Ирина Юнеман
Блиц-турнир в ДОУ «Знатоки искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Блиц турнир "Знатоки искусства" между родителями и детьми старшей группы
Организатор- воспитатель по изо деятельности
Цель:
• Создание благоприятной, доброжелательной обстановки, способствующей плодотворному, творческому взаимодействию: родители – дети – педагог, используя форму соревнования изобразительного досуга.
• Способствовать психологическому настрою детей на совместную деятельность, содействовать укреплению интереса детей к изодеятельности, приобщению к удивительному миру искусств.
Задачи.
1. Образовательная:
Публикация «Блиц-турнир в ДОУ „Знатоки искусства“» размещена в разделах
- уточнить представления детей о видах и жанрах изобразительного искусства : портрете, пейзаже, натюрморте, упражнять в их различении;
- закрепить умение различать цвета и оттенки;
- упражнять в составлении цветоряда по стихотворению;
- закрепить имеющиеся знания детей о предметах народного декоративно-прикладного искусства (дымковской игрушке, изделиях хохломских и гжельских мастеров, упражнять в различении элементов декоративных росписей;
- систематизировать предметы по форме.
2. Развивающая:
- развивать эстетическое восприятие цвета, воображение, художественно-творческие способности, самостоятельность;
- умение высказывать эстетические суждения и оценки.
3. Воспитательная:
- обогащать эмоционально-чувственную сферу детей;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, стремление прийти на помощь, умение радоваться общим успехам;
- интерес и уважение к труду художника, народных мастеров.
Методы и приемы:
Художественное слово, вопросы, дидактическая игра, п/и, сопоставление, объяснение, загадки, ассоциации (дорисовывание геометрических фигур, сравнение, выкладывание цветоряда по стихотворению.
Ход блицтурнира.
Ведущий: Здравствуйте уважаемые гости, родители, дети.
Искусство – это не только источник радости и красоты, но и величайшая сила, которая делает человека лучше, добрее, благороднее, красивее. Оно вдохновляет и учит нас мудрости.
Я нисколько не сомневаюсь, что сегодня здесь, в этом зале, собрались настоящие ценители искусства, а вот кто из команд окажется истинным знатоком искусства – покажет время и наш блицтурнир.
Итак, сегодня в блицтурнире «Знатоки искусства» участвуют команда родителей «Волшебная палитра» и команда детей старшей группы «Веселые карандаши». Обе команды выбрали себе капитанов (представляю капитанов и участников команд). А теперь я представлю уважаемое жюри.
За каждый верный ответ и правильно выполненное задание команда получает фишку. Победителем будет считаться та команда, набравшая наибольшее количество фишек.
Команды готовы? Тогда начинаем.
1 ТУР
Воспитатель читает стихотворение:
Ты мне скажешь: «Не бывает
В мире больше волшебства».
Но под кистью оживает
Небо, солнце и трава.
Взмах волшебный – и палитра
Морем красок разлилась,
Слышу я гуденье ветра,
Птица в небо поднялась.
Брызги, краски, капля сини –
И течет уже река.
Дарит новый мир в картине
Нам художника рука.
Художник использует невероятное множество цветов и оттенков для создания своих картин. Но для этого нужно знать, как они получаются.
Сейчас обе команды должны будут решить «цветовые примеры» и ответить, какой оттенок получится из других красок.
1 вопрос: Но сначала команда «Веселых карандашей» должна назвать мне основные цвета. (Красный, желтый, синий).
2 вопрос: Теперь «Волшебная палитра» назовет теплые и холодные цвета (теплые – красный, оранжевый, желтый; холодные – фиолетовый, синий, зеленый).
3 Задание командам: Детям и родителям предлагаются карточки из дидактической игры «Цветовая математика».
2 ТУР «Конкурс капитанов»
Воспитатель: А теперь, друзья, капитанам обеих команд предлагаю «раскрасить» стихотворение. Услышав в тексте название цвета, нужно выложить на полоске квадрат аналогично названному цвету. Начинаете от квадрата со звездочкой. Будьте внимательны!
Таится радость в каждом цвете,
Рисует чудо-карандаш…
Как много красок на Планете,
Взгляните на рисунок наш!
Синее небо, желтое солнце,
Склоны высоких коричневых гор,
Зелень деревьев, красные маки
И голубые просторы озер.
(Члены жюри проверяют правильность выполненного задания, сравнивая с проверочным цветорядом, размещенного на магнитной доске.)
3 ТУР
Воспитатель: Отлично, справились с заданием обе команды.
1 задание. Предлагаю ответить на загадку команде «Веселые карандаши» :
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
То подобную картину называют (натюрморт)
Теперь загадка для команды «Волшебная палитра» :
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина называется (пейзаж)
- Молодцы, родители! Теперь загадку отгадывают малыши-карандаши:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется … (портрет)
Ведущий:
- Ай да «Веселые карандаши», всех хвалю вас от души! Последняя загадка для ваших соперников:
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю –
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота!
(Карандаши цветные)
2 задание. Далее командам предлагаются конверты, в которых находится игра «Убери лишнюю» (у одной команды в конверте лежат пейзажи, лишняя –натюрморт; у другой - портреты, лишняя – пейзаж).
Ведущий:
3 вопрос команде «Веселые карандаши» Скажите, где можно увидеть много разных картин и других произведений искусства? (В картинной галерее)
4 вопрос для «Волшебной палитры» :
- как называются картины (не подлинники) которые мы смотрим даже сейчас на экране. (репродкуция)
Командам даются фишки за правильные ответы.
4 задание. А следующее задание для команд называется «Оживи геометрические фигуры». Художник – это человек с невероятной фантазией и воображением. Командам также нужно проявить творческую фантазию, чтобы превратить геометрические фигуры в разные, не похожие друг на друга образы.
(Команды оцениваются жюри.)
Воспитатель: А сейчас – музыкальная пауза. Предлагаю немножко отдохнуть и поиграть. Игра называется «Тучка» ( Физкультминутка: показываю движения, соответственно музыкальному сопровождению, дети и родители повторяют).
4 ТУР.
Звучит свистулька (аудиозапись).
Ведущий: Ребята, мы с вами на занятиях учимся рисовать, знакомимся с картинами великих художников, а еще узнаем о народных промыслах. Сейчас обеим командам предстоит справиться с еще некоторыми заданиями.
1 вопрос команде родителей - Что это за игрушка? (дымковская)
2 вопрос детям: - Слышите, звучит свистулька? От свистульки, которую делали в Дымковской Слободе, и пошла дымковская игрушка. Как назывался на Руси праздник, посвященный свистульке? («свистунья», «свистопляс»)
3 вопрос родителям: - Назовите элементы дымковского узора. (точки, круги, дуги, кольца, прямые и волнистые линии, мазки)
4 вопрос детям: - Какие цвета использовали дымковские мастера для росписи своих игрушек? (синий, железный, малиново-красный, желтый, коричневый, зеленый, оранжевый, голубой, черный)
5 задание. ведущий показывает игру «Убери лишнюю». Команды должны назвать элементы дымковского узора, убрать лишний, не соответствующий данной росписи элемент. Ребенок читает стихотворение (авторское творчество педагога) :
Дымковский мастер лошадку раскрасил.
Точками, кольцами фигурку украсил.
Умелые руки создали чудо –
Игрушку из Дымки узнают повсюду!
Воспитатель: 5 вопрос. Элемент узора какой росписи оказался лишним, уважаемые родители? (хохломской)
6 задание для «Веселых карандашей» - Найдите среди предметов декоративно прикладного искусства изделия хохломских мастеров. (команда выполняет задание, получает фишку)
Ребенок читает стихотворение:
Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Воспитатель:
7 вопрос. А теперь, команды, послушайте еще стихи и скажите, о каком промысле говорится в них. Читаю стихотворение И. Кадухина «Гжель» :
Фарфоровые чайники,
Подсвечники, часы,
Животные и птицы
Невиданной красы.
Деревня в Подмосковье
Прославилась теперь,
Известно всем в народе
Ее названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители
Небесной синевой.
Не встретите на свете вы
Красоты такой!
Голубизну небесную,
Что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку
Легко перенесла.
( Команда родителей отвечает на вопрос: речь идет о гжельской росписи.)
Ведущий: Вот и подошел к концу наш блицтурнир. Жюри поможет подсчитать фишки, а мы с вами вспомним о том, что человек и Искусство – единое целое. Душа того, кто ценит, понимает искусство, всегда будет чиста и открыта. Сегодня оно объединило всех нас, и детей, и взрослых. Пусть ваши сердца будут наполнены добром, теплотой и всегда стремятся к прекрасному!
(Оглашаются победители, всем участникам вручаются памятные медали «Знатоков искусства»)
Звучит музыка, педагог читает стихотворение:
И в шесть, и в десять лет, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует:
Цветы, рисунки, лес и сказки –
Все нарисуют, были б краски,
Да лист бумаги на столе,
И мир в семье и на земле!