме. Кроме того, повышенные энерготраты организма детей и подростков связанны G их повышенной двигательной активностью и большой теплоотдачей.
Большие энерготраты растущего организма приводят к тому, что системы аэробного энергообеспечения даже в состоянии покоя функционируют с большой напряженностью.
Наряду с ограниченными аэробными возможностями, растущий организм характеризуется невысокими анаэробными возможностями. Ограниченные возможности креатинфосфатного механизма ресинтеза АТФ в растущем организме связанны преимущественно с невысоким содержанием креатинфосфата в мышцах. Увеличение содержания креатинфосфата в мышцах происходит параллельно с ростом организма вплоть до зрелого возраста.
Ограниченные возможности гликолитического механизма энергообеспечения связанны с пониженным содержанием гликогена в мышцах, меньшим возможностям буферных систем организма, более низкой устойчивостью к продуктам анаэробного обмена и меньшей активностью ряда ферментов гликолиза,
Небольшие анаэробные возможности с одной стороны, и высокая интенсивность аэробных процессов, с другой - определяют более высокую скорость восстановительных процессов у детей и подростков.
У детей и подростков сравнительно низкая мощность и устойчивость деятельности желез внутренней секреции. Некоторые вырабатываемые ими гормоны (адреналин) выполняют важные функции при работе. Они способствуют лучшему обеспечению работающих мышц и других органов и тканей источниками энергии, повышают активность ферментов, осуществляющих химические реакции. Особенностями растущего организма позволяет детям и подросткам сравнительно легко переносить кратковременные интенсивные нагрузки, при которых энергетическое обеспечение осуществляется преимущественно за счет расщепления креатинфосфата, При менее интенсивной, но более продолжительной нагрузке (от 20-30сек. до 4-5 мин) большое значение приобретают гликолитические механизмы энергообеспечения.
Таким образом, дети и подростки проявляют сравнительно невысокую работоспособность в упражнениях, требующих проявления выносливости. Особенно трудны и даже опасны для здоровья юных спортсменов упражнения на выносливость лактатной анаэробной направленности. Развитие скоростной выносливости целесообразно проводить не ранее 17-18 лет. В 19-20-летнем возрасте создаются оптимальные предпосылки для достижения высоких результатов в скоростно-силовых видах легкой атлетики, оптимальные предпосылки к достижению высоких результатов создаются в возрасте 22-24 лет и старше.
При занятиях с юными спортсменами не следует применять очень больших физических нагрузок. Не рекомендуются длительные усилия и статистические напряжения. Наиболее целесообразны кратковременные интенсивные упражнения, разнообразные по характеру, с достаточным временем отдыха. При многолетней тренировки следует ориентироваться на постепенное возрастание объема, а не интенсивности тренировочных нагрузок.