МААМ-картинки

Памятки для родителей от учителя-логопеда при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Наталия Аносова
Памятки для родителей от учителя-логопеда при обучении грамоте детей дошкольного возраста

Памятки учителя-логопеда для родителей при

обучении грамоте детей дошкольного возраста

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР

«Кристаллик» - детский сад № 30

города Железногорска Курской области

Аносова Наталия Бейбулатовна

Публикация «Памятки для родителей от учителя-логопеда при обучении грамоте детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Уважаемы коллеги и родители! Представляю Вашему вниманию памятки (из опыта работы, которые я использую в своей работе. Они помогают родителям освежить свои школьные знания и правильно выполнять задания, которые дает учитель-логопед в индивидуальных тетрадях.

Памятки :

I. Образование звуков:

1. Выучить :

Мы звук произносим и слышим, А букву мы видим и пишем.

2. Выучить :

Гласные тянутся песенкой звонкой: А - а- а- а,

И - и- и- и, Могут как эхо в лесу закричать

Могут заплакать и застонать: «Ау! Ау! Ау!»

О- о- о -у—у-у, могут летать высоко в синеву:

Могут качать в колыбели Аленку: У - а - и - у.

3. Слова нашей речи состоят из звуков. Звуки речи делятся на гласные и согласные.

4. Гласные звуки состоят из голоса. Их легко петь. Приложи ладонь к горлу и произнеси любой гласный звук. Воздушная струя проходит свободно, не встречает на своем пути никаких преград.

5. Гласных звуков в русском языке 6 штук: а, о, у, э, ы, и

6. На письме гласные звуки обозначаются гласными буквами. Их в русском языке -

10 штук: а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю, я

7. Гласные буквы делятся на два ряда: гласные первого ряда - а, о, у, э, ы - 5 штук;

гласные второго ряда - е, ё, ю, я, и - 5 штук

8. Не путайте, пожалуйста, буквы и звуки. Звуки мы произносим, а буквы пишем.

9. Согласные состоит из голоса и шума. Согласные звуки трудно петь, а некоторые

просто невозможно. Зато их легко произносить шепотом. В их образовании

принимают участие все органы речи: язык, губы, нёбо, зубы. Воздушная струя

проходят не свободно, она встречает на своем пути разные преграды: язык, губы,

зубы, нёбо;

10. На письме согласные звуки обозначаются согласными буквами. Их в русском языке 21.

II. Глухие и звонкие согласные:

1. Все согласные делятся на звонкие и глухие.

2. Звонкие согласные состоят из голоса и шума. При произношении звонкого

согласного ощущается дрожание гортани. Это вибрируют голосовые связки.

Проложите ладонь к горлу и вы это почувствуете.

3. Глухие согласные состоят только из шума, их очень легко произносить шепотом.

При произношении глухого согласного гортань не дрожит, голос отсутствует.

Приложите ладонь к горлу, и вы это почувствуете.

4. Звонкость или глухость согласного звука можно определить еще и другим способом:

закройте уши ладошками и произнесите согласный звук. Если в ушах будет гул, то

звук звонкий, если же гула не ощущается, то звук глухой.

5. Звонкие и глухие согласные делятся на парные и непарные:

Б Д 3 Г В Ж - 3В. ЭТО Р Л М Н Й - 3В. ЭТО

П Т С К Ф Ш - ГЛ. ПАРНЫЕ Щ Ч Ц X - ГЛ. НЕПАРНЫЕ

У парных согласных есть братья - глухой или звонкий;

У непарных согласных братьев нет, они живут каждый по себе;

III. Твё рдые и мягкие согласные: (запятая обозначает мягкость согласного звука)

1. В русском языке мягких звуков столько же, сколько и твердых, и большинство из

них составляют пары - р - р', н - н', д - д', к - к', в - в', л - л', б - б', т - т', з - з',

ф - ф', м - м', п - п', г - г', с - с', х - х';

2. Непарных согласных по твердости-мягкости - 6 штук: только твердые - ж, ш, ц; только мягкие - ч, щ, и;

3. У мягких и твердых согласных есть командиры: мягкими согласными звуками командует командир по имени Тим, а твердыми командует - Том;

4. У мягких звуков нет собственной буквы, а поэтому на письме они обозначаются

двумя способами:

Мягким знаком после согласной: боль, больно, коньки, конь.

• Буквами е, ё, ю, я, и после согласной: мир, лев, мята, сюда, мёд.

5. Гласные буквы е, ё, ю, я, и можно назвать смягчающими. Чтобы прочесть или

написать твердый или мягкий согласный, надо обратить внимание на гласную букву,

которая стоит после согласной, или мягкий знак.

IV. Звуковой анализ:

1. Очень важно научить детей определять количество звуков в словах, их

последовательность и место. Дети часто ошибаются, не всегда слышат все звуки в слове. Упражняйте детей следующим образом : поем слово, продевал каждый звук по очереди, тянем его до тех пор, пока ребенок не услышит звук и считаем -ммммааааммммаааа - 4 звука. Если звук не поется, не тянется, то выделяем его голосом - ккккоооомммм - 3 звука.

V. Составление звуковой схемы слова (в цвете) :

1. Звуковую схему называем звуковым домиком. Сколько в слове звуков, столько же и

рисуем кружочков (комнат) в этом домике, (ммммаааакккк - 3 звука, значит рисуем

3 кружочка (комнаты в этом доме) - .

2. Кружочки рисуем простым карандашом.

3. Чтобы схема была полной, раскрашиваем каждую комнату в нужный цвет; твердые

согласные звуки - синий цвет, мягкие согласные звуки - зеленый цвет, гласные

звуки - красный цвет, (ммммиииирррр — 3 звука —).

Первый кружок раскрашиваем зеленым цветом, так как там живет мягкий согласный м', второй кружок раскрашиваем красным цветом, так как там живет гласный звук а, третий кружок раскрашиваем синим цветом, так как там живет твердый согласный р).

VI. Составление звуковой схемы (графической) :

1. Определяем количество звуком точно так же, только пользуемся другими

обозначениями: твердый согласный звук обозначаем одной черточкой -, мягкий

согласный звук обозначаем двойной черточкой =, а гласный звук обозначаем

просто кружочком (можно его раскрашивать красным цветом).

2. Схему выполняем простым карандашом.

Например.

Липа сок

VII. Ударение:

1. Произношение одного из слогов в слове с большей силой называется ударением.

2. Слог, на который падает ударение, называется ударным.

3. Все остальные слоги в слове называются безударными.

4. Запомните! Ударение в слове падает только на гласный звук. Ударение в словах русского языка всегда одно.

5. Чтобы правильно определить ударение в слове, нужно слово несколько раз

произнести тихо (как бы позвать, и слушать себя ушком, какой гласный будет более длительно звучать, тот и будет ударный, а остальные – безударные.

VIII. Деление слов на слоги:

1. Чтобы правильно разделить слово на слоги, нужно прохлопать слово по частям.

Сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

2. Можно слоги не только прохлопывать, но и «протопывать» ногой, отстукивать рукой по

столу.

3. Запомните! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. На письме слоги обозначаем дугами, т. е. слог обводим дугой, (рыба, сосна, осы, апельсины)

5. "Дуги рисуем простым карандашом.

IX.Чтение.

1. В основе обучения чтению не буква, а звук. Прежде чем показать ребенку новую букву,

например, М, следует научить слышать звук М в слогах, в словах.

2. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие

им буквы одинаково, т. е. так, как звучит звук. Например, звук М. Мы произносим его

отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же - М! Ни в коем случае не эм.

Говоря эм, мы произносим два звука - Э и М. А это лишь дезориентирует детей. И еще:

уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия «звук» и «буква», когда

учите ребенка читать.

3. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т. е. ребенок

сначала называет буквы слога: М, А - и только потом читает сам слог: МА. Этот навык

неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

4. Правильное чтение - это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в

начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока,

не сообразит, какая буква следующая: ммммаааа - ммммаааа (одновременно ребенок

переводит пальчик с буквы на букву). Лишь бы он не останавливался после первой

буквы! Лишь бы он прочел слитно буквы слога!

5. Ориентация при чтении на последующую гласную.

6. Если после согласной стоят буквы из первого ряда - а, о, у, э, ы, то читаем твердо.

Гласные первого ряда командуют: «Читай твердо!»

7. Если после согласной стоят буквы из второго ряда - е, ё, ю, я, и, то читаем мягко.

Гласные второго ряда командуют: «Читай мягко!»

X. Мягкий и твердый знаки:

1. Ь и Ъ знаки звуков не обозначают. Это буквы, которые не имеют звуковой оболочки.

2. Ь - служит для смягчения согласных звуков (тень, коньки) и как разделительный

(семья).

3. Выучите веселую запоминалку!

Мягкий знак, мягкий знак, Уголками угольки,

Без него нельзя никак. Банка Ъ банку превратится!

Без него не написать Вот что может получиться.

Тридцать, двадцать, десять, пять. Если будем забывать

Вместо шесть - получим шест, Мягкий знак в словах писать!

Вместо есть - получим ест,

Станут пенками пеньки,

4. Ъ - служит как разделительный (подъезд).

XI. Предложение:

1. Предложение всегда выражает с помощью слов законченную мысль или сообщение.

2. Отдельное слово законченной мысли не выражает.

3. Слово только называет предметы, действия, явления, признаки.

4. Каждое новое предложение пишется с большой (заглавной) буквы.

5. В конце предложения обязательно ставится точка, вопросительный или

восклицательный знаки.

6. Точка ставится в конце повествовательного предложения.

7. Вопросительный знак ставится в конце вопросительного предложения.

8. Восклицательный знак ставится в конце восклицательного предложения.

9. Выучите стихотворение А. Тетивкина «Восклицательный знак»

Друзья мои, приятели, Тревогу, восхищение.

Живу я много лет. Победу, торжество.

Примите восклицательный Не зря я от рождения

Мой пламенный привет! Противник тишины,

Обычно в предложениях Где я, то предложение

Стою я для того, С особым выражением

Чтоб выражать волнение. Произносить должны.

10. Если предложение что-то сообщает или рассказывает, то такое предложение называется

повествовательным. (Сегодня хорошая погода. Мальчик работает в огороде.)

11. Если в предложении заключен вопрос, то такое предложение называется

вопросительным. (Что рисует мальчик? Который сейчас час)

12. Выучите стихотворение А. Тетивкина «Вопросительный знак»

Разные -Сколько? -Какая? -Который?

вопросы - Почему? - Отчего? - Чья?

Задаю я. всем: -Зачем? -Оком? -Каким?

- Как? " - Где? - Что? - О чем?

-Откуда? -Куда? -Кому?

13. Если в предложении выражается радость, восхищение, страх, гнев или приказание, то

такое предложение называется восклицательным. (Пусть всегда будет солнце! Пора

вставать, заспался)

XII. Схема предложения:

1. Сколько в слове слов, столько и рисуем черточек - .

2. Предлоги обозначаем маленьким треугольником - .

3. Если предлог стоит в начале предложения, то рисуем его большим -.

4. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, поэтому обозначаем его таким

образом:

5. Например. Дети идут в школу.

В школу дети идут.

XIII. Орфограммы.

1. В слогах жи и ши слышится звук Ы, но пишем букву и, так как ж и ш непарные

твердые звуки и читаются твердо;

2. Выучить! Знаем твердо ЖИ и ШИ пишем через букву и;

3. Выучить!

В слоге ШИ услышав Ы, Шишки, шина, мыши, шибко

Написать ты должен И/ Написал ты без ошибки.

4. В слогах ча и ща хочется написать букву я, но надо писать а, так как ч и щ непарные мягкие согласные звуки и читаются мягко;

5. Выучить! Знаем твердо ча и ща пишем через букву а;

6. Выучить веселую запоминалку!

Роща, чаща и свеча, Куча, гуща, каланча,

Пища, туча, саранча - Туча, роща, саранча,

С буквой «а» и ЩА, и ЧА. Чаща, дача и печать -

Сочетанья ЩА и ЧА - Нужно с буквой «а» писать.

В словах пища и свеча,

7. В слогах чу и щу хочется написать букву ю, но надо писать у, так как ч и Щ непарные

мягкие согласные звуки и читаются мягко;

8. Выучить! Знаем твердо чу и щу пишем через букву у;

9. Выучить веселую запоминалку!

«Щука, чум, ищу, Не стучу и не кручу, «Чум,чугун, чулок,

молчу», - я слова учу, не ворчу и не кричу, чурбак,

учу. А учу, учу, учу все щука, чучело, чудак».

«Чу да щу, щу да чу», слова на ЩУ и ЧУ:

- я «пятерку» получу.

10. Каждое новое предложение пишется с большой (заглавной) буквы;

11. Выучите стихотворение Е. Измайловой «Заглавная буква»

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше букв-подруг. Чтобы начало все замечали.

Смотрят с почтеньем на букву подруги. Имя фамилия пишутся с нею,

Но почему? За какие заслуга? Чтобы заметней быть и виднее,

Буква расти не сама захотела, Чтобы звучали громко и гордо

Букве поручено важное деле Имя твое, имя улицы, города.

Ставится в слове, не зря, и не просто Буква большая - совсем не пустяк,

Буква такого высокого роста. О букве 6ольшой - уважения знак.

Ставится буква у строчки в начале,

12. В конце предложения обязательно ставим точку, (вопросительный или восклицательный знак);

13. Имена людей, клички животных, названия городов пишутся с большой буквы;

14. Выучите с детьми веселую запоминалку:

Кошка Маришка, котенок Тишка, Поросёнок Хрюша и бычок Гаврюша.

Щенок Дружок, цыпленок Пушок, Все их клички до одной

Корова Буренка коза Найденка, Пиши с буквы прописной!

15. Все слова в предложении пишутся отдельно друг от друга;

16. Предлоги со словами пишутся отдельно и являются, хотя и маленькими, но

самостоятельными словами; выучите стихотворение Н. Бетеньковой

Из леса, к лугу, на поляну.

У кустика, с тропинки, в яму,

От речки, около дороги –

Пиши отдельно все предлоги!

17. Неизменяемые слова: выучить

Слова ты эти твердо Кофе, радио, пальто, Если нам встречаются,

Знай Пианино и кино, Вовсе не меняются!

И в предложеньях не И какао, и метро —

Меняй: Как придумано хитро:

18. Выучить :

Если буква гласная вызвала сомнения, ты немедленно её ставь под ударение;

19. Корень слова: выучить

Как-то много лет назад, Разрастаться стало Вот еще посадки рядом.

Посадили странный сад, вскоре,

Не был сад фруктовым, И плоды нам принесло - А кот садовод.

Был он только словом. Стало много новых слов. С ним садовник идет.

Это слово, слово-корень, Вот из сада всем Очень интересно

рассада, Гулять в саду словесном.

20. Родственные слова: выучить

Слова, как родные, Они об одном говорят. Мы рыболовную сеть

похожи чуть-чуть, У рыбаков небывалый соберем,

И если поставить их в улов, Рыбного супа в тарелки

ряд, Рыбу поймал и старик - нальем.

Немного послушать и рыболов.

вдуматься в суть –

21. Парные согласные - самые опасные! В корне ты их проверяй - рядом гласный подставляй!

XIV. Эти интересные буквы е, ё, ю, я.

1. Буквы е, ё, ю, я обозначают в некоторых случаях один звук, а в некоторых случаях два

звука - после согласных эти буквы обозначают один звук: е э, ё о, ю у,

я а;

2. А в остальных случаях (в начале слова, после гласной, после ь и ъ) обозначают два

звука: е йэ, ё йо, ю йу, я йа

Например: мял - 3 звука (м', а, л) и 3 буквы, а в слове яма - 4 звука (йа, м, а, но 3 буквы;

Образец звукового разбора: ЯМА, СЕМЬЯ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, АРМИЯ, КАТЯ.

Публикации по теме:

Роль учителя-логопеда в поддержке речевой инициативы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда при создание комфортной среды в обучении детей с ОВЗ в ОУ Педагог-психолог: Радостева Т. А. Учитель-логопед: Галкина Н. В. МБДОУ «Детский сад №14 «Светлячок» г. Кудымкара (2016 г.) 1. Добрый день.

Конспект вечера-развлечения учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРКонспект вечера-развлечения учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «По следам обезьянок» Программные задачи: 1. Формировать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения между детьми. 2.

Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»Опыт работы учителя-логопеда «Инновационные методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ» Слайд № 1 Попова Наталья Валерьевна, учитель – логопед, детский сад № 40 «Бригантина», г. о. Балашиха. Слайд № 2 Уважаемое жюри, уважаемые.

Памятки для родителей детей раннего возраста Уважаемые коллеги! Для того, чтобы обрести в лицах родителей детей - воспитанников наших союзников, следует настроиться на диалог, а не.

Проект Взаимодействие учителя-логопеда с родителями детей старшего дошкольного возраста с ОНР в процессе коррекционной работы .

Рекомендации логопеда для родителей детей младшего дошкольного возраста Родителям как можно раньше необходимо обратить внимание на речь своего малыша. Конечно сразу произносить большинство звуков малыш не может.

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в работе с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги, современная жизнь не стоит на месте, многое изменяется, появляются новые технологии. Вот и наша Российская система образования.

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда».Взаимодействие учителя-логопеда и родителей через оформление стенда «Уголок логопеда». .

Взаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возрастаВзаимодействие воспитателя и учителя-логопеда по профилактике речевого недоразвития у детей дошкольного возраста В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению речевых нарушений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Памятки для родителей от учителя-логопеда при обучении грамоте детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 февраля 2017 в 19:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД