Папки-передвижки

Консультация для родителей «Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет»

татьяна зинина
Консультация для родителей «Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет»

Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет

В окружающем мире мы слышим множество звуков. Их можно разделить на две группы: неречевые (шелест листьев, шум дождя, свист, треск и т. д.) и речевые.

С первых лет жизни ребенок знакомится со звуками окружающего мира, которые соотносятся с определенными образами предметов. Слово, воспринимается нами, как одно целое - предмет, признак, действие. Оно создает у нас определённый образ, когда мы его слышим. Когда же надо это слово написать, нам необходимо разложить его на звуки, звуки соотнести с буквами.

Публикация «Консультация для родителей „Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет“» размещена в разделах

Таким образом, чтобы ребёнок смог разложить слово на составляющие, его фонематический слух должен быть достаточно развит. Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

В русском языке 33 буквы, а звуков гораздо больше. Многие звуки отличаются друг от друга лишь небольшими оттенками. Поэтому независимо от методики обучения грамоте дети должны уметь различать речевые звуки. Неумение слышать и дифференцировать твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные приводит к большому количеству ошибок во время чтения и на письме.

Таким образом, развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем и иностранным языкам.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Игры на развитие фонематических процессов не только научат ребенка прислушиваться к звукам речи, но и обогатят его словарный запас, активизируют память, внимание, мышление.

Игра «Светофор»

Перед ребенком - красный и зеленый кружки. Взрослый предлагает ребенку, услышав правильное название, поднять зеленый кружок, неправильное – красный, например: кошолад, шоколад, шотолад, соколад;

митанин, фитамин, витамин, виталим и т. д.

Игра «Похоже – не похоже»

Взрослый предлагает ребенку повторить за ним каждую пару слов и определить, похожи ли по звучанию два слова: ПЕНЬ – ДЕНЬ, ТОПОТ – КУБИК, МАЙКА – БАЙКА, ФАНТИК – БАНТИК, ЛИФТ – БАНАН и т. д.

Игра «Назови лишнее»

Взрослый произносит слоговую цепочку, и просит ребенка назвать слог, который звучит не так как остальные: МА – МА – БА – МА, СА – СА – СА – ША, БА – ПА – ПА – ПА, ЗА – СА – ЗА – ЗА и т. д.

Аналогично со словами, назвать слово, которое отличается от остальных: КОМ – КОМ – КОТ – КОМ, КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА и т. д.

Игра «Скажи наоборот»

Если взрослый произносит слог с твердым звуком, то ребёнок с мягким и наоборот, например: ТА – ТЯ, ВИ – ВЫ.

Игра «Поймай звук»

Инструкция: хлопни в ладоши, когда услышишь звук [ш] -ландыш, жук, машина, маска, кошка.

Аналогично поиграйте с любыми другими звуками.

Игра «Найди место звука»

Инструкция: определи, где слышится звук -в начале, в середине или в конце слова, например:

Ш - душ, шапка, ландыши, мишка, мышь;

С - собака, посуда, автобус, снеговик;

Л - ласточка, белка, пол, лыжи, бал, балкон;

Р - рынок, рыбак, корзина, топор, куртка. и т. д

Игра «Назови слова на звук…»

Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.

Игра «Внимательные ушки»

Инструкция: назови звук, который стоит:

перед [к] в слове парк

перед [м] в слове холм

после [т] в слове стол

после [л] в слове белка. и т. д.

Игра «Поменяй местами»

Взрослый произносит слово из двух слогов, переставив слоги местами, ребенок должен поменять слоги местами и назвать слово, например: ША-КА – КАША, ВА-БУК – БУКВА, РОЗ-МО – МОРОЗ, ГА-КНИ – КНИГА.

Игра «Разложи на звуки»

Ребенок должен произнести слово по звукам, например: ДОМ – Д. О. М. (сок, кот, мак и т. д.)

Игра «Собери слово»

Взрослый называет слово по звукам, ребенок, должен назвать слово, например: Д. Ы. М - ДЫМ

Муниципальное буджетное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад 5»

Игры и упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

(5-7 лет)

Подготовила:

учитель-логопед

Зинина Т. А.

Публикации по теме:

Дидактические игры для развития фонематического восприятияДидактические игры для развития фонематического восприятия Дидактические игры для развития фонематического восприятия Для детей старшей логопедической группы «КТО Я ТАКОЙ?» Цель: развитие фонематического.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры для развития фонематического слуха Основным компонентом восприятия речи является фонематический слух. Под фонематическим слухом понимается способность человека слышать отдельные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Игры для развития фонематического восприятия у дошкольников 5–6 лет»
Опубликовано: 2 апреля 2024 в 13:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД