МААМ-картинки

Биоэнергопластика в коррекции речи дошкольников

Елена Бастракова
Биоэнергопластика в коррекции речи дошкольников

Представляю вашему вниманию опыт работы по коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи с использованием метода биоэнергопластики. В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации», проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания условий качественного образования, равноправное включение личности во все сферы жизни социума. И сегодня особую актуальность приобретает создание оптимальной системы комплексной помощи детям с ТНР в освоении программы дошкольного образования и положительной социальной адаптации к следующей возрастной ступени – школе. Ни для кого не секрет, что в настоящее время растёт количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей, имеющих ТНР. Среди воспитанников детского сада увеличилось количество детей со стертой формой дизартрии, сложной дислалией, общим недоразвитием речи. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов, используется артикуляционная гимнастика, которая способствует укреплению мышц речевого аппарата. К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению результативности от выполнения артикуляционных упражнений. Изучение методической литературы, опыта работы педагогов по коррекции речи у детей дошкольного возраста, позволило мне выделить новое и интересное направление коррекционной работы – биоэнергопластику. Автором данной методики является кандидат педагогических наук Курис Ирина Викторовна. Понимая, что успех логопедической работы во многом зависит от грамотной организации коррекционной работы, мной была поставлена цель-создание педагогической системы, направленной на устранение дефектов речи детей старшего дошкольного возраста с помощью «биоэнергопластики». Основой опыта являются научные представления о положительном влиянии тонких движений пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга в исследованиях физиологов -Мариониллы Максимовны Кольцовой, Владимира Михайловича Бехтерева. Далее я расскажу о практике реализации педагогической системы. Целью педагогической системы стало: повышение эффективности работы по исправлению нарушенных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями посредством применения элементов биоэнергопластики (читать в слайде). Содержание педагогической системы включено в Адаптированную образовательную программу воспитанников групп общеобразовательной направленности детского сада, разработанную на основе Адаптированной программы для детей с ТНР Н. В. Нищевой. Что же представляет собой метод «биоэнергопластики»? Биоэнергопластика – это…. (читать со слайда). Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Включение метода «биоэнергопластики» в занятия предусматривало несколько этапов: диагностический, подготовительный, основной и заключительный. На диагностическом этапе проводилось обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбирался комплекс артикуляционных упражнений. На подготовительном этапе шло знакомство ребенка с артикуляционными упражнениями; учитель-логопед сопровождал упражнения на артикуляцию движениями ведущей руки, а воспитанник невольно запоминал движения, его рука пока к выполнению движений не привлекалась. Главной задачей этого периода было: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, формирование интереса к занятиям. На основном этапе учитель – логопед выполнял артикуляционные упражнения вместе с ребёнком и сопровождал показ движением кисти одной руки. Ребёнок учился выполнять движения кистью ведущей руки одновременно с артикуляционными упражнениями, понемногу подключалась вторая рука. На заключительном этапе ребёнок, полностью освоивший упражнения, самостоятельно выполнял артикуляционные упражнения с движениями обеих рук. Принимая во внимание, что основной вид деятельности детей игра, игровой метод использовался при выполнении артикуляционно-пальчиковых упражнений на занятиях. Рассказывание сказок и чтение стихотворений п о м о г а л о снять ф и з и ч е с к о е и п с и х и ч е с к о е н а п р я ж е н и е у детей, с п о с о б с т в о в а л о р а з в и т и ю э м о ц и о н а л ь н о й сферы, у в е л и ч е н и ю с л о в а р н о г о запаса детей. Опираясь на опыт работы Смалевой Екатерины Николаевны а также рекомендаций А. В. Ястребовой, О. И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк, я разработала специальный комплекс движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение. Так в жизни нашей группы появились герои перчаточного театра лягушата Квака и Квак, зайчата Попрыгайки, Птички Энгрибёрц, Любопытная муха и Таракаша. Вместе с новыми героями дети совершали увлекательные путешествия в «Страну правильных звуков». Итогом этих путешествий стала новая сказка, придуманная вместе с детьми про «Приключения лягушонка Квака», «Путешествие зайчат». «Птички у солнышка в гостях». При выполнении артикуляционно-пальчиковой гимнастики использовала стихи детских авторов. Например, для выполнения упражнения «Лошадка» используются следующие стихи:

Публикация «Биоэнергопластика в коррекции речи дошкольников» размещена в разделах

Зебра в белую полоску,

Зебра в чёрную полоску,

Точно кто-то шутки ради

Нарядил её в матроску.

Наибольший интерес у детей вызвали такие комплексы упражнений как: «Приключения лягушонка Квака», «Пчёлки Жужа и Жуж», «Путешествие зайчат».

Анализ проведенной коррекционной работы с детьми позволяет сделать вывод, что применение метода биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление нарушенных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями.

Еще одним ф а к т о р о м у с п е ш н о с т и к о р р е к ц и о н н о й работы с детьми я в л я е т с я и н т е г р а ц и я усилий у ч и т е л я -л о г о п е д а, в о с п и т а т е л е й и с п е ц и а л и с т о в д е т с к о г о сада. Инструктором по физической культуре упражнения для кистей рук используются на занятиях- путешествиях с детьми старшего дошкольного возраста во время выполнения комплекса общеразвивающих упражнений. Педагогом-психологом-во время проведения подгрупповых занятий с дошкольниками, воспитателями - при проведении физминуток, организации театрально-игровой деятельности. Никакая деятельность по коррекции речи детей не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. Во взаимодействии с родителями было установлено взаимопонимание и созданы условия для эффективного сотрудничества. Использование к о м п ь ю т е р а и и н т е р н е т р е с у р с о в п о з в о л ило решить такие задачи как:

- п о в ы ш е н и е к о м п е т е н т н о с т и р о д и т е л е й в в о п р о с а х к о р р е к ц и и р е ч е в ы х р а с с т р о й с т в ;

- у с т а н о в л е н и е д о в е р и т е л ь н ы х о т н о ш е н и й с семьёй;

- п р и м е н е н и е п р и н ц и п а и н д и в и д у а л и з а ц и и о б р а з о в а н и я.

Совместная работа способствовала положительной динамике речевого развития каждого ребенка.

Участие дошкольников в конкурсах различных уровней – одна из форм проявления у детей сформированной ручной умелости в театре «энергопластики" и моё стремление создания условий для эффективной работы по коррекции нарушений речи у детей. Уважаемые коллеги! Я надеюсь, что использование метода «биоэнергопластики» поможет мне сформировать у ребенка-выпускника логопедической группы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта по развитию речи необходимые предпосылки для перехода на следующий уровень образования - начальной школе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов и родителей «Логоритмика как средство коррекции речи» Логоритмика как средство коррекции речи Задержка речевого развития (ЗРР) у младшего возраста становится особенно актуальной проблемой.

Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша»Игрушка-помощник в развитии и коррекции речи дошкольников «Говоруша» Продолжаю серию публикаций о том, как предметы быта превращаются в развивающие пособия и игры. На этот раз в хозяйственном магазине моё.

Дидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речиДидактическое пособие для дошкольников «Овощи-фрукты» по развитию зрительного восприятия и коррекции нарушений речи Дидактическое пособие «Овощи-Фрукты» для развития зрительного восприятия и коррекции нарушений речи В повседневной работе дефектолога.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Использование логосказок и логорассказов в работе по коррекции лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников Формирование лексико-грамматического стороны речи является одной из главных задач коррекционного обучения и воспитания. Известно, что у.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. МАДОУ ЦРР-детский сад№223. Памятка для педагогов и родителей. Игры для коррекции тревожности у дошкольников. Составитель: Е. Н. Гришина Воспитатель.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Автор публикации:
Биоэнергопластика в коррекции речи дошкольников
Опубликовано: 27 ноября 2021 в 12:18
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД