Надежда Зантария
Буклеты по логоритмике. Памятки для родителей: Логоритмика дома.
▼ Скачать + Заказать документы
Памятка для родителей.
Логоритмические занятия в детском саду.
Содержание, цели и задачи:
В ряду различных методик, представляющих систему работы по коррекции фонетико-фонематического, общего недоразвития речи, а также в целях профилактики речевых нарушений, определенное место занимает логоритмическое воспитание.
Публикация «Буклеты по логоритмике, Памятки для родителей: Логоритмика дома,» размещена в разделах
- Буклеты для родителей
- Консультации для родителей
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Особенности психики детей с недоразвитием речи (пониженная наблюдательность, неумение вслушиваться в инструкцию, плохая переключаемость) сказываются на протекании их двигательных актов. «Развивая систему движений, - отмечал А. В. Запорожец, - мы влияем и на психические процессы».
Поскольку речь не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт, то, развивая двигательную систему, мы развиваем и речь.
Занятия ритмикой показаны не только детям, имеющим слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения, посещающим специализированные группы, но и детям обычных общеобразовательных групп, поскольку логоритмические занятия решают следующие задачи:
активизация высшей психической деятельности через развитие зрительного и слухового внимания;
увеличение объема памяти;
развитие зрительного и слухового восприятия;
развитие артикуляторного аппарата;
формирование двигательных навыков.
Занятие по логоритмике включает : элементы музыкального занятия, элементы физкультурного занятия, занятия по ритмике, собственно логоритмические упражнения. Занятие проводит логопед и музыкальный руководитель. Задача музыкального работника – научить детей непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, темпом, регистром, научить ускорять и замедлять движение, изменять движения в соответствии с содержанием музыкальной фразы, развивать внимание, музыкальную память, формировать черты общего и речевого поведения. Задача логопеда – нормализовать двигательные функции и речь, проводить не только коррекцию моторики и речи, но и поведения, характера, всей личности в целом.
Логоритмическое занятие включает в себя различные виды ходьбы – это организует детей для проведения занятия, настраивает на рабочий лад; некоторые виды ОРУ (общеразвивающих упражнений, н-р, чередование ходьбы и бега в соответствии с музыкой; некоторые из видов музыкально-ритмических упражнений, развивающих слуховое и речевое внимание; упражнения, регулирующие мышечный тонус; упражнения, направленные на развитие координации движений и речи. Основная часть занятия содержит упражнения на развитие основных двигательных и речевых умений. Это дыхательные упражнения, голосовые упражнения, игры на координацию речи и движения, пальчиковые игры, гимнастика для глаз и массаж биологически активных зон с проговариванием. ОРУ с проговариванием, музыкальные игры или хороводы. В заключительной части занятия предлагаются упражнения на дыхание, расслабление, различные виды ходьбы.
Обобщая все сказанное, сделаем вывод, что логоритмика – это система разнообразных игр и упражнений, в которых речь соединяется с движением.
ЛОГОРИТМИКА
Как известно, у человека есть внутренняя и внешняя речь.
Внутренняя – это наши мысли, мы мыслим словами.
Внешняя речь – это не только произношение звуков, которые компонуются в слоги, слова, во фразы. Это еще и оформление нашей речи, то есть то, с какой интонацией мы говорим, в каком темпе, умеем ли изменять свой голос по силе, высоте.
Ну, и общая дикция, конечно же, потому что можно прекрасно произносить все звуки изолированно, можно пользоваться интонациями, голосовыми модуляциями, но будет общая смазанность, каша во рту и речь будет непонятна, и не будет адекватно и комфортно восприниматься слушателями.
Внешнее оформление речи передает подтекст сообщения, выражает эмоции говорящего (радость, гнев, возмущение, удивление, делает речь выразительной.
В произносительной стороне речи проявляется важнейшая функция речи – коммуникативная, то есть речь здесь выступает как средство общения людей.
Нарушения речи в той или иной степени негативно влияют на психическое, физическое, умственное развитие детей, отображаются на их деятельности, поведении, формировании личности.
Эффективным методом преодоления речевых нарушений является логоритмика – метод активной терапии, подразумевающий развитие двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Почему музыка? Музыка – это наиболее доступный детскому восприятию вид искусства. Она способна не только привлечь внимание и заинтересовать, но и обогатить, эмоционально окрасить чувства ребенка и представления его о мире, в котором живет.
Влияние двигательных методов огромно. Они улучшают состояние самой двигательной системы и координируют процессы дыхания, голосоведения и артикуляции.
Таким образом, связь движений и речи
• нормализует состояние мышечного тонуса,
• помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости,
• развивает координацию процессов дыхания, голосоведения, артикуляции,
• способствует регулированию темпа и ритма речи,
• устраняет смазанность, нечеткость звукопроизношения.
Успех преодоления речевых расстройств зависит от многих факторов, в том числе, от эффективного взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопед + ребё нок-логопат; логопед + родители; логопед + специалисты). Эффективное взаимодействие логопеда и музыкального руководителя - это совместная разработка и проведение логоритмических занятий.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.
Для того чтобы развить речь ребёнка, современная педагогика предлагает активно использовать один из наиболее эффективных способов научить малыша говорить чисто -логоритмику.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. Такие упражнения очень любят дети. Попробуйте дома повторить с детьми такие упражнения, и вы увидите, как разнообразится ваш совместный досуг и как быстро ваш ребёнок начнёт овладевать чистой речью и разовьёт чувство ритма, музыкальную память и слух.
Логоритмические упражнения
Дождик
Капля раз,
Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два
Еще один прыжок.
Очень медленно сначало.
4 прыжка.
А потом, потом, потом
много прыжков.
Все бегом, бегом, бегом.
Бег на месте
Мы зонты свои раскрыли,
Развести руки в стороны.
От дождя себя укрыли.
Сомкнуть руки над головой полукругом.
Листья
В Летнем саду листопад
Дети кружатся на месте.
Листья в саду шелестят.
Приседают, водят руками по полу.
В канавке Лебяжьей купаются листья.
Снова кружатся.
Газоны от листьев дворники чистят.
Машут воображаемой метлой.
Грустные статуи в тихих аллеях.
Встают на носочки и замирают.
В тихих аллеях осенью веет.
Снова кружатся.
«Оладушки»
Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки)
Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево)
Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки)
Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп- шлеп!
Лады - лады, ладушки, горячи оладушки! ( круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки.)